Учебно-методическое обеспечение работы студента
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА»
(НГТУ)
Факультет экономики, менеджмента и инноваций
Утверждаю: Декан ФЭМИ А.Н. Зайцев (подпись, расшифровка подписи) «____» ______________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной практики бакалавров
Направление подготовки: 222000.68 «ИННОВАТИКА»
(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки:
Бакалаврская программа «Управление инновациями» (наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника:
Бакалавр
Кафедра: «Управление инновационной деятельностью»
(наименование кафедры)
Курс: 2
Семестр: 4
Трудоемкость: 3 недели, 162 часа, 4,5 зачетных единицы.
Нижний Новгород
2012 год
Содержание | Стр. | |
1. | Цели практики.......………………………………………………………. | |
2. | Задачи практики.......…………………………………………………….. | |
3. | Место учебной практики в структуре основной образовательной программы бакалавра …………………………………................................... | |
4. | Структура практики..................................................................................... | |
5. | Содержание учебной практики …………………................................ | |
6. | Формы проведения практики ……………………………………… | |
7. | Место проведения практики ……………………………………….. | |
8. | Учебно-методическое обеспечение работы студента на учебной практике ...................................................................................................... | |
9. | Материально-техническое обеспечение практики .................................. |
Цели практики
Целями учебной практики являются приобретение навыков работы в должности инженер-менеджер, закрепление теоретических знаний по пройденным курсам, выполнение индивидуального задания по практике и сбор материалов для написания отчетной работы по практике.
Задачи практики
Задачей учебной практики является формирование компетенций, навыков и умений, соотнесенных с видами и задачами профессиональной деятельности обучающегося.
2.1. В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
Производственно-технологическая деятельность:
- способность использовать инструментальные средства (в том числе, пакеты прикладных программ) для решения прикладных инженерно-технических и технико-экономических задач, планирования и проведения работ по проекту (ПК-1);
- способность использовать информационно-коммуникационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерных технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектом (ПК-2);
- способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации в практической деятельности (ПК-3);
- способность обосновывать принятие технического решения при разработке проекта, выбрать технические средства и технологии, в том числе с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);
- способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-5).
Организационно-управленческая деятельность:
- способность анализировать проект (инновацию) как объект управления (ПК-6);
- способность определять стоимостную оценку основных ресурсов и затрат по реализации проекта (ПК-7);
- способность организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации работ по проекту и нормирования труда (ПК-8);
- готовность систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов (ПК-9);
- готовность к работе в коллективе; организации работы малых коллективов (команды) исполнителей (ПК-10).
Экспериментально-исследовательская деятельность:
- способность применять современные методы исследования и моделирования проекта с использованием вычислительной техники и соответствующих программных комплексов (ПК-11);
- готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-12);
- готовность спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее (ПК-13);
- способность готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов (ПК-14).
Проектно-конструкторская деятельность:
- способность разрабатывать проекты реализации инноваций, формулировать техническое задание, использовать средства автоматизации при проектировании и подготовке производства, составлять комплект документов по проекту (ПК-15);
- готовность использовать информационные технологии и инструментальные средства при разработке проектов (ПК-16);
- способность разрабатывать компьютерные модели исследуемых процессов и систем (ПК-17);
- готовность применять методы анализа вариантов проектных, конструкторских и технологических решений для выбора оптимального (ПК-18).
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:
ЗНАТЬ:
- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
- систематизировать и углубить полученные в университете теоретические и практические знания по инновационной деятельности предприятий, экономическому анализу, финансовому менеджменту, финансовому планированию, уметь применить этих знания при решении конкретных научных и практических задач;
- развить навыки ведения самостоятельной работы.
УМЕТЬ:
- применять современный управленческий инструментарий для решения задач предприятия;
-использовать современное программное обеспечение для реализации управленческих решений.
ВЛАДЕТЬ:
- навыками самостоятельной работы;
- делового общения и деловой этики.
Приобрести опыт деятельности:
- аналитической деятельности.
Полнота и степень детализации решения этих задач определяется особенностями конкретной организации - базы практики.
3. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы бакалавра
3.1. Разделы ОПП:
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл, Б.2 Математический и естественнонаучный цикл, Б.3 Профессиональный цикл, Б.4 Физическая культура, Б.5 Учебная и производственная практики, Б.6 Итоговая государственная аттестация.
3.2. Перечень дисциплин:
Б 1.Б История, философия, иностранный язык, экономическая теория, русский язык делового общения;
Б 2.Б Математика, физика и естествознание, химия и материаловедение, теория и системы управления, информационные технологии;
Б.3.Б Системный анализ и принятие решений, механика и технологии, электротехника и электроника, инженерная графика.
3.3. Учебная практика (4 семестр)
Для освоения программы учебной практики бакалавр должен:
ЗНАТЬ:
– общие принципы инженерных расчетов; основные понятия и законы механики (кинематика, динамика, статика); принципы и методы расчетов на прочность, жесткость и устойчивость;
– основные понятия и законы электромагнитного поля, электрические и магнитные цепи; основы электроники, элементную базу электронных устройств; основы цифровой электроники, микропроцессорные средства; электрические измерения и приборы;
– систему и стандарты конструкторской, технической и программной документации; методы разработка эскизов, чертежей деталей и сборочных единиц;
– теорию, средства и виды измерений, метрологическое обеспечение стандартизации и сертификация, средства и виды измерений; схемы прямых и косвенных измерений; источники и классификация погрешностей; государственную систему стандартизации; международные стандарты; принципы стандартизации; принципы стандартизации в инновационной сфере; лицензирование;
– общие принципы и особенности маркетинга в инновационной сфере.
