Этапы развития туристской отрасли
Жизненный цикл
Приведем характеристики четырех стадий зрелости отрасли.
1.Рождение. Отрасль, находящаяся на этой стадии, возникла недавно как осознание существования некоторой неудовлетворенной потребности группы потребителей или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей потребителя. Основными характеристиками такой отрасли являются изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке. Объем продаж быстро растет; прибыли, как правило, нет, но растут только инвестиции, поэтому поток денежной наличности здесь пока еще отрицательный. Идет поглощение денежной наличности для развития отрасли.
2.Рост. На этой стадии продукция отрасли начинает пользоваться спросом у все большего числа покупателей, и конкуренты начинают бороться за получение все больших долей увеличивающегося "доходного пирога". На стадии роста покупатели, доли и технологии становятся известны гораздо лучше, и вхождение в отрасль новых "игроков" оказывается гораздо более трудным делом. Объем продаж быстро увеличивается; появляется прибыль, объемы которой быстро нарастают, хотя поток денежной наличности все еще может быть отрицательным.
3.Зрелость. На данной стадии происходит полное насыщение рынка. Большинство потенциальных покупателей приобретает продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется стабильностью известных покупателей, технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться. Объем продаж достигает предельно высокого уровня, после чего наступает замедление роста и затем полная остановка; прибыли достигают предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться, в то время как движение наличности остается позитивным.
4.Старость. На данной стадии покупатели постепенно теряют интерес к продукций либо потому, что новые и более качественные ее заменители начинают вытеснять старую продукцию, либо потому, что меняются потребительские предпочтения или вкусы покупателей. Главными характеристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов и (во многих аналогичных производствах) сужение ассортимента товаров. Объем продаж резко падает, прибыли снижаются, движение наличности падает медленно; все параметры сходятся к нулю.
Характеристики этапов жизненного цикла отрасли
1.Пассионарная фаза.
Характеристики фазы:
- максимальные затраты со стороны национальных властей и иностранных инвесторов, как в инфраструктуру будущего курорта, так и в его продвижение на мировом рынке.
- минимальная отдача начавшего свое развитие въездного туризма.
- основная масса приезжающих – жители страны - производителя туристских услуг, либо стран соседей.
- власти страны обязаны поддерживать низкие цены на туристские услуги для привлечения большего количества туристов.
На пассионарной фазе сегодня находятся страны, обладающие большим туристским потенциалом, но не имеющие большого опыта производства туристских услуг (Кения, Марокко, Иордания), а также страны, обладающие опытом организации туристских услуг, но ранее не ориентированные на въездной международный туризм в силу политических или идеологических причин (страны Восточной Европы, Китай).
2. Экстенсивная фаза. Экстенсивность в развитии национального туристского производства выражается в стремлении национальных производителей наращивать объем экспорта туристского продукта за счет использования все большего количества туристских ресурсов (Турция, Египет, Таиланд, Испания).
Характеристики фазы:
- центр становится более популярным и принимает большее количество иностранных туристов;
- местные производители турпродукта наращивают сбыт, увеличивая разнообразие туристских программ, основывая новые курортные зоны.
- делаются большие капиталовложения в инфраструктуру.
- объемы продаж туров стремительно растут;
- цена на туристский продукт остается сравнительно низкой;
- основная масса туристов – иностранные туристы, небогатые жители более экономически развитых стран.
Факторы, лимитирующие стадию экстенсивного роста жизненного цикла курорта:
- ограниченная пропускная способность курорта (количество туристских ресурсов, длительность времени, необходимая на самовосстановление этих ресурсов, возможности туристской инфраструктуры);
- негативное воздействие въездного международного туризма на жизнь местного населения (нарушение самобытности, традиций, культуры; приведение к искусственному завышению цен на курорте, трансформации структуры экономики региона, возникновение экологических проблем).
3. Интенсивная фаза. Суть интенсивного роста состоит в увеличении рентабельности производства туристского продукта за счет повышения качества обслуживания туристов, роста индивидуализации обслуживания (Италия, Франция).
Характеристики фазы:
- повышается стоимость национального туристского продукта (из-за роста квалификации и количества задействованного в обслуживании персонала);
- сокращается вместимость объектов туриндустрии в целях индивидуализации обслуживания;
- въездные туристские потоки ослабевают незначительно из-за популярности курорта;
- доходы производителей туристского продукта остаются на высоком уровне.
