Роль конкуренции в рыночной экономике
Неизбежность, объективность соперничества фирм за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров, за получение наибольшей прибыли связаны с ограниченностью ресурсов и поисками путей наиболее рационального их использования.
Роль конкуренции в рыночной экономике иллюстрируется важнейшими функциями рынка и проявляется в том, что она:
– активизирует все факторы, способствующие повышению эффективности производства;
– способствует более эффективному распределению и использованию ресурсов;
– вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка;
– способствует удовлетворению потребностей людей в новых товарах и услугах, повышении их качества и т. д.;
– создает необходимые условия для действия рыночного механизма ценообразования.
Таким образом, рыночный механизм ценообразования, предполагающий свободную динамику цен, может эффективно функционировать только в условиях конкурентного рынка.
Первым вопрос об эффективности рыночного механизма рассмотрел А. Смит, сформулировав знаменитый принцип «невидимой руки» рынка. Суть принципа проста: если существует какой-то товар, необходимый потребителям, но который в данный период не производится, и при этом цена, которую потребитель готов заплатить за товар превышает затраты на производство, то существует потенциальная прибыль для предпринимателя и он станет производить этот товар. Если же существует более дешевый способ производства некоторого товара, то предприниматель, внедривший его, сможет обойти конкурирующие фирмы и получить дополнительную прибыль. Таким образом, увеличение прибыли на конкурентных рынках предполагает поиск более эффективных способов производства и новых товаров, которые наилучшим образом удовлетворяют потребности людей.
Негативные последствия конкуренции заключаются в возможности монополизации рынка, которая проявляется в увеличении монопольной власти.
Процесс монополизации рынка, являющийся следствием конкурентной борьбы, подрывает саму основу рынка – рыночный механизм ценообразования.
Глава 2. АНАЛИЗ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
§ 1. Спрос
Потребительский выбор – решение покупателя о приобретении определенного количества товара (данного типа).
Потребительский выбор зависит от следующих основных факторов:
1. Цена товара;
2. Доходы потребителей;
3. Цены на другие товары;
4. Потребительские ожидания изменения цены товара;
5. Вкусы и предпочтения потребителей;
6. Количество потребителей на рынке.
Анализ потребительского выбора осуществляется в два этапа. На первом этапе предполагается, что в течение некоторого промежутка времени (неделя, месяц) может изменяться только цена товара. Остальные факторы считаются неизменными (предположение «о прочих равных условиях»). В соответствии с этими предположениями изучается зависимость потребительского выбора от цены товара. Эту зависимость и называют спросом.
Понятие«Спрос»(D – demand) отражает поведение потребителей на рынке, их готовность (желание и возможность) приобретать товары по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спросможно также определить какплатежеспособную потребность.
Как видно из определения спроса, цена товара является независимой переменной, а количество товара – зависимой, т.е. изменение цены на рынке приводит к изменению планируемого потребителями объема покупок. Поэтому можно определить спрос так:
Спрос –это зависимость количества товара, которое потребители готовы приобрести на рынке, от его цены, при «прочих равных условиях».
Объем спроса – это количество товара, которое готовы приобрести потребители по определенной цене за определенный период времени.
Между ценой товара и объемом спроса существует определенная зависимость, которая выражается взаконе спроса.
Закон спроса. При неизменности всех прочих факторов на рынке снижение цены товара приводит к увеличению объема спроса на него, и наоборот.
Данная зависимость может быть проиллюстрирована графически, при помощи кривой спроса,общий вид которой изображен на рис. 1.
P
D
0 Q
Рис. 1. Кривая спроса
Таким образом, кривая спроса представляет собой график функции спроса, а точка на этой кривой – объем спроса.
Обратный характер зависимости между ценой товара и объемом спроса на этот товар можно объяснить на основе эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены товара покупатель может купить дополнительное количество данного товара, расходуя тот же доход и не уменьшая при этом потребление остальных товаров.
Эффект замещения заключается в том, что при снижении цены товара у потребителя появляется стимул приобрести дополнительное количество более дешевого товара вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Итак, потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми.
Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос –этоспрос, предъявляемый одним потребителем товара, рыночный– спрос, предъявляемый всеми потребителями товара.
На втором этапе анализа потребительского выбора изучается влияние остальных факторов, которые до сих пор считались неизменными. Данные факторы получили название неценовых факторовили детерминантов(определителей)спроса. Итак, к детерминантам спроса относятся следующие факторы:
1. Доходы потребителей;
2. Цены на другие товары;
3. Потребительские ожидания изменения цены товара;
4. Вкусы и предпочтения потребителей;
5. Количество потребителей на рынке.
