Дополнительность, то есть совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов
региональной политике удается держать диспропорции приблизительно на одном уровне, не давая им возможности “расползаться”
Какой же опыт в области проведения региональной политики может оказаться полезным для России?
Первое. Наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов.
Второе. Тексты ЕС, посвященные региональной политике, позволяют получить прекрасное представление о понятийном аппарате РП. Сейчас в России “ходит” по меньшей мере 8 определений региональной политики. Третье. Типология регионов и критерии районирования – здесь опыт ЕС просто бесценен. В России было предпринято уже несколько попыток районирования территории страны, однако они были либо неполными, то есть выделяли лишь какой-то тип регионов, либо проводились не для целей региональной политики.
Четвертое. Определение принципов и приоритетов региональной политики. Четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться. В России же сегодня средства выделяются в зависимости от близости того или иного региона к “верхам”, что просто недопустимо. Примером здесь может служить выделение средств Москве на “выполнение столичных функций”.
Пятое. Наконец, важным моментом является изучение российского регионального развития, российских регионов и последующее опубликование этих результатов.
Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.
Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.
27) Инвестиционная политика РФ: правовая база, цели, направления и механизмы регулирования инвестиционной деятельности
Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.
При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.
Инвестиционная политика включает в себя цели, задачи и механизм их реализации. Цель инвестиционной политики — реализация стратегических приоритетов экономического и социального развития страны. Задачи инвестиционной политики зависят от цели и экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др.
Для реализации инвестиционной политики существует определенный механизм, который включает в себя следующие элементы:
¾ создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
¾ выбор источников и методов финансирования инвестиций;
¾ определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
¾ создание благоприятных условий для привлечения инвестиций[2].
Инвестиционная политика осуществляется на различных уровнях: федеральном, региональном, местном, отраслевом и субъектами хозяйствования.