Классификация видов торговли в неустановленных местах.

Торговля в неустановленных местах – явление повсеместное. Однако, если изучить причины его возникновения и формы проявления, то можно составить определенную классификацию мест торговли и лиц, занимающихся торговлей в неустановленных местах. При глубоком анализе становится понятно, что проявления торговли в неустановленных местах в зависимости от локаций осуществления торговли, сильно отличаются. То же самое можно сказать и о лицах, осуществляющих данную торговлю. Все эти сведения нуждаются в систематизации и классификации с целью определения возможных мер предупреждения данного противоправного деяния, основанных на изучении психологических портретов лиц, занимающихся торговлей в неустановленных местах в той или иной форме. Такую масштабную проблему, как торговля в неустановленных местах, можно побороть только понимая причины ее возникновения, в случае того или иного ее проявления. Перечень мест, в которых торговля запрещена, устанавливается Постановлением правительства Санкт – Петербурга от 27 сентября 2012 года N 1045
«О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга». В соответствии с данным постановлением, к торговле в неустановленных местах на территории Санкт – Петербурга можно отнести торговые объекты, расположенные:

1. размещаемые на расстоянии ближе 25 метров от зданий, в которых располагаются органы государственной власти, образовательные организации, а в случае оформления прав указанными организациями на земельные участки, на которых расположены эти здания, - ближе 25 метров от границ земельных участков, за исключением объектов, используемых для реализации периодической печатной продукции;

2. на расстоянии ближе 50 метров от наземных вестибюлей станций метрополитена, за исключением нестационарных торговых объектов по розничной продаже цветов, периодических печатных изданий, театральных билетов, билетов на городской пассажирский транспорт, оказанию информационных услуг;

3. на расстоянии ближе 10 метров от остановочных пунктов городского пассажирского транспорта и от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы, за исключением объектов, используемых для реализации периодической печатной продукции;

4. в арках зданий, на газонах, цветниках, благоустроенных детских площадках, площадках для отдыха, спортивных занятий, тротуарах шириной менее трех метров, а также иных тротуарах в случае невозможности обеспечения условия прохода шириной не менее 1,5 метра для пешеходов и тротуароуборочной техники;

5. на территории зеленых насаждений общего пользования, за исключением объектов, используемых для реализации экскурсионных билетов, цветов, газетно-журнальной продукции, продукции религиозного содержания; объектов проката спортивного оборудования; тележек и лотков, используемых для реализации кондитерских и выпечных изделий в упаковке изготовителя, мороженого, безалкогольных напитков; сезонных объектов для торговли игрушками, воздушными шариками, сувенирной продукцией в период сезонной торговли с 1 апреля по 1 ноября; сезонных объектов общественного питания (летних кафе) без реализации алкогольной продукции; на территории садов, парков, скверов - объектов культурного наследия, за исключением тележек и лотков, используемых для сезонной реализации с 1 апреля по 1 ноября кондитерских и выпечных изделий в упаковке изготовителя, мороженого, безалкогольных напитков;

6. в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения и объектов электросетевого хозяйства при наличии запрета, предусмотренного законодательством, под железнодорожными путепроводами, эстакадами, мостами;

7. в пределах красных линий основных транспортных магистралей Санкт-Петербурга, указанных в приложении к настоящему Порядку, за исключением объектов, используемых для реализации проездных, лотерейных и экскурсионных билетов, периодической печатной продукции, цветов; объектов, используемых для реализации сувенирной продукции, мороженого, безалкогольных напитков и выпечных изделий в упаковке изготовителя в период с 1 апреля по 1 ноября, площадь которых не превышает двух квадратных метров; временных сооружений, предназначенных для размещения сезонных объектов общественного питания, в том числе с выносными столиками, для размещения летних кафе в период с 1 мая по 30 сентября;

8. в пределах треугольников видимости на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, на пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними, на проезжей части автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, а также внутриквартальных проездах и территориях парковок автотранспорта;

9. торговые объекты, размещение которых не соответствует требованиям федерального законодательства.[16]

Стоит так же отметить, что классификация видов торговли в неустановленных местах необходима для осознания сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся борьбой с ней, понимания масштаба проблемы и формирования представления о лицах, занимающихся торговлей в неустановленных местах, и напрямую с ней связанных.

