Рентная оценка водных ресурсов
Рентная оценка водных ресурсов имеет определенные особенности, что обусловлено решением вопроса о том, какие затраты должны лежать в основе оценки - средние или предельные. Для исчисления дифференциальной ренты ответ на данный вопрос имеет первостепенное значение.
Основополагающим методологическим принципом определения рентного эффекта, приносимого конкретным природным ресурсом, является ориентация на получение максимально возможного народнохозяйственного эффекта от его использования. Поэтому при измерении ренты следует рассматривать наиболее эффективный способ эксплуатации природного объекта и соответствующее ему значение дифференциального дохода брать за основу экономической оценки.
Рассчитываемая таким способом экономическая оценка воды, применяемая в плановой практике и в хозяйственном механизме, стимулирует выбор наиболее эффективного варианта эксплуатации природных объектов, бережное к ним отношение, снижение водоемкости общественного производства. Реализация данного подхода побуждает к непрерывному поиску эффективных форм и методов использования производственных (в том числе и водных) ресурсов, создает необходимые предпосылки обеспечения рационального режима водопользования.
Проблема наиболее полной реализации экономического потенциала, заключенного в природных ресурсах, выходит далеко за рамки отраслей природопользования. Она носит ярко выраженный межотраслевой характер, требует согласованности действий всех звеньев народного хозяйства. Ориентация на потенциальные результаты создает стимулы к необходимой перестройке, и не только в отраслях природопользования, но и во всех связанных с ними сферах народного хозяйства. Оценки природных ресурсов, исчисленные на основе потенциальных эффектов их использования, играют роль своеобразного эталона, к которому надо стремиться. Их применение в планово-проектных расчетах ужесточит отбор альтернативных способов эксплуатации природных объектов.
Методом объективного измерения потенциального эффекта, приносимого природным ресурсом, является построение оптимизационной модели его функционирования. Ее анализ позволяет получить ряд важных свойств оптимального плана эксплуатации природных ресурсов, которые при их интерпретации применительно к реальной экономике трансформируются в принципы рационального хозяйствования. Один из важнейших принципов заключается в том, что оценка ресурса соответствует наиболее эффективному варианту его применения. Суть его заключается в том, что максимизируется рента, получаемая при использовании оцениваемого ресурса: из всех способов его применения выбирается наиболее эффективный. Получаемое в результате расчетов значение эффекта и принимается за величину ренты (R):
R = max ai qi (zi-si),
где zi - замыкающие затраты по i-му способу;
si - индивидуальные затраты;
qi - выпуск продукции по i-му способу;
ai - коэффициент, учитывающий динамику величин zi, si, qi.
Недостаток формулы заключается в том, что предполагается невозможность одновременного использования оцениваемого ресурса предприятиями, функционирование которых неодинаково эффективно для народного хозяйства. Если в сельском хозяйстве такая гипотеза отвечает действительности (за каждым участком земли в каждом производственном цикле закрепляется конкретный способ эксплуатации), то в других природоэксплуатирующих отраслях это не всегда так. Например, в водном хозяйстве один источник может удовлетворять нужды сразу нескольких водопотребителей и водопользователей.
На практике расчет рентной оценки источника воды прямыми методами не всегда возможен, поэтому рассматриваются косвенные способы его определения. В частности, предлагается оценивать воду, идущую на орошение, путем измерения дифференциальных доходов сельскохозяйственных предприятий. Оценка воды должна определяться дифференциальной рентой, получаемой хозяйствами от реализации их продукции. Чем больше доход хозяйства от получаемой для полива воды, тем больше дифференциальная рента, тем выше и оценка воды.
В данном случае имеется в виду эффект от эксплуатации воды, возникающий в сфере ее потребления. Это дифференциальная земельная рента, которая, строго говоря, не имеет ничего общего с экономической оценкой воды. Последняя выражает ценность источников, проявляющуюся в процессе их эксплуатации. Однако если источник и орошаемые угодья «срастаются» экономически, встает вопрос, в какой мере полученный доход образован благодаря естественным свойствам почвы и местоположению орошаемых угодий, а в какой - качеству воды. Кроме того, довольно часто оценке подлежат совместно водные и земельные ресурсы и поэлементная оценка некорректна.
Отметим, что дифференциальные оценки водных источников могут быть получены на практике в результате построения рациональных водохозяйственных балансов, обеспечивающих наиболее эффективное использование водных ресурсов в конкретном водохозяйственном районе, на определенном участке водной системы. На основе водохозяйственных балансов будут получены замыкающие затраты на воду и индивидуальные затраты источников, которые станут основным пунктом определения величины дифференциальной ренты.
Оценка источника воды, базирующаяся на определении дифференциальной ренты, отражает эффект, приносимый им в течение года. Рентная оценка выполняет ряд присущих ей функций, важнейшей из которых является установление на ее основе рентного платежа. Однако на базе рентного эффекта нельзя принимать решения относительно необходимых масштабов освоения (или прекращения эксплуатации) водного источника, решать вопросы о целесообразности осуществления определенного способа использования его ресурсов при бессрочном закреплении за соответствующим предприятием. Наконец, нельзя и исчислить полный народнохозяйственный эффект, приносимый конкретным ресурсом за весь срок его использования.