Формирование и развитие научной мысли об управлении. Основные школы менеджмента, их идеи.
Классификация организаций.
на основании критерия формализации выделяются:
• формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Предметом данного изучения являются в основном формальные хозяйственные организации - юридические лица;
• неформальные организации, функционирующие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
По формам собственности
Государственная, муниципальная, частная, собственность общественных и религиозных организаций,
По целевому назначению хозяйственной деятельности или отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
По методам формирования организации можно разделять на:
• формируемые сверху вниз;
• формируемые снизу вверх;
• формируемые по диагонали.
По степени жесткости (мягкости) организации можно разделить на:
• а) жесткие (иерархические), не обладающие самоорганизацией, адаптивностью, но имеющие обратную связь с другими клиентами;
• б) гибкие (программно-целевые), имеющие отдельные элементы адаптивности и обратные связи;
• в) мягкие (горизонтальные), обладающие самоорганизацией, адаптацией и игнорирующие административное соподчинение элементов.
По размерам организации группируются на крупные, средние и малые.
По масштабам деятельности организации можно подразделять на транснациональные, национальные, региональные, локальные, городские, районные, семейные и другие.
Интеграция организаций.
Интеграция – процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации. Интеграция присуща любой системе, в том числе и человеку.
Важнейшим условием обеспечения эффективности реорганизации является единство цели как в процессе планирования, так и в процессе организации.
Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, менеджеры должны постоянно иметь в виду общие цели организации и столь же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях.
Существует несколько методов эффективной интеграции. Выбор подходящего метода интеграции зависит от среды, в которой этой организации приходится действовать. Один из них, состоит в разработке соответствующих правил и процедур.
Метод эффективен лишь в условиях относительно устойчивой и прогнозируемой внешней среды.
Выделяют внутреннюю и внешнюю интеграцию. Внутренняя интеграция осуществляется собственными ресурсами организации либо фирмы и затрагивает только ее структурные подразделения.
Внешняя интеграция осуществляется путем объединения усилий нескольких организаций или предприятий.
Выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Горизонтальная интеграция – это объединение структурных подразделений одного или нескольких предприятий одного профиля деятельности, позволяющее объединять ресурсы и достигать общих целей совместными усилиями.
Вертикальная интеграция осуществляется путем расширения области деятельности предприятия с целью снижения издержек и усиления контроля над потоками добавленной стоимости. В некоторых отраслях компании отличаются высокой степенью вертикальной интеграции.
Основные формы интеграции предприятий, получившие развитие в современных условиях:
- корпорация – организация, созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо;
- холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления над ними функций контроля и управления;
- консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко– и капиталоемких проектов, в том числе международных.
Современный менеджмент представляет многообразие форм интеграции, которые организация может использовать для достижения своих целей.
10.Вот тут загвоздочка !!! напоминает ИЭУ!!Развитие управления в др. цивилизациях
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
- развития реального общественного и затем промышленного производства;
- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке);
Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей.
Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).
На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления.
управляли делами государства, ведали казной, вели имущественные и другие споры. Это был прототип нынешнего чиновничества.
Древние греки большое внимание, помимо общегражданских функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями(крупные фермы). Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.
В те времена родились такие термины, относящиеся к искусству управления, как «демагогия» (демос - народ, аго - веду), т.е. – «руководство народом» и «деспотия» - прежде всего власть господина над рабами.
Древний Рим продвинул управленческую мысль, улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности
Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.
Формирование и развитие научной мысли об управлении. Основные школы менеджмента, их идеи.
Выделяют следующиешколы управления:
1. Школа научного управления (1885–1920 гг.).Тейлор,Генри Гант,Гилберт
Создана Фредериком У. Тейлором(инженер, исследователь) Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы.
Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда(наблюдения за рабочим циклом, стимулирование для повышения производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности) ) Оплата труда должна быть сдельной, дюди, которые производят больше должны получать более высокую зп. сотрудничество администрации и рабочих.
В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три года производительность труда выросла в 2 раза, качество продукции возросло, снизились расходы на производство.
2. Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.).Файоль,Урвик,Дж.Муни
разработанном Анрн Файолем, главная идея которого — рациональное, построение организации как иерархической структуры.
Разделение труда.
Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность.
Дисциплина. Дисциплина предлагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.
Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена.
Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.
Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.
Корпоративный дух. Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.
Таким образом, по мнению А.Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций.
3. Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.).Фоллет,Мэйо и Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время)Грегор,Ф.Герцберг
М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя.
рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности.
Эффективность труда работника, по мнению ученых, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения.
4. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время).Черчмен, Оптнер,Каст, Марч
возникла с развитием точных наук,
чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.
У разных ученых, школ есть собственное видение набора основных функций, методов управления.
Но все это является фундаментом для построения управленческих решений в современное время .