УМЕТЬ:
– выбрать технологию реализации инновации;
– использовать компьютер для обработки экспериментальных данных.
ВЛАДЕТЬ:
–инструментальными средствами анализа (моделирования) проекта и решения типовых задач анализа и оптимизации;
– инструментальными средствами управления проектом на всех этапах его жизненного цикла.
Бакалавр должен уметь определять проблему; выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы решения задач; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги решений в виде отчетов, рефератов, научных статей.
Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет 4,5 зачетных единицы, 162 часа (1 зачетная единица равна 36 часам.)
Объем часов по учебной практике приведен в табл.1.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Продолжительность (в часах) |
1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 | Подготовительный этап (проводится до начала календарного срока практики). Получение студентами гарантийных писем предприятий о приеме на практику. Оформление договоров с предприятиями на проведение практики. Проведение собрания студентов; выдача индивидуальных заданий, допусков и путевок на практику. Организационный этап. Оформление пропусков на предприятия. Прохождение инструктажа по технике безопасности. Производственный этап. Знакомство со структурой предприятия, его подразделениями, цехами, отделами. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью предприятия. Знакомство с организацией производственных и технологических процессов. Знакомство работой подразделения (ОТК, отдела по развитию, отдела по инновациям и т.п.). Выполнение индивидуального задания. Анализ и обобщение полученной информации. Написание отчета по практике. |
Содержание учебной практики
Во время прохождения практики студент обязан:
5.1. Ознакомиться:
- с внутренними нормативными документами организации;
-со структурой предприятия и его подразделениями;
- с основными процессами управления инновационной деятельности на предприятии;
- с принципами организации НИОКР на предприятии.
5.2. Изучить:
- миссию, цели и стратегии предприятия;
-эффективность действующей системы управления;
- систему принятия и реализации управленческих решений на предприятии.
5.3. Выполнить:
- комплексный анализ деятельности компании;
- техническое задание, разработанное совместно с научным руководителем.
5.4. Собрать материал по теме индивидуального задания для подготовки отчета по практике.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Методы оценки эффективности инновационных проектов на предприятиях.
2. Совершенствование системы управления инновационной деятельности предприятий в современных условиях.
3. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью промышленных предприятий.
4. Организационно-экономическое обоснование научно-технических разработок.
5. Формирование методики оценки нематериальных активов предприятия.
6. Совершенствование методов оценки инновационной привлекательности инновационных проектов.
и т.д.
Формы проведения практики
Учебная практика осуществляется в форме проведения реального консультационного проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы бакалаврской работы по направлению обучения с учетом интересов и возможностей предприятий, в которых она проводится.
Место проведения практики
Учебная практика может проводиться на выпускающей кафедре «Управление инновационной деятельностью», в научных подразделениях вуза, а также на договорных началах в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, на которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением бакалаврской работы.
Для прохождения практики для всех бакалавров назначаются преподаватели – кураторы от кафедры, а также кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты проходят практику в структурных подразделениях предприятия и знакомятся с практическими аспектами управленческой деятельности.
В подразделениях, где проходит практика, студентам выделяются рабочие места (места для стажировки) для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.
В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.
Учебно-методическое обеспечение работы студента
На учебной практике
Основная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Издательство, год издания | Назначение, вид издания, гриф | Кол-во экз. в библиотеке |
1. | Яшин С.Н., Мурашова Н.А. | Формирование механизма и технологии управления инновационной деятельностью предприятий региона | Н.Новгород, Нижегород. гос. техн. ун-т., 2010 | Монография | |
2. | Мотин Г.А | Инновационный менеджмент | Н.Новгород, НГТУ им.Р.Е.Алексеева, 2008 | Учеб.пособие | |
3. | Гугелев А.В. | Инновационный менеджмент | М. – : Дашков и К°, 2008 | Учебник | |
4. | Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. | Управление инновациями: теория и практика: Учеб. пособие. | М.: ЭКСМО, 2008 | Учебное пособие |
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Издательство, год издания | Назначение, вид издания, гриф | Кол-во экз. в библиотеке |
5. | Радиевский М.В | Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: Учебник | М.: Инфра-М, 2010 | Учебник |
Дополнительная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Издательство, год издания | Назначение, вид издания, гриф | Кол-во экз. в библиотеке |
1. | Макарова И.К., Алехина О.Е., Крайнова Л.М. | Привлечение, удержание и развитие персонала компании: учебное пособие | М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010 | Учебное пособие | |
2. | Бовин А.А. | Управление инновациями в организациях | М. – : Омега-Л, 2008 | Учеб. пособие гриф УМО вузов России по «Инноватика» | |
3. | Колосова О.В., Яшин С.Н., Мурашова Н.А. | Управление инновационной деятельностью | Н. Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2011 | Учеб. пособие | |
4. | Мурашова Н.А., Агальцова Т.А., Аленкова И.В., Зуева Е.В., Денисов Н.И. | Организационно-экономическое обоснование научно-технических разработок | Н. Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2010 | Учеб. пособие, рекомендовано Учёным советом НГТУ им. Р.Е. Алексеева |
Периодические издания
Журналы:
1. «Инновации».
2. «Финансы и кредит».
3. «Вопросы экономики».
4. «Креативная экономика».
Интернет-ресурсы
www.nalog.ru
www.rbc.u
www.mf.ru
www.cfin.ru
www.iteam.ru
www.elitarium.ru
www.gcgf.org
www.hrm.ru
www.nccg.ru