Политический режим. Демократия

Политический режим— это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов: авторитарный, тотали­тарный и демократический. Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме пра­вящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть кон­центрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода го­сударственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные ор­ганы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнитель­ная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую пар­тию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при фашизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократи­ческом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признает­ся право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вме­сте с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.

Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредст­венной.

Непосредственная (прямая) демократия— это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению не­посредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.

Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представи­тельная демократия). Под представительной демократиейпонимается участие граждан в деятельно­сти органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представи­тельная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положе­ние парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей; высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

2. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду,
и от этого выигрывает все общество» — так сформулировал основной принцип рыночной экономики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.

Равное право преследовать свою выгоду является конкуренцией. Под конкуренцией подразумева­ется соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющих­ся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителю. Так, например, еще 15 лет назад при появлении на рынке мо­бильных телефонов, они казались немыслимой роскошью. Сейчас в связи с развитием новых техно­логий, достаточно большой конкуренцией и соответственно значительным снижением цены мобиль­ные телефоны стали доступны большинству жителей России.

Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что только в условиях свободной конкуренции может быть реализован открытый им принцип: в обществе всеобщего благоденствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Другими словами, бо­гатство общества увеличивается в том случае, если всечлены общества выигрывают.

Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового пред­приятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

Предложенная проблема является крайне актуальной для современной России и отражает кон­фликт, существующий между человеком как социальным существом и природой. Суть конфликта заключается в отрицательном, как правило, воздействии человека на природу в результате его хозяй­ственной деятельности, бурного расцвета научно-технической революции.

Несомненно, размещение нефтеперерабатывающего завода существенно улучшит экономиче­скую ситуацию в регионе, позволит увеличить количество рабочих мест. Перевод завода в другую местность все равно не гарантирует экологическую безопасность жителям. Единственным гарантом экологической безопасности может являться соблюдение всех технологических и экологических правил при постройке и функционировании объекта. Но в этом случае необходимо сотрудничество в этом вопросе как государственных, муниципальных органов власти, так и общественности.

Одним из механизмов осуществления экологического контроля является экологическая экспертиза, то есть установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим тре­бованиям.

Статья 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет следующие права граждан и общественных организаций (объединений) в области эколо­гической экспертизы:

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной
и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, прожи­вающего на данной территории;

- направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территори­альным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологи­ческим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в об­ласти экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспер­тизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

- осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законо­дательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы при принятии решения должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной эколо­гической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Таким образом, при принятии решения о строительстве данного объекта необходимо учесть все возможности государственного и общественного контроля над данным объектом.

БИЛЕТ № 7

Наши рекомендации