Методические указания к выполнению контрольной работы. Методические указания и контрольные задания

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников

по специальности 120714 «ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»


Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК учетно-экономических дисциплин « » 201 г. Председатель ЦМК   ___________/ Т. Н. Воробьева Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения» «Утверждаю» Зам. Директора УМО ГОУ СПО НТЭТ _____________/ А. М.Кортелева

Автор: Михеева Е. А. преподаватель экономических дисциплин высшей квалификационной категории

Рецензенты:

1. Крестина Е. Е. преподаватель экономических дисциплин первой квалификационной категории

Содержание

1. Введение 4

2. Методические указания по изучению дисциплины 5

3. Методические указания к выполнению контрольной работы 10

4. Задания для контрольной работы 13

5. Перечень рекомендуемой литературы для изучения 23

6. Перечень вопросов для экзамена 24

Введение

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации руководителей среднего звена, специалистов по земельно-имущественным отношениям.

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять организационно-правовые формы организаций;

- планировать деятельность организации;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- рассчитывать цену продукции;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность организации как основного звена экономики отраслей;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;

- организацию производственного и технологического процессов;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

- механизмы ценообразования;

- формы оплаты труда;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;

- аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Результатом освоения программы дисциплины являются усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, которые направлены на формирование профессиональных и общих компетенций:

ПК 1.1. Составлять земельный баланс района.

ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территории.

ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.

ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально – экономического развития территории.

ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.

ПК 1.6. Анализировать варианты применения моделей территориального управления

ПК 1.7. Опреденлять инвестиционную привлекательность проектов застройки территории.

ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур.

ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.

ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.

ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.

ПК 2.5 Формировать кадастровое дело.

ПК 3.1. Выполнять работы по картографо - геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.

ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо – геодезических работ.

ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.

ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.

ПК 3.5. Выполнять проверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.

ПК 3.6. Выполнять полевые и камеральные геодезические работы по развитию и реконструкции сетей специального назначения (опорных межевых сетей).

ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации о объекте оценки и аналогичных объектах.

ПК 4.2. Производить расчеты о оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.

ПК 4.3. Обобщать результаты полученные поодходами, и давать обоснованоое заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.

ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими номативами и применяемыми методиками.

ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.

ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями номативных актов, регулирующих правоотношения в этой отрасли.

ПК 5.1. Организовывать свою деятельность как индивидуального предпринимателя (кадастрового инженера) или коллектива организации в соответсвии с выше приведенными видам деяятельности.

ПК 5.2. Планировать за предпринимательскую деятельности и отчитываться за нее.

ПК 5.4. Обеспечивать получение прибыли от хозяйственной деятельности.

