Замыкающие затраты на водные ресурсы

Замыкающие затраты на воду лежат в основе системы экономических оценок водных ресурсов. Их расчет необходим для определения, во-первых, рентных оценок источников, во-вторых, оценок воды в конечном потреблении, в-третьих, оценок иммобильных фондов водохозяйственной системы. Указанные оценки целесообразно использовать при планировании, управлении и организации водопользования. Замыкающие затраты - стержневой показатель системы экономических оценок воды как природного ресурса (вода в источнике) и как продукта труда (вода в конечном потреблении), критериальный параметр водохозяйственного районирования.

Для совершенствования водопользования на современном этапе большое значение имеет разработка наиболее адекватной системы расчета замыкающих затрат на воду, позволяющей выявить оптимальные масштабы водохозяй-ственных и водоохранных мероприятий на стадии планово-проектных решений и параметры сокращения водопотребления и водоотведения в режиме их функционирования.

Водные ресурсы, как правило, локализованы. Они могут более или менее свободно перераспределяться лишь в рамках взаимосвязанной гидрофизической системы. Поэтому степень дефицитности воды и соответствующий уровень потребности в ней дифференцируются в территориальном аспекте, что предопределяет общественно оправданный предел затрат на водообеспечение по районам, т.е. районные замыкающие (предельные, приростные, дополнительные) затраты на воду. Необходимость установления районных, а не единых замыкающих затрат возникает, как известно, при оценке ресурсов в тех случаях, когда рента по местоположению играет большую роль, чем рента, обусловленная качеством ресурса (иммобильность водных ресурсов в территориальном аспекте). Таким образом, с исчислением замыкающих затрат неразрывно связано установление водохозяйственного районирования.

Определение замыкающих затрат на воду должно осуществляться на основе оптимального плана водохозяйственной деятельности. Разработка этого плана есть составление оптимального водохозяйственного баланса, что предполагает анализ и сравнение всех альтернатив по удовлетворению потребностей в воде, включающих в себя экстенсивные и интенсивные мероприятия. Под экстенсивными понимаются мероприятия, направленные на наращивание объема водообеспечения, связанные с приходной частью водохозяйственного баланса; под интенсивными - мероприятия по сокращению потребностей в водных ресурсах, уменьшающие входную часть водохозяйственного баланса.

Рациональные размеры приходной части водохозяйственного баланса достигаются, когда предельные затраты по водорегулированию равны предельному эффекту от потребления воды за вычетом из него затрат по водозабору, водоотведению и водоподготовке. В результате проведения мероприятий по водорегулированию объем воды в источнике может быть доведен до оптимального уровня, характеризующего экономически ограниченный уровень его потребления. Поэтому физическая ограниченность водных ресурсов как таковая не имеет самостоятельного значения, точно так же как в общем случае определение степени ограниченности любого производственного ресурса осуществляется исходя из соотношения затрат и результатов его вовлечения в сферу хозяйственной деятельности.

Итогом обсуждения проблемы определения замыкающих затрат на воду явилась разработка двух основных принципов их измерения, которые можно сформулировать следующим образом. Во-первых, замыкающие затраты на воду определяются на основе оптимального плана водопользования, характеризующегося равенством приростных затрат по привлечению дополнительных водных ресурсов приростному эффекту от их потребления. Во-вторых, разработка оптимальных планов эксплуатации водных ресурсов для изолированных водохозяйственных районов, не связанных между собой переброской воды, производится раздельно.

Замыкающие затраты на воду, исчисленные на основе указанных принципов, характеризуются тремя основными свойствами:

- они дифференцируются по водохозяйственным районам; для районов, связанных между собой перераспределением стока, замыкающие затраты различаются на величину транспортных затрат с учетом стоимости потерь воды;

- если на реке имеется критический створ (водные ресурсы за вычетом санитарного попуска потребляются полностью), то замыкающие затраты на воду в районах, расположенных выше по течению, больше, чем в нижерас­положенных районах;

- они равны приростным значениям издержек увеличения приходной части водохозяйственного баланса посредством водорегулирования или перераспределения стока.

Следовательно, основной упор делается на экстенсивные мероприятия воспроизводства объема водообеспечения.

Перевод водного хозяйства на интенсивный тип воспроизводства требует разработки адекватных принципов измерения замыкающих затрат на воду. Замыкающие затраты на воду определяются из оптимального плана водопользования, харак­теризующегося равенством приростных затрат по удовлетворению потребности в воде приростному эффекту от ее потребления. Преимущество данного подхода заключается в том, что удовлетворение потребности в воде предполагает как ме­роприятия, направленные на увеличение приходной части водохозяйственного баланса (водорегулирование, перераспределение стока и прочие экстенсивные факторы), так и мероприятия по сокращению его расходной части за счет по­вышения эффективности использования забираемой воды (поддержание тре­буемого качества водных ресурсов, экономия воды и переход на маловодные и безводные технологии, снижение потерь и т.п.). Удельный вес интенсивных и экстенсивных факторов удовлетворения потребности в воде, как и уровень за­мыкающих затрат на воду, формируется в рамках оптимального плана водополь­зования, в ходе совместной оптимизации процесса водообеспечения и водопо­требления.

