Учебно-методическое обеспечение работы студента

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА»

(НГТУ)

Факультет экономики, менеджмента и инноваций

  Утверждаю: Декан ФЭМИ А.Н. Зайцев (подпись, расшифровка подписи) «____» ______________2012 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной практики бакалавров

Направление подготовки: 222000.68 «ИННОВАТИКА»

(код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки:

Бакалаврская программа «Управление инновациями» (наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

Кафедра: «Управление инновационной деятельностью»

(наименование кафедры)

Курс: 2

Семестр: 4

Трудоемкость: 3 недели, 162 часа, 4,5 зачетных единицы.

Нижний Новгород

2012 год


  Содержание   Стр.
1. Цели практики.......……………………………………………………….
2. Задачи практики.......……………………………………………………..
3. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы бакалавра …………………………………...................................  
4. Структура практики.....................................................................................
5. Содержание учебной практики …………………................................
6. Формы проведения практики ………………………………………
7. Место проведения практики ………………………………………..
8. Учебно-методическое обеспечение работы студента на учебной практике ......................................................................................................  
9. Материально-техническое обеспечение практики ..................................

Цели практики

Целями учебной практики являются приобретение навыков работы в должности инженер-менеджер, закрепление теоретических знаний по пройденным курсам, выполнение индивидуального задания по практике и сбор материалов для написания отчетной работы по практике.

Задачи практики

Задачей учебной практики является формирование компетенций, навыков и умений, соотнесенных с видами и задачами профессиональной деятельности обучающегося.

2.1. В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

Производственно-технологическая деятельность:

- способность использовать инструментальные средства (в том числе, пакеты прикладных программ) для решения прикладных инженерно-технических и технико-экономических задач, планирования и проведения работ по проекту (ПК-1);

- способность использовать информационно-коммуникационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерных технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектом (ПК-2);

- способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации в практической деятельности (ПК-3);

- способность обосновывать принятие технического решения при разработке проекта, выбрать технические средства и технологии, в том числе с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);

- способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-5).

Организационно-управленческая деятельность:

- способность анализировать проект (инновацию) как объект управления (ПК-6);

- способность определять стоимостную оценку основных ресурсов и затрат по реализации проекта (ПК-7);

- способность организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации работ по проекту и нормирования труда (ПК-8);

- готовность систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов (ПК-9);

- готовность к работе в коллективе; организации работы малых коллективов (команды) исполнителей (ПК-10).

Экспериментально-исследовательская деятельность:

- способность применять современные методы исследования и моделирования проекта с использованием вычислительной техники и соответствующих программных комплексов (ПК-11);

- готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-12);

- готовность спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее (ПК-13);

- способность готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов (ПК-14).

Проектно-конструкторская деятельность:

- способность разрабатывать проекты реализации инноваций, формулировать техническое задание, использовать средства автоматизации при проектировании и подготовке производства, составлять комплект документов по проекту (ПК-15);

- готовность использовать информационные технологии и инструментальные средства при разработке проектов (ПК-16);

- способность разрабатывать компьютерные модели исследуемых процессов и систем (ПК-17);

- готовность применять методы анализа вариантов проектных, конструкторских и технологических решений для выбора оптимального (ПК-18).

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:

ЗНАТЬ:

- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

- систематизировать и углубить полученные в университете теоретические и практические знания по инновационной деятельности предприятий, экономическому анализу, финансовому менеджменту, финансовому планированию, уметь применить этих знания при решении конкретных научных и практических задач;

- развить навыки ведения самостоятельной работы.

УМЕТЬ:

- применять современный управленческий инструментарий для решения задач предприятия;

-использовать современное программное обеспечение для реализации управленческих решений.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками самостоятельной работы;

- делового общения и деловой этики.

Приобрести опыт деятельности:

- аналитической деятельности.

Полнота и степень детализации решения этих задач определяется особенностями конкретной организации - базы практики.

3. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы бакалавра

3.1. Разделы ОПП:

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл, Б.2 Математический и естественнонаучный цикл, Б.3 Профессиональный цикл, Б.4 Физическая культура, Б.5 Учебная и производственная практики, Б.6 Итоговая государственная аттестация.

3.2. Перечень дисциплин:

Б 1.Б История, философия, иностранный язык, экономическая теория, русский язык делового общения;

Б 2.Б Математика, физика и естествознание, химия и материаловедение, теория и системы управления, информационные технологии;

Б.3.Б Системный анализ и принятие решений, механика и технологии, электротехника и электроника, инженерная графика.

3.3. Учебная практика (4 семестр)

Для освоения программы учебной практики бакалавр должен:

ЗНАТЬ:

– общие принципы инженерных расчетов; основные понятия и законы механики (кинематика, динамика, статика); принципы и методы расчетов на прочность, жесткость и устойчивость;

– основные понятия и законы электромагнитного поля, электрические и магнитные цепи; основы электроники, элементную базу электронных устройств; основы цифровой электроники, микропроцессорные средства; электрические измерения и приборы;

– систему и стандарты конструкторской, технической и программной документации; методы разработка эскизов, чертежей деталей и сборочных единиц;

– теорию, средства и виды измерений, метрологическое обеспечение стандартизации и сертификация, средства и виды измерений; схемы прямых и косвенных измерений; источники и классификация погрешностей; государственную систему стандартизации; международные стандарты; принципы стандартизации; принципы стандартизации в инновационной сфере; лицензирование;

– общие принципы и особенности маркетинга в инновационной сфере.