Под влиянием этих факторов происходит изменение спроса на товар.
Изменение спроса – это изменение потребительского выбора, при котором по каждой возможной цене товара потребители готовы купить большее либо меньшее его количество на рынке.
Графически изменение спроса означает перемещение кривой спроса, т.е. изменение функциональной зависимости между ценой товара и его количеством, которое потребитель готов купить по этой цене (объемом спроса). Очевидно, что перемещение вправо означает увеличение спроса, а влево – уменьшение спроса(см. рис. 2).
D1 D2
0
Рис. 2. Изменение спроса
Изменение одного или нескольких неценовых факторов спроса приводит либо к его увеличению, либо к его уменьшению.
1. Доходы потребителей.
Влияние изменения дохода связано с потребительскими свойствами товара (вкус, цвет и т.п.). Экономисты выделяют 3 группы товаров:
Качественные (нормальные) товары – это такие товары, для которых при увеличении дохода покупателя происходит увеличение спроса (т.е. кривая спроса перемещается вправо). Чаще всего в этом случае кривая спроса будет более пологой.
Некачественные товары – товары, для которых, начиная с некоторой величины дохода, дальнейшее увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар.
Нейтральные товары – товары, спрос на которые не изменяется при изменении дохода (соль, жетоны метро и т.п.)
2. Цены на другие товары.
Товары разделяют на сопряженныеи независимые.
Сопряженные товары - это такие пары товаров, для которых существует определенная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.
Независимые товары - это такие пары товаров, для которых цена одного из них не влияет на спрос на другой.
Сопряженные товары делятся на две группы:
· Взаимозаменяемые (замещающие) товары – пара товаров, для которых увеличение цены одного из них приводит к увеличению спроса на другой, и наоборот.
· Взаимодополняющие (сопутствующие) товары – пара товаров, для которых увеличение цены одного товара приводит к уменьшению спроса на другой, и наоборот.
3. Потребительское ожидание изменения цены товара.
Если потребители ожидают увеличения цены товара, то это приводит к увеличению спроса на товар, в период до повышения цены.
4. Вкусы и предпочтения потребителей.
Если потребительские вкусы и предпочтения изменяются в сторону увеличения потребности в товаре, то это приводит к увеличению спроса на товар, и наоборот.
5. Количество потребителей на рынке.
При увеличении количества потребителей на рынке спрос на товар увеличивается, и наоборот.
Предложение
Предложение(S – supply) отражает поведение производителей на рынке, их готовность произвести (предложить) товары по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный период времени.
Как видно из определения предложения, цена товара является независимой переменной, а количество товара, которое фирмы готовы предложить на рынке – зависимой, т.е. изменение цены на рынке приводит к изменению планируемого производителями объема производства. Поэтому можно определить предложение так:
Предложение –это зависимость объема производства товара, который фирмы готовы предложить на рынке за определенный период времени, от его цены, при «прочих равных условиях».
Объем предложения – это количество товара, которое фирмы готовы предложить по определенной цене за определенный период времени.
Зависимость между ценой товара и объемом его предложения выражается в законе предложения.
Закон предложения. При неизменности всех прочих факторов на рынке повышение цены товара приводит к увеличению объема его предложения, и наоборот, т.е. между ценой товара и объемом предложения существует прямая зависимость.
Зависимость между ценой товара и объемом его предложения можно проиллюстрировать графически при помощи кривой предложения, общий вид которой изображен на рис. 3.
P
S
0 Q
Рис. 3. Кривая предложения
Таким образом, кривая предложения представляет собой график функции предложения, а точка на этой кривой – объем предложения.
На втором этапе анализа предпринимательского выбора изучается влияние остальных факторов, которые до сих пор считались неизменными. Данные факторы получили название неценовых факторовили детерминантов предложения. Таким образом, к детерминантам предложенияотносятся следующие факторы:
1. Цены на производительные ресурсы;
2. Цены на другие товары, производимые фирмами;
3. Налоги и дотации;
4. Ожидания фирм относительно изменения цены товара;
5. Уровень применяемых технологий;
6. Количество фирм-производителей данного товара.
Под влиянием этих факторов происходит изменение предложенияна товар.
Изменение предложения– это изменение предпринимательского выбора, при котором по каждой возможной цене товара производители готовы предложить большее, либо меньшее его количество на рынке.
Графически изменение предложения, аналогично изменению спроса, означает перемещение кривой предложения, т.е. изменение функциональной зависимости между ценой товара и его количеством, которое производители готовы предложить по этой цене (объемом предложения). Очевидно, что перемещение вправо означает увеличение предложения, а влево – уменьшение предложения(см. рис. 4).