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Анализировать социально – экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно – социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 153часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –102часа, самостоятельной работы обучающегося –51 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
лабораторные занятия -
практические занятия
курсовая работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:  
самостоятельная работа над курсовой работой
домашняя подготовка к урокам (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
подготовка к практическим занятиям
подготовка докладов, рефератов
подготовка к итоговому уроку
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Введение Содержание учебного материала  
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
Раздел 1 ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ), ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА.    
Тема 1.1. Сущность организации как основного звена экономики отраслей, основные принципы построения экономической системы организации Содержание учебного материала
Отрасль в системе рыночной экономики. Понятие и классификация организаций. Основные принципы построения экономической системы организации.
Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое.  
Самостоятельная работа обучающихся  
Проработка конспектов занятий, учебной литературы
Тема 1.2. . Организационно-правовые формы организаций Содержание учебного материала
Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования.
Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации.
Практическое занятие №1:Определение организационно-правовых форм организаций
Самостоятельная работа обучающихся  
Подготовка к практическому занятию  
Подготовка докладов, рефератов на темы: «Хозяйственные товарищества», «Хозяйственные общества», «Производственные кооперативы», «Государственные и муниципальные унитарные предприятия», «Акционерные общества», «Холдинги», «Финансово-промышленные группы», «Консорциумы», «Синдикаты», «Некоммерческие организации»
Тема 1.3. Организация производственного и технологического процессов Содержание учебного материала  
Производственная структура организации (предприятия), ее элементы. Типы производства Производственный и технологический процесс: понятие, содержание и структура. Производственный цикл, его структура, длительность и пути его сокращения. Основное и вспомогательное производство. Совершенствование производственной структуры организации (предприятия) в условиях рынка. Техническая подготовка производства.  
Самостоятельная работа обучающихся  
Проработка конспектов занятий, учебной литературы  
Тема 1.4. Аспекты развития отрасли, организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике Содержание учебного материала  
Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. Организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Самостоятельная работа обучающихся  
Проработка конспектов занятий, учебной литературы  
Раздел 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ.    
Тема 2.1. Основной капитал, управление основными средствами и оценка эффективности их использования. Содержание учебного материала  
Понятие основных фондов, их сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала.
Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективности использования основных средств, их движения и состояния. Управление основными средствами и оценка эффективности их использования. Способы повышения эффективности использования основного капитала.
Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов. Проблемы обновления материально-технической базы организации в современных условиях. Структура и источники финансирования организаций.
Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета. Экономическая сущность и принципы аренды. Лизинг.
Практическое занятие №2:Расчет стоимости основного капитала.
Практическое занятие №3: Расчет амортизационных отчислений.
Практическое занятие №4: Расчет показателей эффективности использования основных средств, их движения и состояния.
Практическое занятие №5:Расчет показателей эффективности капитальных вложений.  
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной литературы
Подготовка к практическому занятию
Тема 2.2 Оборотный капитал, управление оборотными средствами и оценка эффективности их использования. Содержание учебного материала
Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала.
Определение потребности в оборотном капитале. Показатели эффективности использования оборотных средств. Управление оборотными средствами и оценка эффективности их использования.
Практическое занятие №6:Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.
Самостоятельная работа обучающихся  
Проработка конспектов занятий, учебной литературы  
Подготовка к практическому занятию  
Тема 2.3 Состав материальных ресурсов организации, показатели их эффективного использования, способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии Понятие материальных ресурсов, их состав. Показатели эффективного использования материальных ресурсов. Способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии.
Самостоятельная работа обучающихся  
Проработка конспектов занятий, учебной литературы  
Тема 2.4 Состав финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации. Принципы организации финансов. Группы финансовых отношений организации. Финансовые ресурсы предприятия, их структура. Формирование финансовых ресурсов. Собственные и заемные финансовые источники. Использование финансовых ресурсов. Управление финансовыми ресурсами организации. Показатели эффективного использования финансовых ресурсов.
Самостоятельная работа обучающихся  
Проработка конспектов занятий, учебной литературы  
Раздел 3. КАДРЫ И ОПЛАТА ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ.    
Тема 3.1.Состав трудовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования. Содержание учебного материала  
Понятие трудовых ресурсов организации. Состав и структура трудовых ресурсов организации. Списочный и явочный состав работающих. Среднесписочная численность персонала. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Методы нормирования труда.
Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда.
Практическое занятие №7:Расчет показателей производительности труда и численности работников. Составление штатного расписания.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной литературы
Подготовка к практическому занятию
Тема 3.2. Формы оплаты труда Содержание учебного материала
Мотивация труда и её роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: её сущность, состав и содержание. ЕТКС (единый тарифно-квалификационный справочник) и его значение. Бестарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации.
Практическое занятие №8:Расчет фонда оплаты труда.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию
Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА  
Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции Содержание учебного материала
Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Постоянные и переменные затраты. Смета затрат и методика ее составления. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации.
Практическое занятие №9:Расчет издержек производства и реализации продукции. Составление сметы затрат.
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной литературы
Тема 4.2. Ценообразование Содержание учебного материала  
Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизмы рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации.
Практическое занятие №10:Определение цены продукции.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность. Содержание учебного материала  
Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли. Расчет прибыли организации. Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства.
Практическое занятие №11:Расчет прибыли и рентабельности.  
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию
Раздел 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.    
Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия). Содержание учебного материала
Планирование как основа рационального функционирования организации. Методы планирования. Этапы планирования. Классификация планов по признакам. Финансовое планирование на предприятии. Основные принципы планирования. Методологические основы планирования. Показатели плана.
Бизнес-план – основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана.
Самостоятельная работа обучающихся  
Проработка конспектов занятий, учебной литературы
Тема 5.2. Планирование основных показателей деятельности организации Содержание учебного материала
Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Разработка плана производства продукции
Практическое занятие №12: Планирование выпуска продукции.
Практическое занятие №13: Планирование численности работников и производительности труда.
Практическое занятие №14: Планирование фонда оплаты труда.
Практическое занятие №15: Планирование издержек производства и реализации продукции.
Практическое занятие №16: Планирование прибыли и рентабельности.
Практическое занятие №17: Планирование основных показателей деятельности организации.  
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию
Подготовка к итоговому занятию    
Тематика курсовой работы: 1. Порядок ценообразования и ценовая политика организации (предприятия). 2. Организация оплаты труда в организации. 3. Расчет себестоимости продукции и ее влияние на финансовые результаты деятельности организации. 4. Планирование финансовых результатов деятельности организации. 5. Основные средства организации и их использование. 6. Основные средства организации, их состояние и воспроизводство. 7. Кадры организации и производительность труда. 8. Оборотные средства организации, их кругооборот и показатели эффективного использования. 9. Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. 10. Экономическая сущность издержек производства и обращения. Их классификация, планирование. 11. Капитальные вложения, их эффективность. 12. Экономическая сущность и принципы аренды. 13. Лизинг как форма аренды на длительный срок. 14. Прибыль до налогообложения: состав и особенности формирования в современных условиях. 15. Распределение и использование прибыли. 16. Фонд оплаты труда, его состав и структура. Планирование фонда оплаты труда. 17. Износ и амортизация основного капитала. 18. Предпринимательство, его формы и виды.
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Методические указания к выполнению контрольной работы

