Оформление стандартных бухгалтерских бланков

Ульяновский государственный университет

Институт экономики и бизнеса

ПОХИЛЬКО С. И.

EXCEL для экономиста

Часть 2

Автоматизация составления документов и отдельные расчеты

Оформление стандартных бухгалтерских бланков - student2.ru

Ульяновск,2009

Похилько С.И. Excel для экономиста часть 2. Автоматизация составления документов и отдельные расчеты. – Ульяновск, УлГУ, 2009.

Данное пособие предназначено для студентов всех форм обучения.

Цель издания - оказать помощь студентам при изучении курсов «Компьютеризация бухгалтерского учета», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в управлении»

Составитель:Похилько С.И.

Рецензенты:

к.э.н., доцент ИЭиБ Барашков С.В.

к.э.н., доцент УлГТУ Афанасьева Т.В.

Рекомендовано к изданию кафедрой «Экономико-математических методов и информационных технологий» Института экономики и бизнеса УлГУ

Печатается по решению Ученого Совета ИЭиБ УлГУ

ãИнститут экономики и бизнеса УлГУ, 2009г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Практическая работа №1………………………………………………4

2.Практическая работа №2………………………………………………9

3.Практическая работа №3………………………………………………14

4.Практическая работа №4………………………………………………18

5.Практическая работа №5…………………………………..…………..23

6.Практическая работа №6…………………………………..…………..31

7.Практическая работа №7………………………………..……………..36

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Оформление стандартных бухгалтерских бланков

Хотя Excel позволяет создать практически любой бланк, это может потребо­вать достаточно больших усилий. Перед тем, как приступить к созданию любого бланка, нужно проверить, не можете ли вы достать готовую таблицу с нужным бланком. Проще всего это сделать с помощью одной из информационно-спра­вочных систем или Интернета.

Наконец, может быть, вы найдете нужный бланк среди шаблонов Excel. Вы­берите команду Файл → Создать и выберите среди шаблонов Финансовые шабло­ны . Будет создана новая рабочая книга с несколькими листами, каждый из которых является бланком какого-то документа. Однако большинство бланков устарело, так что не стоит слишком рассчитывать на то, что вы сможете воспользоваться шаблонами Excel.

Если вы все же не нашли нужный бланк, а он вам нужен, придется самосто­ятельно его оформить. Опишем оформление бланка на примере второй страницы формы № Т-51, то есть последней страницы расчетной ведомости.

Для ввода и оформления нужно взять готовый напечатанный на бумаге бланк и создать свой, похожий на стандартный. Вначале нужно ввести в ячейки все нужные слова. Так как в расчетной ведомости все столбцы пронумерованы, вначале введем эти номера. В заголовке таблицы перед номерами может располагаться от одной до трех ячеек заголовка. Поэтому вводим номера в четвертую строку, в ячейки с А4до R4. После этого нужно ввести все заголовки верхнего уровня в первую строку. При этом следует ориентироваться на номера столбцов. Например, в первые шесть ячеек, с A1по F1, вводятся соответствующие назва­ния, но следующее название вводится не в седьмой столбец, а в восьмой. Это объясняется тем, что заголовок Отработано дней (часов) объединяет столбцы с номерами 6 и 7. Следующий заголовок, Начислено, руб. объединяет пять столб­цов, начиная с восьмого. Соответственно, следующий заголовок, Удержано и за­чтено, руб., нужно ввести в ячейку M1. После того, как вы ввели информацию в первую строку, нужно ввести

Рис. 1.1. Ввод слов в нужные ячейки

Оформление стандартных бухгалтерских бланков - student2.ru подзаголовки во вторую и третью строки. При этом третью строку нужно использовать только там, где есть заголовок в первой и вто­рой строках. В итоге вы получите примерно такую таблицу (Рис. 1.1).

Возможно, у вас она не поместилась полностью на экране, и для перехода к нужной ячейке нужно воспользоваться полосой прокрутки.