В данном случае рассматриваются виды торговли в неустановленных местах на территории Санкт – Петербура. Торговля в неустановленных местах в зависимости от различных экономических и социальных условий на территории России и мира может сильно различаться в зависимости от региона, но многие ее общие формы и виды похожи.

Следует выделить следующие способы осуществления торговли в неустановленных местах, распространенные на территории Санкт – Петербурга:

Торговля вблизи станций метрополитена. Метрополитен в целом, и территория около него в частности служат местами массового скопления людей. Стоит особенно отметить те районы, в которых станции метрополитена составляют единый транспортный узел с большим количеством другого общественного транспорта. Граждане осуществляют передвижение между станциями метрополитена и остановками общественного транспорта практически в любое время суток (в часы работы метрополитена), при этом количество людей, проходящих по одному и тому же маршруту очень велико, что является положительным фактором для торговли в неустановленных местах. На основании проведенного анализа распространенности торговли в неустановленных местах на территории Санкт – Петербурга можно выделить следующие районы пересечения транспортных узлов наземного общественного транспорта и метрополитена, в которых распространена торговля в неустановленных местах:

1) Около ст. м. Звездная

2) Около ст. м. Гражданский проспект

3) Около ст. м. Парнас

4) Около ст. м. Озерки, в сторону пр. Энгельса

5) Около ст. м. Академическая

Еще сильнее торговля в неустановленных местах проявляется у станций метрополитена, связанных с крупными транспортными узлами, ведущими в Ленинградскую область. Это обусловлено еще большим количеством граждан, передвигающихся от станции метрополитена до транспортного узла, так как многие люди подвержены маятниковой миграции, и проживая в пригородах Санкт – Петербурга, каждый день ездят на работу в город, а на выходных зачастую приезжают отдыхать. Кроме того, многие граждане, осуществляющие торговля в неустановленных местах, сами родом из Ленинградской области, и им проще реализовывать свой товар в ездовой доступности от места своего проживания, и места хранения данного товара.

Среди районов, где распространена торговля в неустановленных местах у станций метрополитена, связанных с крупными транспортными узлами, транспортными узлами, ведущими в Ленинградскую область, можно выделить:

1) Площадь между станцией метрополитена, торговым комплексом «Норд» и остановкой общественного транспорта на проспекте Просвещения.

2) Площадка между станцией метро «Озерки» и Выборгским шоссе.

3) Территория около Московского вокзала.

4) Около ст. м. проспект Ветеранов.

5) Около ст. м. Обухово.

6) Около ст. м. Удельная

Виды товаров, реализуемых у станций метрополитена, может достаточно сильно отличаться в зависимости от сезона года. Различные новогодние украшения и теплые вещи продаются зимой, а летом и осенью – овощи, фрукты и грибы. Данные виды товаров часто реализуют те люди, которые работают в этой сфере постоянно, реализуя не какой – либо конкретный товар, а товар актуальный для данного временного периода. Другой группой людей, реализующих свой товар в неустановленных местах вблизи станций метрополитена являются как правило малоимущие люди, которые реализуют свои личные вещи, либо товары, произведенные ими. Например, пожилые люди продают грибы и ягоды, излишки которых сами не могут употребить, другие люди продают свои коллекции антикварных вещей (особенно распространено около ст. м. проспект Ветеранов и Удельная).

