Меры в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации
К важнейшим из них можно отнести:
- проведение региональной политики для выравнивания социально-экономического развития регионов, поддержки отстающих в экономическом отношении регионов с низким финансовым потенциалом и невысоким средним доходом на душу населения, а также для поддержки развитых и перспективных регионов;
- разработка нормативно-законодательной базы по разграничению функций местных органов власти и государственного управления, завершение разделения полномочий федеральных и региональных органов власти;
- осуществление комплекса мер по укрупнению отдельных региональных образований с учетом интересов регионов и национальных интересов Федерации;
- совершенствование технологии согласования с регионами решений федеральных органов на стадии их выработки, в том числе через Совет Федерации, и прямые консультации с субъектами Федерации;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов, создание единого экономического пространства на принципах федерализма путем проведения единой налогово-бюджетной политики и ценообразования, придание федеративно-региональным отношениям «прозрачности»;
- ускорение реформы местного самоуправления, обеспечение правовых и экономических основ местного самоуправления, завершение построения целостной системы государственной власти;
- совершенствование межбюджетных отношений, создание современной системы формирования бюджетов, направленной на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов.
К основным стратегическим мерам защиты национальных интересов России в сфере экономики, связанным с региональными аспектами обеспечения безопасности, можно отнести:
- согласование в бюджетном процессе текущих и стратегических целей и задач государственной региональной экономической политики,
- обеспечение способности механизмов и процедур бюджетного процесса к реализации согласованных интересов России и ее субъектов при обеспечении приоритетности (верховенства) общегосударственных интересов и полномочий, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- нейтрализация негативной роли складывающихся финансовых, сырьевых (связанных с природными богатствами) частных кланов олигархов, пытающихся сращиваться с региональными и центральными органами власти;
- обеспечение формирования государственных резервов природных и сырьевых ресурсов, объемы которых позволили бы обеспечить устойчивое функционирование российской экономики и отдельных регионов в условиях ситуационного кризиса в мировой финансовой системе как минимум в течение года;
- создание в рамках принципа федерализма консолидированного бюджета с соответствующим правовым статусом в каждом-субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом, который может быть инструментом управления финансами; как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях;
- сохранение в ближайшие 3—5 лет сложившихся пропорций между бюджетами разных уровней, с последующей корректировкой в рамках принятого Бюджетного кодекса концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики 50:50. Начиная с 2005 г. необходимо постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов;
- создание надежных финансовых инструментов, позволяющих превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы регионов, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны;
- создание фонда экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого потребуется провести их классификацию и инвентаризацию всего российского имущества, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести независимый аудит.
Реализация стратегических мер по развитию экономики страны должна гарантироваться системой мер по обеспечению экономической безопасности региона, особенно со стороны центра.
Участие федерального центра в обеспечении экономической безопасности регионов заключается в:
- осуществлении государственной поддержки федеральных программ регионального развития;
- увеличении государственного заказа на поставку продукции для общефедеральных нужд;
- паритетном участии в крупных региональных проектах;
- создании равноправного взаимодействия федеральной и региональных систем;
- создании благоприятного экономического климата в регионе;
- выработке обоснованной экономической стратегии в отношениях с регионом, гарантии непринятия неэффективных для региона решений;
- санации и прямом финансовом участии в перепрофилировании производств в депрессивных регионах;
- создании благоприятных условий для наращивания экспортного потенциала регионов;
- орбиту оживления хозяйственной активности;
- сохранении отраслей жизнеобеспечения и наукоемкого, высокотехнологичного производства в кризисных районах;
- прямом участии в предоставлении бюджетных гарантий инвестиций в техническое и технологическое переоснащение отраслей специализации кризисных территорий;
- серьезном внимании локальным программам повышения конкурентоспособности кризисных территорий;
- содействии формированию территориальных научно-промышленных комплексов.
Суперцелью федерального центра по отношению к регионам должно быть содействие формированию единого рыночного пространства России, где каждый рынок имел бы свою нишу.
Задача реорганизации регионального управления в России является одновременно чрезвычайно сложной и очень важной.
Без ее решения невозможно решение стратегических задач, стоящих перед страной. И одной из проблем в этом плане является проблема укрупнения региональных образований.
Необходимо отметить, что проблема укрупнения регионов отнюдь не является лишь технической проблемой. Ее осуществление связано с новой расстановкой политических сил, выстраивании новых отношений крупнейшего российского бизнеса с властью и новой ролью силовых структур в поддержке федеральной власти. Возможно, что реализация задачи укрупнения регионов, учитывая ее большую сложность и напряженность, потребует более длительного периода, в течение которого будет проведена значительная законотворческая работа, постепенное перераспределение собственности в регионах и укрепление влияния и поддержки центра на местах.