Совершенствование исчисления замыкающих затрат на воду требует учета также ряда особенностей технологии водопользования. Так, при измерении замыкающих затрат на воду нужно определять издержки по подаче воды потребителю, водоподготовке, очистке воды, водоотведению, т.е. издержки на проведение мероприятий, осуществляемых централизованно предприятиями водоснабжения. Здесь не учитываются индивидуальные особенности потребителей (их местоположение, специфические требования к качеству воды и т.п.). Речь идет о проведении мероприятий, результатами которых пользуются все водопотребители, находящиеся в данном водохозяйственном районе. Таким образом, можно сформулировать еще один принцип измерения замыкающих затрат на воду: при их исчислении нужно учитывать все издержки, возникающие в связи с удовлетворением конечной потребности в воде всех производственных и непроизводственных объектов в рассматриваемом водохозяйственном районе.

В современных условиях при составлении водохозяйственного баланса района следует принимать в расчет качество водных ресурсов. Последнее пре­допределяет необходимость выделения производственных ресурсов на водоох­ранные мероприятия для поддержания требуемого качества воды в источнике, которые обеспечивают получение максимального народнохозяйственного эф­фекта от ее использования. В силу этого в состав замыкающих затрат на воду нужно включать замыкающие затраты на проведение водоохранных мероприя­тий, представляющие собой предел затрат на доведение качества воды до требуемого уровня. Необходимость учета качества воды при составлении во­дохозяйственного баланса целесообразно также рассматривать как один из ос­новных принципов измерения замыкающих затрат на воду.

Замыкающие затраты на воду, определяемые исходя из сформулирован­ных выше принципов их измерения, на наш взгляд, в наибольшей степени от­вечают задачам интенсификации водопользования, так как ориентируют хозяй­ственные звенья на изыскание резервов удовлетворения собственных потребно­стей за счет имеющихся водных ресурсов путем сокращения непроизводитель­ных потерь, перехода на прогрессивные технологии.

При введении платы за воду важное значение имеет учет ее дифференциации по отдельным водопотребителям в зависимости от их территориального размещения. С теоретической точки зрения экономические нормативы должны быть дифференцированы в соответствии с объективными условиями хозяйствования, а нормативы эффективности использования однотипных по технико-экономическим характеристикам ресурсов -со степенью их мобильности. В связи с этим важную роль играет установление замыкающих затрат, а значит, и ставок платы за воду для различных ее потребителей. Учитывая сильный «разброс» по территории производственных объектов, особенно если это сельскохозяйственные предприятия, затраты по снабжению их водой дифференцируются на транспортную составляющую. Эта дифференциация определит и дифференциацию индивидуальных нормативов платы за воду. Ее значения устанавливаются в процессе заключения хозяйственных договоров, когда можно учесть большинство конкретных особенностей снабжения водой каждого потребителя и наиболее точно отразить их в плане.

Стимулирующее воздействие платы за воду проявится только в том случае, если будет создан действенный механизм экономической ответственности, устанавливающий прямую связь между финансовым положением предприятий и результатами их деятельности. Соблюдение перечисленных условий создает стимулы к рациональному использованию водных ресурсов во всех звеньях народного хозяйства. Для более полного использования этих условий существенно важным является установление обоснованного уровня платы за воду исходя из значений замыкающих затрат.

Проблема вычленения в чистом виде эффекта, приносимого водой и землей, сложна и в теоретическом, и в практическом плане. По-видимому, здесь и не следует стремиться вменить большую или меньшую часть дохода тому или иному фактору производства. Если нет равноэффективных альтернатив совместному использованию двух оцениваемых ресурсов, целесообразно говорить о них как о едином объекте оценки. В сельском хозяйстве в ряде случаев при совместном использовании водных и земельных ресурсов возникает водно-земельная рента. Соответственно снимается вопрос о взимании платы за воду, уже не выступающую самостоятельным объектом оценки. В том случае, если вода на орошаемый участок подается из общей оросительной системы, связывающей земельные угодья одного хозяйства, то возможны различные варианты распределения воды.

Величина платы за водно-земельные ресурсы, которыми монопольно распоряжается хозяйство, может определяться на основе оптимизационной модели их совместного использования. Важнейшее требование, предъявляемое к подобным моделям, - учет стохастических факторов, и в первую очередь случайных колебаний водности по годам. Ниже предлагается алгоритм расчета дифференциального эффекта, формализующий данные стохастические факторы.

