Раздел 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА

Программа

Учебной практики

Специальность: 380302– Менеджмент

Квалификация (степень) - бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Бокситогорск

Составитель: Рассказова А.А.,старший преподаватель,

Бокситогорский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина

Рецензенты: Уткин С.М., кандидат педагогических наук, доцент,

Бокситогорский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 380302 Менеджмент и профилю подготовки «Управление малым бизнесом» (квалификация (степень) «бакалавр») (для очной и заочной форм обучения).

Пособие содержит программно-методическое обеспечение учебной практики студентов: структуру программы практики, содержание учебной практики, рекомендации для студента и руководителей практики от Бокситогорского института (филиала) АОУ ВО ЛО«ЛГУ имени А.С. Пушкина» и организации, требования к оформлению отчетной документации, критерии оценки прохождения практики и представления отчета. В содержании учебно-методического пособия отражены основные разделы учебных дисциплин, необходимые для формирования и развития общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, расширения и углубления теоретических знаний бакалавров и приобретения практических навыков управления отраслевыми организациями.

Пособие утверждено на заседании кафедры информатики, экономики и управления, протокол № 1 от « 30 » августа 2016 г.

Заведующий кафедрой_________________________

(подпись)

Содержание

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

Раздел 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА.. 4

2.1. Цели и задачи практики. 4

2.2. Сроки и продолжительность практики. 7

2.3. Базы практики и рабочие места студентов. 7

2.4. Организация практики. 8

2.5. Обязанности и права студента в период практики. 9

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10

3.1. Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики. 10

3.2. Содержание учебной практики.. 10

Раздел 4. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ.. 16

4.1. Общие требования к оформлению отчетов и их защите. 16

4.2. Оценка учебной практики.. 19

Список литературы.. 21

Приложение . 22

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Направление подготовки 380302«Менеджмент» и профилю подготовки «Управление малым бизнесом» (квалификация (степень) «бакалавр») утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2010 г. № 544 в связи с переходом на уровневую систему подготовки специалистов и введению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ориентированных на компетентностный подход к трактовке качества результатов образования.

Материалы учебно-методического пособия разработаны в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке программ всех видов практик бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 380302 Менеджмент» (2010), подготовленными УМО вузов России по образованию в области менеджмента и Государственным университетом управления.

В программе подготовки бакалавра менеджмента важнейшее место отводится различного вида практикам, поскольку именно этот вид учебной деятельности студентов предоставляет возможности для формирования и оценивания профессиональных компетенций.

Учебно-методическое пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе содержатся общие положения, которые должны лечь в основу прохождения практики бакалавром. Второй раздел рекомендаций посвящен структуре программы учебной практики. В нем рассматриваются цели и виды практики, ее продолжительность и сроки проведения, даются рекомендации по подбору баз практик. В третьем разделе рассмотрены вопросы содержания практики, приведены методические рекомендации по порядку ее прохождения студентами. Четвертый раздел включает требования по оформлению документов, необходимых при прохождении практики. В пятом разделе приводятся различные приложения, которые могут быть включены в программы практики.

Раздел 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА

Цели и задачи практики.

Учебная практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров менеджмента.

Область профессиональной деятельности бакалавров и организация практики включают:

• организации любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;

• структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров в период прохождения практики и последующего трудоустройства являются: процессы управления организациями различных организационно-правовых форм.

Виды профессиональной деятельности бакалавров, включенные в программу практики: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров:

а) организационно-управленческая деятельность:

• участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);

• участие в разработке и реализации мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

• планирование деятельности организации и подразделений;

• формирование организационной и управленческой структуры организаций;

• организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

• разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации;

• контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

• мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

б) информационно-аналитическая деятельность:

• сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

• построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирование деятельности и контроля;

• создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

• оценка эффективности проектов;

• подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;

• оценка эффективности управленческих решений;

в) предпринимательская деятельность

• разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;

• организация предпринимательской деятельности.

Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами компетенций практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также сбор необходимого материала для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работ.

Целями практики являются:

1) развитие компетенций, сформированных при изучении следующих модулей: «Теория менеджмента», «Учет и анализ», в ходе изучения следующих дисциплин «Методы принятия управленческих решений», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», а также дисциплин профиля «Управление малым бизнесом» и др.;

2) подготовка студента к выполнению в условиях реального производственного и управленческого процессов ключевых видов профессиональной деятельности менеджера (управленческой, организационной, экономической, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской);

3) развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию систем управления в организации;

4) формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций менеджера в сфере малого бизнеса.

Задачи практики:

• развитие способностей студента к самостоятельной деятельности в сфере управления: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля;

• изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления в организации по месту прохождения практики;

• разработка предложений по совершенствованию направлений деятельности менеджера низшего и среднего уровней управления в организации;

• формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной управленческой деятельности, потребности в самообразовании;

• сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой.

В результате прохождения практики студенты закрепляют теоретические знания:

• об основных положениях экономической теории, теориях в области управленческих и социальных наук;

• о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик, многообразии экономических процессов и их связи с другими процессами, происходящими в обществе и на рынке;

• по закономерностям функционирования экономики, включая переходные и инновационные процессы;

• о законах развития и функционирования организаций;

• об основных и специальных методах анализа информации в сфере профессиональной деятельности - управления организацией;

• о принципах, технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений;

• о методах организационно-экономического обоснования развития организации;

формирует и закрепляет умения и навыки в области:

• осмысления в условиях практической деятельности содержания профессионального образования в области менеджмента;

• реализации общих и специальных функций по управлению организацией;

• развития управленческой культуры менеджера;

• анализа актуальных проблем и процессов в системах управления, а использования методов менеджмента в различных видах профессиональной деятельности менеджера по оценке результатов деятельности организации и управления ею, расчета показателей;

• проведение диагностики систем управления в организации;

• систематизации и обобщения информации, подготовки справок и обзоров по вопросам профессиональной деятельности, редактированию, реферированию, рецензированию документов;

• оформления управленческой документации;

• разработки и обоснования вариантов оптимальных управленческих

• решений и их оформления;

• использования организационной и компьютерной техники в режиме пользователя для решения профессиональных задач;

• самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий;

• профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций;

• в сфере управления организацией и отдельными направлениями деятельности;

• кооперации со специалистами и осуществления коммуникаций в организации;

• применения методов социально-экономической диагностики, научной организации труда и организационного проектирования;

• методических приемов проведения семинарских занятий и практикумов.

Наши рекомендации