Сущность и система показателей конкурентоспособности заготовительной отрасли, направления её повышения в современных условиях
Одним из условий существования страны в рыночной экономике является наличие конкуренции. Это понятие, как правило, рассматривается в различных аспектах:
-конкурентоспособность государства
-конкурентоспособность отраслей
- конкурентоспособность организации
- конкурентоспособность товаров
Всемирноэкономический форум обозначил 330 критериев используемых для определения существенности и факторов конкурентоспособности.
Факторы конкурентоспособности:
1.совокупная мощь страны (экономич.потенциал)
2.интернационализация, степень участия государства в международной торговле и инвестиционных потоках
3.стимулирующая роль государства
4.функционирование рынка капиталов и качества финансовых услуг
5.инфраструктура (соответствие ресурсов базовым потребностям бизнеса)
6.наука и технологии
7.численность и качество трудовых ресурсов
Конкурентоспособность экономики страны определяется на результат взаимодействия перечисленных факторов, особенностей хозяйственно-политической среды, эффективности механизма функционирования экономики и ее субъектов хозяйствования.
Существуют различные разновидности формы конкурентоспособности:
-ценовая
-неценовая
При ценовой используется реклама повышения качества товаров, улучшения обслуживания.
Конкурентоспособность организации как на внутреннем так и на мировом рынке предопределяет её финансовую стабильность, что в свою очередь оказывает значительное влияние на состояние экономики государства.
На финансовую устойчивость организации оказывает влияние:
1.отраслевая принадлежность организации
2.структура выпущенной продукции и ее роль в общем платежеспособном спросе
3.размер уставного капитала
4.величина и структура расходов организации
5.оперативность обновления ассортимента выпущенной продукции
6.компетенция и профессионализм руководителей
Внешние:
-платежеспособный спрос населения
-государственное регулирование иностранных инвестиций
-степень интенсивности конкуренции
Конкурентоспособность товара – это комплексная характеристика его возможностей и вероятности быть проданным на рынке в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов.
Факторы конкурентоспособности товара:
1.качество товара и его соответствие спросу
2.экологическая чистота
3.себестоимость цену
4.дизайн и рекламные мероприятия
5.формы продвижения товаров и обслуживания потребителей.7
Показателями, характеризующими соответствие закупаемой заготовителями с/х продукции общественным потребностям является сумма прибыли и уровень рентабельности, а так же сумма и уровень расходов организации. Отсюда можно рассчитать:
1. уровень конкурентоспособности заготовит.организации:
Ук=П/Расходы*1000
Этот показатель характеризует размер прибыли получаемой с каждой 1000 рублей затрат, вложенных в заготовительную деятельность
2. коэффициент конкурентоспособности:
Кк=УРn/УРmax(ср)
УРn-уровень рентабельности анализируемый заготовит.организацией
УРmax(ср)-максимальный или средний уровень рентабельности анализируемый в загот.организации.
3.коэф-нт платежеспособности:
Кпл=ТА/КО
ТА-сумма текущих активов на конец года
КО-сумма краткосрочных обязательств на конец года
4.доля прибыли в общей сумме доходов-характеризует затратоёмкость реализуемой продукции
5.размер чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и погашения долгосрочных обязательств
6.наличие в районе деятельности организаций-конкурентов.
Показателем определяющим конкурентоспособность заготовит.организации по отношению к своим конкурентам является его удельный вес в закупках с/х продукции региона или степень освоения закупками, имеющихся товарных ресурсов в регионе.
Являясь универсальным заготовителем и обслуживая сельское и частично городское население заготовит.отрасль должна решать целый ряд задач, направленных на выполнение социально-экономических функций, обеспечения продовольственной безопасности риспублики, а также укрепления конкурентоспособности собственных организаций.
К этим задачам относятся:
1.совершенствование организационных структур управления путем формирования унитарных предприятий с целью укрепления центров власти управления заготовит.отраслью и получения возможности формирования конкурентных отпускных цен на реализуемую продукцию.
2.совершенствование работы центров поддержки и развития личных подсобных хозяйств граждан и центров кооперативных участков по созданию базы данных потенциальных поставщиков с/х продукции, налаживанию с ними договорных отношений с оказанием всяческой помощи и услуг.
3.увеличение объема и улучшение структуры загот.оборота и объема реализации с целью более полного удовлетворения потребностей покупателей с/х продукции и обеспечения получения прибыли, позволяющей осуществлять расширенное воспроизводство организации отрасли.
4.более полное освоение имеющихся товарных ресурсов отдельных видов с/х продукции, производимых в РБ и за ее пределами.
5.проведение ярмарок по продаже с/х продукции.
6.увеличение поставок на экспорт картофеля, мяса, кожевенного и пушно-мехового сырья, грибов, ЛТС и др.
7.реализация населению товаров в кредит с уплатой основного долга и процентов по нему засчет сдаваемой с/х продукции.
8.увеличение объемов продаж, закупленной с/х продукции на рынках ПК.
9.активное привлечение денежных средств пайщиков и своих работников для расширения хозяйственной деятельности.
10.оказание дополнительных услуг обслуживаемому населению с целью расширения числа пайщиков, укрепления имиджа системы, расширения объемов деятельности.