Необходимо отметить чрезвычайно важную роль федерального центра в решении региональных проблем обеспечения экономической безопасности. Специфика федеративного устройства связана с необходимостью общефедеральной защиты экономики региона от угроз в финансово-экономической сфере, и значение этой защиты в условиях переходного периода многократно возрастает. По мере стабилизации экономической ситуации в стране возможности регионов в самозащите повысятся.
Литература:
3. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 05.10.2015, действующая редакция, 2016)
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
5. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 48–59.
6. Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10.С. 28–42.
7. Арженовский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект/ И.В. Арженовский.- Новгород: Нижегород. гос. архитект.-строит. ун-т, 1997. – С.20
8. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Курс лекций / А.И. Гаврилов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – С.18.
9. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский журнал. 1997.№ 1.
10. Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учебное пособие / Л.П. Гон.аренко, Е.С. Куценко. – М.: Кнорус, 2013. – 272 с. .
11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
12. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001. № 2. С. 43–54.
13. Езерская С.Г. Сущность и методы оценки экономической безопасности. Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua/2004/fem/ryabkina
14. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: Учеб. пособие. М.: Изд-во РДЛ, 2001. 272 с.
15. Львов Д.С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов, А.Г. Гранберг. – М.: Экономика, 2005.
16. Мухитов Н.М. Формирование национальной системы экономической безопасности в условиях глобализации: Дис. … канд. экон. наук. М., 2006.
17. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. // Е.А. Олейников – Издательство: Экзамен, 2005 – 766с.
18. Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлик. 1992. № 3. С. 42–56.
19. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М.: ИНФРА-М, 2002.
20. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России// В.К. Сенчагов – М.:Дело, 2009, 2012 – 896с.
21. Францева-Костенко Е.Е. Формирование организационного механизма разработки и реализации стратегического плана: диссертация кандидата экономических наук:08.00.05 [Место защиты: ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы»] – Нижний Новгород, 2009. – 166 с.
22. Францева-Костенко Е.Е. Управление регионом в условиях экономической нестабильности: моногр. /Е.Е. Францева-Костенко. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. – 128 с. (7,67 п.л.)
23. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии, исследования и практики / А. И. Татаркин,А. А. Куклин, О. А. Романова [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1997. — 240 с.
[1] Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
[2] Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России// В.К. Сенчагов – М.:Дело, 2009 – 896с.
[3] Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. // Е.А. Олейников – Издательство: Экзамен, 2005 – 766с.
[4] Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России// В.К. Сенчагов – М.:Дело, 2009 – 896с.
[5] Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии, исследования и практики / А. И. Татаркин,А. А. Куклин, О. А. Романова [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1997. — 240 с.
[6] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
[7] Львов Д.С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов, А.Г. Гранберг. – М.: Экономика, 2005.
[8] Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М.: ИНФРА-М, 2002.
[9] Арженовский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект/ И.В. Арженовский.- .Новгород: Нижегород. гос. архитект.-строит. ун-т, 1997. – С.20
1. [10] Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Курс лекций / А.И. Гаврилов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – С.18.
[11] Францева-Костенко Е.Е. Формирование организационного механизма разработки и реализации стратегического плана: диссертация кандидата экономических наук:08.00.05 [Место защиты: ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы»] – Нижний Новгород, 2009. – 166 с.
[11] Францева-Костенко Е.Е. Управление регионом в условиях экономической нестабильности: моногр. /Е.Е. Францева-Костенко. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. – 128 с. (7,67 п.л.)
[12] Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 48–59.
[13] Мухитов Н.М. Формирование национальной системы экономической безопасности в условиях глобализации: Дис. … канд. экон. наук. М., 2006.
[14] Мухитов Н.М. Формирование национальной системы экономической безопасности в условиях глобализации: Дис. … канд. экон. наук. М.,2006.
[15] Мухитов Н.М. Формирование национальной системы экономической безопасности в условиях глобализации: Дис. … канд. экон. наук. М., 2006. – С.49
[16] Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский журнал. 1997.№ 1.
[17] Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учебное пособие / Л.П. Гон.аренко, Е.С. Куценко. – М.: Кнорус, 2013. – 272 с. .
[18] Езерская С.Г. Сущность и методы оценки экономической безопасности. Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua/2004/fem/ryabkina
[19] Езерская С.Г. Сущность и методы оценки экономической безопасности. Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua/2004/fem/ryabkina
[20] Котилко В.В. Региональная экономическая политика: Учеб. пособие. М.: Изд-во РДЛ, 2001. 272 с.
[21] Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10.
С. 28–42.
[22] Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001. № 2. С. 43–54.
[23] Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлик. 1992. № 3. С. 42–56.