УМЕТЬ:

– выбрать технологию реализации инновации;

– использовать компьютер для обработки экспериментальных данных.

ВЛАДЕТЬ:

–инструментальными средствами анализа (моделирования) проекта и решения типовых задач анализа и оптимизации;

– инструментальными средствами управления проектом на всех этапах его жизненного цикла.

Бакалавр должен уметь определять проблему; выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы решения задач; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги решений в виде отчетов, рефератов, научных статей.

Структура практики

Общая трудоемкость практики составляет 4,5 зачетных единицы, 162 часа (1 зачетная единица равна 36 часам.)

Объем часов по учебной практике приведен в табл.1.

№ п/п   Разделы (этапы) практики Продолжительность (в часах)
1.   1.1     1.2   2. 2.1 2.2   3. 3.1   3.2   3.3   3.4   3.5 3.6 Подготовительный этап (проводится до начала календарного срока практики). Получение студентами гарантийных писем предприятий о приеме на практику. Оформление договоров с предприятиями на проведение практики. Проведение собрания студентов; выдача индивидуальных заданий, допусков и путевок на практику. Организационный этап. Оформление пропусков на предприятия. Прохождение инструктажа по технике безопасности. Производственный этап. Знакомство со структурой предприятия, его подразделениями, цехами, отделами. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью предприятия. Знакомство с организацией производственных и технологических процессов. Знакомство работой подразделения (ОТК, отдела по развитию, отдела по инновациям и т.п.). Выполнение индивидуального задания. Анализ и обобщение полученной информации. Написание отчета по практике.                          

Содержание учебной практики

Во время прохождения практики студент обязан:

5.1. Ознакомиться:

- с внутренними нормативными документами организации;

-со структурой предприятия и его подразделениями;

- с основными процессами управления инновационной деятельности на предприятии;

- с принципами организации НИОКР на предприятии.

5.2. Изучить:

- миссию, цели и стратегии предприятия;

-эффективность действующей системы управления;

- систему принятия и реализации управленческих решений на предприятии.

5.3. Выполнить:

- комплексный анализ деятельности компании;

- техническое задание, разработанное совместно с научным руководителем.

5.4. Собрать материал по теме индивидуального задания для подготовки отчета по практике.

Примерные темы индивидуальных исследований:

1. Методы оценки эффективности инновационных проектов на предприятиях.

2. Совершенствование системы управления инновационной деятельности предприятий в современных условиях.

3. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью промышленных предприятий.

4. Организационно-экономическое обоснование научно-технических разработок.

5. Формирование методики оценки нематериальных активов предприятия.

6. Совершенствование методов оценки инновационной привлекательности инновационных проектов.

и т.д.

Формы проведения практики

Учебная практика осуществляется в форме проведения реального консультационного проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы бакалаврской работы по направлению обучения с учетом интересов и возможностей предприятий, в которых она проводится.

Место проведения практики

Учебная практика может проводиться на выпускающей кафедре «Управление инновационной деятельностью», в научных подразделениях вуза, а также на договорных началах в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, на которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением бакалаврской работы.

Для прохождения практики для всех бакалавров назначаются преподаватели – кураторы от кафедры, а также кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты проходят практику в структурных подразделениях предприятия и знакомятся с практическими аспектами управленческой деятельности.

В подразделениях, где проходит практика, студентам выделяются рабочие места (места для стажировки) для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.

В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.

Учебно-методическое обеспечение работы студента

На учебной практике

Основная литература

№ п/п   Автор(ы)   Заглавие Издательство, год издания Назначение, вид издания, гриф Кол-во экз. в библиотеке
1. Яшин С.Н., Мурашова Н.А. Формирование механизма и технологии управления инновационной деятельностью предприятий региона Н.Новгород, Нижегород. гос. техн. ун-т., 2010 Монография
2. Мотин Г.А Инновационный менеджмент Н.Новгород, НГТУ им.Р.Е.Алексеева, 2008 Учеб.пособие
3. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент М. – : Дашков и К°, 2008 Учебник
4. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: Учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2008 Учебное пособие

№ п/п   Автор(ы)   Заглавие Издательство, год издания Назначение, вид издания, гриф Кол-во экз. в библиотеке
5. Радиевский М.В Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: Учебник М.: Инфра-М, 2010 Учебник

Дополнительная литература

№ п/п   Автор(ы)   Заглавие Издательство, год издания Назначение, вид издания, гриф Кол-во экз. в библиотеке
1. Макарова И.К., Алехина О.Е., Крайнова Л.М. Привлечение, удержание и развитие персонала компании: учебное пособие М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010 Учебное пособие
2. Бовин А.А. Управление инновациями в организациях М. – : Омега-Л, 2008 Учеб. пособие гриф УМО вузов России по «Инноватика»
3. Колосова О.В., Яшин С.Н., Мурашова Н.А. Управление инновационной деятельностью   Н. Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2011 Учеб. пособие
4. Мурашова Н.А., Агальцова Т.А., Аленкова И.В., Зуева Е.В., Денисов Н.И. Организационно-экономическое обоснование научно-технических разработок Н. Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2010 Учеб. пособие, рекомендовано Учёным советом НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Периодические издания

Журналы:

1. «Инновации».

2. «Финансы и кредит».

3. «Вопросы экономики».

4. «Креативная экономика».

Интернет-ресурсы

www.nalog.ru

www.rbc.u

www.mf.ru

www.cfin.ru

www.iteam.ru

www.elitarium.ru

www.gcgf.org

www.hrm.ru

www.nccg.ru

Наши рекомендации