Экспорт Российской Федерации
§ товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;
§ ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
§ товары, вывозимые после переработки на таможенной территории;
§ товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем;
§ товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории;
§ товары, вывозимые с территории Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;
§ товары, вывозимые за границу Российской Федерации из свободных таможенных зон и со свободных складов;
§ иностранные и российские товары, вывозимый за границу Российской Федерации из магазинов беспошлинной торговли;
§ товары, временно вывозимые для аренды сроком на один год и более.
Не учитываются таможенной статистикой при общей системе учета категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:
товары, перемещаемые транзитом через территорию Российской Федерации;
товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада;
временно ввозимые (вывозимые) товары, за исключением арендуемых сроком на один год и более;
иностранные товары, уничтожаемые на территории Российской Федерации;
вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;
товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.
Круг учитываемых товаров в таможенной статистике должен быть достаточно полным и охватывать все товары и ценности, ввозимые в страну или вывозимые из нее, за исключением транзитных грузов.
Многие международные сделки носят комплексный характер и не всегда очевидно, необходимо ли учитывать в статистике внешней торговли участвующие в них товары. В целях обеспечения сопоставимости данных Методологией определяются товары:
§ подлежащие включению в статистику внешней торговли;
§ подлежащие исключению из нее, но рекомендованные для учета в целях составления национальных счетов и платежного баланса;
§ не подлежащие учету.
В таможенной статистике учитываются не только товары, являющиеся объектом купли-продажи, а все товары (в том числе ценности, за исключением валютных, находящихся в обращении), в результате ввоза и вывоза которых запасы материальных ресурсов страны увеличились или уменьшились. При этом не требуется, чтобы это увеличение или уменьшение ресурсов было необратимым.
Таможенной статистикой не учитываются товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения, т.е. установленной предельной (нижней) границы величины стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары.
Статистическому наблюдению в Российской Федерации подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 ЕВРО. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены. Не учитывается также монетарное золото, которым обмениваются национальные и международные финансовые органы или уполномоченные банки.
Немонетарное золото, т.е. золото, предназначенное для промышленного использования (для электронной промышленности, для производства украшений, для зубоврачебных целей и т.п.), включается в таможенную статистику внешней торговли.
Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств.
Представительства иностранных государств в любой стране рассматриваются как часть территории страны, которую они представляют, поэтому движение товаров между страной и ее представительствами рассматривается как внутренние поставки.
По этой же причине не учитываются товары, предназначенные для обеспечения боеготовности и повседневной деятельности российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также находящихся в составе войск ООН, и товары, возвращаемые на территорию России российскими воинскими частями.
В последние годы особый интерес представляют оценка и учет неорганизованной (так называемой «челночной») торговли, которая составляет около 20% импорта страны. Наиболее распространенными странами для этого вида торговли являются Турция, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Корея, Италия. В таможенной статистике учитывается (и заполняется ГТД) ввоз физическими лицами товаров, вес или стоимость которых превышает соответственно 200 кг или 10 000 долл. США. Ввоз физическими лицами товаров как в несопровождаемом, так и в сопровождаемом багаже, если их стоимость оценивается более 1000 долл. США или вес составляет более 50 кг, учитывается отдельно на основе данных, содержащихся в таможенном приходном ордере (ТПО), служащим для уплаты таможенных платежей, и не находит отражения в официальных публикациях по таможенной статистике внешней торговли.
Как было указано выше, товары, помещаемые под режим временного ввоза (вывоза), не учитываются в таможенной статистике. Киотская конвенция относит к числу таких товаров, например товары, демонстрируемые на торговых ярмарках или выставках; художественные экспозиции; коммерческие образцы; племенных животных, животных для участия в выставках или состязаниях и др.
Исключение составляют товары, временно ввозимые или вывозимые для аренды сроком на один год и более, например по сделкам на аренду вычислительной техники, устанавливаемой в помещении арендатора, самолетов, технологического оборудования и т.п.
В Методологии таможенной статистики внешней торговли определено, что учитываются товары, ввозимые или вывозимые на условиях аренды на срок более одного года (лизинг). Соответственно товары, взятые или переданные в аренду на срок менее одного года, в статистике внешней торговли не учитываются.
Ряд товаров, которые должны учитываться в товарообороте страны, не охватываются таможенной статистикой внешней торговли, так как они поставляются в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница Российской Федерации.
Например, учет морских судов и летательных аппаратов, предназначенных для использования в международных перевозках, создает серьезные проблемы в отношении достижения параллельного учета в странах-контрагентах, поскольку суда и самолеты, построенные и проданные одной страной, не всегда доставляются в страну-покупатель.
Аналогично, на основании таможенных документов, нет возможности учесть рыбу и все виды морских продуктов, продаваемых с российских судов за границей, в том числе и на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море, а также бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств.
Поскольку торговля рыбой и бункерным топливом является важной статьей российского экспорта, учет этих товаров осуществляется на основе использования дополнительных, кроме ГТД, источников информации и в первую очередь на основе специальных форм государственной отчетности.
Определение круга товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли, позволяет упорядочить отбор тех грузовых таможенных деклараций, данные из которых используются для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.