Обратите внимание, что большинство названий не помещаются в ячейки и скрыты следующими названиями. На этом этапе данная ситуация вполне нор­мальна. Не надо пытаться изменить размеры ячеек или поменять шрифт. Этим мы займемся дальше.

После ввода текста, нужно его отформатировать. Вначале выделите все вве­денные ячейки и выберите шрифт Times New Roman размера 8, а также выберите выравнивание по центру, нажав кнопку Оформление стандартных бухгалтерских бланков - student2.ru на панели форматирования. Мы сде­лаем в заголовке достаточно мелкие надписи. Далее объедините ячейки там, где это необходимо. Например, нужно объединить ячейки с А1 по A3. Выделите их и нажмите кнопку Оформление стандартных бухгалтерских бланков - student2.ru на панели форматирования. Аналогично объедините ячей­ки в следующем столбце и так далее. Столбцы Fи Gобъединяются иначе. Нуж­но объединить ячейки F1и G1, после чего объединить вместе F2и F3, а также G2и G3. Далее объедините в единое целое ячейки с Н1 по L1и так далее.

Рис. 1.2. Предварительное форматирование Рис. 1.1. Ввод слов в нужные ячейки

Оформление стандартных бухгалтерских бланков - student2.ru После того, как все нужные объединения выполнены, выделите первые три строки и выберите команду меню Формат → Ячейки. Появится диалог настрой­ки формата, в котором перейдите на вкладку Выравнивание. Установите флажок

переносить по словам и в списке вертикального выравнивания выберите по цент­ру. После перейдите на вкладку Границы и выберите внешние и внутренние гра­ницы ячеек, установив среднюю толщину линий, после чего нажмите кнопку ОК. В результате вы должны получить примерно такой внешний вид заголовка таблицы (Рис. 1.2).

Перед тем, как подбирать нужные размеры строк и столбцов, нужно повер­нуть на 90 градусов некоторые надписи в заголовке. Выделите ячейки НЗи 13, после чего выберите команду меню Формат → Ячейки. Впоявившемся диалоге снова перейдите на вкладку Выравнивание и в поле угла поворота введите90, по­сле чего нажмите кнопку ОК. Надписи в выделенных ячейках теперь будут рас­положены вертикально, а не горизонтально.

После того, как все ячейки заполнены и выбраны правильные форматы, нужно задать размеры ячеек. Перетащите мышью границы столбцов, ориентиру­ясь на соотношение столбцов в оригинале и на размеры надписей в заголовках. Возможно, вам потребуется изменить и высоту строк. В конце работы можно вы­делить строки под заголовком и также выбрать для них границы из линий сред­ней толщины. Чтобы посмотреть, что у вас получилось, выберите команду меню Вид →Разметка страницы. Вы увидите бланк с учетом того, как он будет распе­чатан на принтере (Рис. 1.3).

Рис. 1.3. Разметка страниц

Оформление стандартных бухгалтерских бланков - student2.ru Если некоторые столбцы у вас попали не на ту страницу, измените шири­ну столбцов. Вы также можете изменить поля страницы, выбрав команду ме­ню Файл →Параметры страницы и настроив размеры полей в появившемся диалоге. Для возврата к прежнему виду выберите команду меню

Вид →Обыч­ный. Возможно, вам больше нравится вертикальное выравнивание не по цен­тру, а по верхней границе. Можете выделить ячейки в заголовке и изменить выравнивание, как это делалось ранее. В конце работы можно выделить ячей­ки бланка, расположенные ниже заголовка, и выбрать шрифт, отличающийся от шрифта в заголовке.

Если вы хотите добавить текст 2-я страница формы № Т-51 в верхний правый угол формы, вставьте строку перед первой строкой таблицы и введите текст в нужное поле. Так можно добавить и подписи в ниж­ней части формы. Под конец необходимо сохранить созданный бланк доку­мента в файле.

Аналогично вы можете оформить любой нужный бланк. Следует только при­держиваться верного порядка: вначале вводите текст, после этого меняете фор­мат, объединяете ячейки и задаете границы, и, наконец, выбираете ширину столбцов и высоту строк.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Наши рекомендации