Торговля на территории метрополитена. В последнее время так же является довольно частой разновидностью торговли в неустановленных местах. Следует разграничить торговлю в метрополитене на торговлю в установленных местах и в не установленных. Торговые павильоны по реализации печатной продукции в вестибюлях станций давно приносят значительную прибыль метрополитену благодаря большому количеству людей, посещающих их ежедневно. Однако, распространена в метрополитене и торговля в неустановленных местах – как правило, в вагонах электричек, и реже – в переходах между станциями. У этого достаточно много причин:

1. Лояльность граждан к торговле в вагонах метрополитена. В отличие, например, от пригородных поездов, в вагонах метрополитена лица, осуществляющие торговлю не могут очень громко рекламировать свой товар – их голос не слышен из – за звука движения электрички, что безусловно, меньше отвлекает пассажиров. Кроме того, многим гражданам кажется достаточно удобным то, что в вагоне метрополитена по пути от работы до дома можно купить нужные бытовые товары, не посещая при этом магазины. Продавцы своим внешним видом и рекламой товаров могут расположить к себе потенциальных покупателей и заслужить их доверие. Безусловно, обычному гражданину позиция конкретного человека с «тяжелой» жизнью, вынужденного торговать в неустановленном месте для получения средств к существованию будет ближе, чем позиция сотрудника правоохранительных органов, пресекающих правонарушение, по мнению многих, не имеющее общественной опасности. Однако, это не так. Для успешной борьбы с данным правонарушением необходимо в том числе и проводить агитационную работу с гражданами.

2. Отсутствие эффективного механизма пресечения. Наряды полиции как правило находятся в вестибюлях метрополитена, таким образом, вагоны электричек практически не контролируются. Если с торговлей непосредственно у вестибюлей метрополитена можно достаточно эффективно бороться путем проведения совместных рейдов сотрудников полиции и представителей администрации, то граждан, торгующих в вагонах метрополитена таким образом задержать не представляется возможным. Торговец просто не войдет в вагон, в котором он видит сотрудников полиции. Других эффективных способов борьбы с торговлей в неустановленных местах на данный момент нет. Наличие камер в вагонах и на станциях мало помогает в деле противодействия торговле в неустановленных местах – торговца довольно сложно по ним отследить, да и как правило, эти никто не занимается.

Достаточно точно о причинах популярности торговли в вагонах метрополитена в интервью газете «Коммерсант» говорит Татьяна Матюшина, заместитель генерального директора агентства рыночных исследований и консалтинга "Маркет": В электричках срабатывает фактор совмещения рационального мотива поведения покупателя с психологическими обстоятельствами, среди которых я бы назвала, во-первых, то, что товар сам приходит к покупателю, ему не надо идти за ним в магазин; во-вторых, товары всегда дешевые, а уровень рационализации снижается, когда речь идет о дешевых товарах. Ну как удержаться, если вам предлагают многофункциональный фонарик за 100 рублей или такой же "швейцарский" нож. Да и сам покупатель не сильно рискует, даже если приобретет товар невысокого качества. В-третьих, продаются товары, которые рано или поздно могут пригодиться. Ну, допустим, сетка для хранения овощей. С психологической точки зрения пассажир электрички, когда он на час и более замкнут в ограниченном пространстве, невольно отзывается на любой событийный факт. С точки зрения массовой коммуникации все эти факторы нашли свое место и время для аудитории, которую можно отнести не к самой обеспеченной.[17]

Так же интересным и важным для изучения представляется опыт корреспондента газеты «Аргументы и Факты» Яны Хватовой, которая работала продавцом в метрополитене: Ежедневно жители мегаполисов встречаются с многочисленными продавцами в вагонах метро. У них можно купить практически всё — от обложек для документов до баз данных всех мобильных операторов. Меня давно интересовал вопрос — зачем люди идут работать в метро, когда можно устроиться в обычный магазин или хотя бы киоск? Сколько зарабатывают вагонные продавцы? Обратную сторону профессии я решила узнать на своём опыте.

Когда я ехала в метро на интервью с одним из героев своей статьи, в вагон зашла бойкая женщина лет пятидесяти со спортивной сумкой. Перекрикивая шум колёс, она предлагала пассажирам купить каких-то игрушечных солдатиков на липучках. Пассажиры явно не вдохновились солдатиками и приобретать их не захотели. Когда продавец вышла из вагона, я выскочила следом за ней и окликнула женщину.