Вначале решается серия задач выбора оптимальной структуры посевов, обеспечивающей выполнение плановых заданий по выращиванию основных сельскохозяйственных культур при заданной водности и соблюдении научно обоснованного севооборота. Всего решается п задач, соответствующих выбранному количеству расчетных обеспеченностей Рп. Таким образом, для каждого показателя водности, определяемого соответствующей расчетной обеспеченностью, формируется оптимальная структура посевов, дающая максимум дифференциального дохода Rр (оценки водно-земельных ресурсов).

Далее рассматриваются возможные условия реализации каждой структуры посевов посредством маневрирования условиями орошения и размерами поливных земель (в пределах посевных площадей). Это позволяет получить для каждой расчетной структуры посевов определенный ряд значений дифференциального дохода в зависимости от водности. На основании этих данных рассчитывается его среднемноголетнее значение как математическое ожидание R:

R = f(Pn.Wn) ,

где Wn - водность при Рп - й обеспеченности;

0 < п < 1.

Следовательно, величина R определяет среднемноголетний экономический эффект от совместного использования водных и земельных ресурсов конкретного орошаемого массива при заданной структуре посевов. Она характеризует дифференциальную ренту (экономическую оценку водно-земельных ресурсов), но не в оптимальном режиме их использования. Чтобы устранить этот недостаток, нужно определить значение Rmax, характеризующее функционирование орошаемого массива (структуры посевов, режимы водораспределения и т.д.) в оптимальном режиме. Важным исходным плановым параметром при реализации вышерассмотренного алгоритма становится расчетная обеспеченность Рп - основа планирования в данном периоде развития орошаемого земледелия в регионе, а получаемая экономическая оценка водно-земельных ресурсов выступает базисом исчисления платы за водно-земельные ресурсы, находящиеся в распоряжении хозяйства.

Рассмотренные выше подходы к определению ставки платы (ренты) за водно-земельные ресурсы в сельском хозяйстве приемлемы для таких случаев хозяйственной практики, когда сельскохозяйственные угодья и водный источник находятся в распоряжении одного сельскохозяйственного предприятия. Однако чаще ни одно из хозяйств не обладает монопольным правом использования источника, им пользуются все предприятия, расположенные на территории водохозяйственного района (участка). В этом случае специализированные водохозяйственные организации наделяются монопольным правом использования источника, а водопользователи вступают с ними в возмездные отношения. Выше отмечалось, что наиболее перспективная форма реализации этих отношений - заключение хозяйственных договоров. Тогда наряду с земельной рентой следует взимать отдельно плату за воду. Первая определяется примерно таким же способом, какой был предложен выше для исчисления водно-земельной ренты. Разница состоит лишь в том, что из нее исключается общий для всех хозяйств региона эффект от потребления воды. Индивидуальные различия отдачи от использования воды в хозяйствах найдут свое отражение в земельной ренте, а эффект, одинаковый для всех, составит базу платы за воду.

Взимание земельной или водно-земельной ренты и платы за воду в сельском хозяйстве требует разработки вопросов экономического стимулирования соблюдения научных основ поливного земледелия. Речь идет об обеспечении севооборота в орошаемом земледелии, выполнении экологических и других требований, прямо не вытекающих из кратко - или даже среднесрочных хозрасчетных интересов первичного звена. Такие вопросы должны решаться в масштабах региона, в рамках долгосрочной программы воспроизводства его естественных водных ресурсов и сохранения окружающей природной среды. Для этого, в частности, следует оптимизировать структуру и масштабы размещения возделывания высокодоходных культур (с точки зрения хозрасчетных критериев) в орошаемом земледелии. Экологические издержки, связанные с загрязнением водоемов дренажными водами, содержащими смытые с полей минеральные удобрения, ядохимикаты, засолением и деградацией почв, должны найти адекватное отражение в экономических регуляторах.

Рациональное использование водных ресурсов тесно связано с охраной водных источников от загрязнения. Исходя из этого, категория «плата за воду» в широком смысле должна отражать эти два взаимосвязанных процесса водопользования. Ранее было показано, что определение экономической оценки воды на основе замыкающих затрат производится с учетом в их структуре водоохранных затрат. Последние направлены на предотвращение сброса загрязнения и достижение требуемого качества источника. Таким образом, теоретически плата за воду, базирующаяся на использовании такого вида экономической оценки, ориентирует не только на рациональное использование водных ресурсов в количественном аспекте, но и на обеспечение требуемого качественного состояния водных объектов.

Для практической реализации экономического стимулирования водоохранной деятельности у водопотребителей, направленной на предотвращение сброса загрязнения, необходимо введение специальной платы за сброс загрязнения. При этом плата должна устанавливаться как за сброс загрязнения непосредственно в водоем, так и в канализационную систему (уровень ее следует соответствующим образом дифференцировать). Специальная плата должна быть исчислена в тесной увязке с платой за воду, так как оба платежа в каком-либо регионе (на водохозяйственном участке) являются производными одного значения замыкающих затрат на воду.

Наши рекомендации