P
S1 S2
0 Q
Рис. 4. Изменение предложения
Для анализа детерминантов предложения введем следующие понятия.
Валовой доходфирмы или выручка от реализации(TR – total revenue)–это сумма денег, полученных от продажи определенного количества товара.
Общие (совокупные) издержки производства(TC – total cost) представляют собой суммарные затраты экономических ресурсов, использованных для производства определенного объема выпуска продукции.
Прибыль(TP – total profit) – разность между валовым доходом и общими издержками, т.е.
.
Норма прибылиилирентабельность продукции –величина прибыли, приходящаяся на одну денежную единицу издержек производства, т.е.
.
Используя введенные понятия, проанализируем поочередно влияние неценовых факторов предложения.
1. Цены на производительные ресурсы.
При увеличении цен на производительные ресурсы увеличиваются общие издержки и, следовательно, уменьшается валовая прибыль. Таким образом, уменьшается выгодность производить товар, что приводит к уменьшению его предложения на рынке.
2. Цены на другие товары, производимые фирмами.
При увеличении цен на другие товары, производимые фирмой, норма прибыли
от производства этих товаров увеличивается, а т.к. норма прибыли рассматриваемого товара не меняется, то фирма увеличивает производство других товаров, уменьшая при этом производство данного товара, т.е. предложение этого товара уменьшается.
3. Налоги и дотации.
Налог (пошлина, сбор) – это обязательный денежный взнос в бюджет или во внебюджетные фонды.
Ставка налога– величина налога в процентах или в денежной сумме.
Дотация – сумма денежных средств, безвозмездно выделяемых из государственного бюджета фирмам, которые производят определенный товар.
Если, например, ставка налога на прибыль снижается, то чистая прибыль увеличивается и, следовательно, увеличивается предложение товара, и наоборот.
Чистая прибыль –часть прибыли, остающаяся в распоряжении фирмы после уплаты налога на прибыль.
Если увеличивается размер дотаций, то прибыль фирмы также увеличивается, и, следовательно, увеличивается предложение товара, и наоборот.
4. Ожидания фирм изменения цен товара.
Если фирма ожидает увеличение цены производимого товара, то предложение этого товара уменьшается в период до повышения цены.
5. Уровень применяемых технологий.
Неявно предполагается, что изменение технологии производства всегда приводит к уменьшению издержек производства, а это, в свою очередь, приводит к увеличению прибыли и, следовательно, к увеличению предложения товара.
6. Количество фирм на рынке.
Увеличение количества фирм на рынке ведет к увеличению рыночного предложения товара, при условии, что индивидуальное предложение каждой фирмы в тот же период не уменьшается.
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения. Графически рыночное равновесие представляет собой точку пересечения кривых спроса и предложения (точка E на рис. 5). Цена, соответствующая состоянию равновесия, называется ценой равновесия ( ), а количество товара – равновесным объемом продаж (покупок) ( ).
P
D S
P1 E
Pe
P2
0 Qe Q
Рис. 5. Рыночное равновесие
Однако лишь рынок совершенной конкуренции, на котором отсутствует монопольная власть, стремится к состоянию равновесия. Если же фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на рыночную цену товара, то простого однозначного соответствия между ценой и предлагаемым количеством товара не будет.
Конъюнктура рынка (в узком смысле) характеризуется ценой товара и его количеством на рынке.
Анализ изменения рыночной конъюнктуры
1. На рынке увеличивается предложение товара при неизменном спросе. В этом случае рыночная цена товара снижается, а количество товара увеличивается (рис. 6).
P
D S1 S2
P1
P2
0 Q1 Q2 Q
Рис. 6. Изменение равновесия при увеличении предложения
2. На рынке увеличивается спрос при неизменном предложении товара. В этом случае рыночная цена товара возрастает, а также увеличивается рыночный объемом продаж (покупок) (рис. 7).
P D1 D2
S
P2
P1
0 Q1 Q2 Q
Рис. 7. Изменение равновесия при увеличении спроса
3. На рынке возрастает спрос при одновременном уменьшении предложения. В этом случае рыночная цена товара значительно возрастает, а объемом продаж может как увеличиться, так и уменьшиться (рис. 8).
P D1 D2 S2 S1
P2
P1
0 Q
Q1 Q2
Рис. 8. Изменение равновесия при увеличении спроса
и уменьшении предложения
4. На рынке возрастает спрос при одновременном увеличении предложения. В этом случае количество товара на рынке увеличивается, а рыночная цена может как возрастать, так и снижаться (рис. 9).
P D1 D2 S1 S2
P2
P1
0 Q1 Q2 Q
Рис. 9. Изменение равновесия при увеличении спроса и предложения