— Я тоже хочу продавать вещи в вагонах метро, — призналась я. — Как можно устроиться на работу?

— Надо главному звонить, — ответила та и дала мне номер телефона «шефа», Николая.

— А вообще, сколько можно заработать?

— Ну... Всё от тебя зависит. В среднем тысяч 20–25. Я в прошлом месяце вообще 36 тысяч заработала.

Неплохо! Столько в Петербурге зарабатывают квалифицированные специалисты. Звоню Николаю. Голос у него оказался довольно приятным, но всё равно речь моего будущего босса я понимала с трудом — он постоянно жевал жвачку. Договорились встретиться у метро «Невский проспект». Как выяснилось, голос у Николая совершенно не сочетается с его внешностью: низкий, широкоплечий, бритая голова, массивный лоб. Одет Николай был в кожаную куртку и спортивные штаны. Образ завершала зубочистка во рту. У меня сложилось впечатление, что Николай переместился в наше время из Петербурга 90-х. При встрече Николай медленно и с подозрением оглядел меня с ног до головы. Стало немного не по себе. Я заверила своего будущего босса, что готова на любые условия работы, и мы договорились встретиться на том же месте на следующий день. Николай попросил меня взять с собой спортивную сумку. На другой день Николай поджидал меня с большим пакетом в руках. Это был товар, который я должна продавать. В пакете были упаковки пластырей, ручки и диски. Николай объяснил, что эти ручки пишут под любым наклоном и хватает их чуть ли не на полжизни. На дисках оказалась база данных с телефонными номерами всего города.

— Разве базы данных можно продавать?

— Нам всё можно, — ухмыляется Николай.

Работать я должна была по графику два через два, чтобы не так часто попадаться на глаза сотрудникам метро. Если они остановят такого продавца, как я, могут вызвать полицию, и вместо того, чтобы заниматься торговлей, я рискую провести время в отделении. Работать лучше с 11 утра до 5 часов вечера, когда давки в вагонах уже нет, а народу всё равно много. В вестибюлях метро ни в коем случае нельзя демонстрировать товар. Чтобы не привлекать внимание сотрудников метрополитена, вести себя надо, как обычный пассажир. Текст для рекламы своего товара я могу придумать сама, но в нём обязательно должны быть слова «необходимый», «незаменимый» и «полезный». Вещать надо радостно и громко, здороваться с пассажирами и желать им счастливого пути — в этом верный залог успеха, по словам Николая. В пакете по сто экземпляров каждого товара. Я должна вести отчётность — ставить палочки, сколько чего продано. Диски стоят 150 рублей, упаковка пластырей из десяти штук — 50 рублей, ручка — 30. Каждые два дня я должна сдавать остаток товара и заработанные деньги Николаю, а чтобы мне было неповадно присвоить товар, я оставила боссу залог в размере тысячи рублей. Их он обещал вернуть, когда я предоставлю выручку. По условиям работы, половина заработка — моя. Как сказал Николай, самые толковые продавцы из его команды зарабатывают до ста тысяч в месяц. Если работа у меня пойдёт хорошо, «шеф» пообещал повысить меня до продажи солдатиков и линз для чтения. Товар из пакета мы переложили ко мне в сумку.[18]

На основании данного материала можно сделать следующие выводы о лицах, осуществляющих торговлю в вагонах метрополитена:

1. Существует явно выраженная централизованная система торговли, в которой присутствуют не только продавцы, но и поставщики товаров, так называемые «смотрящие», и так далее. На территории Санкт – Петербурга, вероятно, функционируют одна или несколько подобных «организаций».

2. Лица, осуществляющие торговлю в неустановленных местах, как правило, не боятся административной ответственности, либо иных последствий. Причиной этому может быть с одной стороны, небольшой размер административных штрафов относительно возможной прибыли, так и малая вероятность привлечения к административной ответственности.

Наши рекомендации