- основные туристы - обладатели высокого уровня доходов, жители экономически более развитых государств.
4. Космополитическая фаза. Предполагает полное смешение местного населения с постоянно приезжающими иностранными гражданами, интернационализацию местной культуры, экономики, социальных устоев и т.д. Местное население постепенно отходит от работы в туризме, получая более высокооплачиваемые должности в предприятиях торговли и финансовых структурах. При этом растет количество приезжающих на заработки жителей близлежащих государств, которые и занимают освобождающиеся в туристской сфере рабочие места (Монако, Сан-Марино, Андорра).
Характеристика фазы:
- полное слияние туризма с любой экономической активностью в регионе;
- зависимость национального рынка экономической системы от приезжающих туристов;
- высокая популярность курорта;
- высокая стоимость туристского продукта;
- сравнительно высокий уровень жизни местного населения;
- рост инвестиций в иностранные экономики.
Этапы развития туристской отрасли
1) до начала XIX в. предыстория туризма;
2) начало XIX начало XX вв. элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
3) начало XX в. до Второй мировой войны начало становления социального туризма;
4) после Второй мировой войны (современный этап) массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
Существуют такие стратегии ценообразованияна туристический продукт или услугу;
- Туристическое предприятие продает продукт по рыночной цене, но позволяет уберечься от снижения цен и таким образом цена покрывает допустимые расходы. Поскольку на рынке нет ценовой дифференциации, фирма будет использовать неценовые техники стимулирования спроса;
- Туристическое предприятие назначает более низкую цену сравнительно с текущим рыночным ценам, тем самым создавая себе репутацию предприятия, предлагающего низкие цены. Такая стратегия имеет право на функционирование при эластичности спроса на товар или услугу; иначе предприятие переманивать клиентов своих конкурентов, а это может привести к началу ценовой конкуренции;
- Туристическое предприятие устанавливает на свой продукт или услуги цену уеду рыночной. Использование стратегии завышенных цен должно быть обусловлено наилучшим качеством товара данной отрасли или подкреплено различными привлекательными выгодами и уникальностью товара с целью оправдания высокой цены. Качество выступал источником дохода, который используется на меры по стимулированию спроса.
Возможно использование двух или трех стратегий ценообразования для создания продукта для удовлетворения потребностей каждого сегмента рынка.
Виды разделения труда
Разделение труда принято распределять на несколько видов в зависимости от признаков, по которым оно осуществляется.
Естественное разделение труда: процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку.
Техническое разделение труда: определяется природой используемых средств производства, прежде всего техники и технологии.
Общественное разделение труда: естественное и техническое разделение труда, взятые в их взаимодействии и в единстве с экономическими факторами, под воздействием которых происходит обособление, дифференциация различных видов трудовой деятельности.
Кроме того, общественное разделение труда включает в себя ещё 2 подвида: отраслевое и территориальное.
Отраслевое разделение труда предопределяется условиями производства, характером используемого сырья, технологии, техники и выпускаемого продукта.
Территориальное разделение труда – это пространственное размещение различных видов трудовой деятельности. Его развитие предопределяется как различиями в природно-климатических условиях, так и факторами экономического порядка.
Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда.
Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.
В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".
Существуют 3 формы общественного разделение труда:
Общее разделение труда характеризуется обособлением крупных родов (сфер) деятельности, которые отличаются друг от друга формообразованием продукта.
Частное разделение труда – это процесс обособления отдельных отраслей в рамках крупных родов производства.
Единичное разделение труда характеризует обособление производства отдельных составных компонентов готовых продуктов, а также выделение отдельных технологических операций.
Сателиттные счета. В этих счетах учитывается все: не только размещение туриста, но и его траты в магазинах, такси, ресторанах, музеях и т.д. Даже сельхозпродукция, которая выращивается специально в расчете на туристов. Подобная практика учета данных широко используется во многих европейских странах. Вообщем это общая туристская статистика, как по регионам так и по по стране в целом.Задача построения сателлитных счетов туризма состоит в том, чтобы предоставить подробную аналитическую информацию обо всех аспектах туризма: структура туристского потребления, виды экономической деятельности, в первую очередь направленные на обслуживание посетителей, взаимоотношения с другими видами экономической деятельности. В сателлитных счетах туризма рассчитываются количественные показатели воздействия туризма на экономику страны (региона).С 2000 года сателлитные счета туризма внедрены во Франции, Испании, Австрии, Канаде и других странах.