Целью контрольной работы является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов, а также определение их подготовки к выполнению функциональных обязанностей.

Контрольная работа призвана привить студенту навыки творческого изучения и решения задач, связанных с его будущей деятельностью.

К выполнению контрольной работы студентам рекомендуется приступать после усвоения всех тем программы. При написании работы целесообразно руководствоваться нормативными документами, основной и дополнительной литературой, указанными в программе. Переписывание целиком текста из учебника и других литературных источников не допускается. Содержание работы следует излагать самостоятельно, логически и последовательно. Допускается переписывание только цитат, например, терминов и их определений, таблиц, норм и требований нормативных документов (федеральных законов, постановлений Правительства России, стандартов, технических регламентов и т.п.) со ссылкой на источник.

Ответы на вопросы должны быть по существу, чёткие, полные, ясные, носить аналитический характер, сопровождаться конкретными примерами из практики работы торговых организаций.

Контрольная работа должна быть выполнена в ученической тетради разборчивым подчерком, грамотно. Должен быть оформлен титульный лист и вложен лист для рецензии преподавателя. Перед каждым ответом нужно писать номер и полный текст вопроса. Ответ на новый вопрос необходимо начинать со следующей страницы.

В конце работы приводится список использованной литературы (указывается фамилия автора, полное наименование учебника, учебного пособия, брошюры, журнала, газеты, место издательства, издательство, год издания, затем следует подпись студента и дата выполнения работы).

Выполненная работа представляется в учебное заведение в установленные графиком сроки. Контрольная работа проверяется руководителем и вместе с рецензией, передается студенту для ознакомления. Студент, получивший контрольную работу с положительной оценкой «знакомится с рецензией и с учётом замечаний преподавателя дорабатывает отдельные вопросы с целью углубления своих знаний. Неудовлетворительная оценка за контрольную работу возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению ошибок, для повторного выполнения. Работа выполняется студентом вновь и сдаётся в учебную часть заочного отделения на проверку этому же преподавателю. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки. В случае возникновения проблем при выполнении контрольной работы следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр личного дела (шифра) студента.

В таблице по вертикали (А) размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является предпоследней цифрой шифра студента.

По горизонтали (Б) размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является последней цифрой шифра студента. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет номер варианта контрольной работы.

Наши рекомендации