Спрос на товар и его эластичность

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Часть II

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

«КАМСКИЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ»

УДК

ББК

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Набережночелнинского филиала

Казанского государственного университета

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессорГ.А. Сульдина

Кандидат экономических наук, доцентБ.М. Эйдельман

Экономическая теория: экзаменационные ответы. Часть II / Автор-составитель Р.М. Нуртдинов. – Набережные Челны: Камский издательский дом, 2005. – 126 с.

В соответствие с государственным образовательным стандартом в учебном пособии излагаются основы курса «Экономическая теория». Раскрываются важнейшие понятия и термины, а также даются ответы на основные актуальные вопросы. Использование пособия должно максимально облегчить подготовку к экзамену и получить высокий экзаменационный балл.

Для студентов экономических факультетов, обучающихся по специальности «менеджмент организации».

УДК

ББК

Филиал КГУ в г. Набережные Челны, 2005

«Камский издательский дом», 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

34. Спрос на товар и его эластичность

35. Предложение товара. Цена равновесия спроса и предложения

36. Теория цены товара. Функции и виды цен

37. Предпринимательство и его виды

38. Основные формы организации предпринимательства

39. Фирма как экономический агент. Теории фирмы

40. Теория управления фирмой. Маркетинг

41. Теории капитала. Формирование предпринимательского капитала

42. Кругооборот капитала. Основные и оборотные фонды предприятия

43. Теории издержек. Виды издержек

44. Теории прибыли. Виды прибыли и факторы ее образующие

45. Эконоические основы заработной платы

46. Земельная рента как доход с земли. Цена земли

47. Мезоэкономика. Региональная экономика

48. Макроэкономика и ее проблемы

49. Модель макроэкономического оборота

50. Система национального счетоводства

51. Характеристика макроэкономических показателей. Методы исчисления ВНП

52. Экономическое содержание и структура национального богатства

53. Доходы населения и их перераспределение

54. Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие

55. Потребление, сбережение и инвестиции

56. Сущность и типы экономического роста. Факторы роста

57. Цикличность экономического развития

58. Рынок труда

59. Занятость и безработица.

60 Сущность и функции финансов. Финансовая система

61. Государственный бюджет. Бюджетная система

62. Социально-экономическая сущность налогов. Кривая Лаффера

63. Инфляция: сущность, виды, социально-экономические последствия

64 Кредит: сущность, принципы и функции

65. Финансовый рынок: сущность и структура

66. Экономическая сущность и виды ценных бумаг

67. Участники рынка ценных бумаг

68. Государственное регулирование экономики

69. Мировое хозяйство (мегоэкономика), его содержание и структура

70 Международные валютные отношения и валютная система

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основной целью предлагаемого учебного пособия является оказание помощи студентам, прослу­шавшим курс общей экономической теории, в получение необходимого минимума знаний для подготовки и успешной сдачи экзамена.

Из учебной программы курса общей экономической теории отобраны 70 ключевых вопросов, и на каждый из них предложен вариант максимально краткого от­вета. Последовательность вопросов соответствует логическому строю учеб­ной программы.

Вторая часть настоящего пособия начинается с ответов на вопросы, связанных с механизмом функционирования рынка: спрос и предложение на товар, их эластичность, цена равновесия, виды цен и тарифов. Ряд вопросов посвящены предпринимательству. Раскрывается сущность предпринимательства, характеризуются его основные виды и формы организации, исследуется фирма как экономический агент и функции управления предприятием. Важное место уделено теории капитала, его кругообороту и обороту, формированию предпринимательского капитала. Данная группа вопросов завершается характеристикой основных факторов производства – прибыли, заработной платы, земельной ренты, а также изучаются издержки.

Следующая группа вопросов – это вопросы из раздела «Основы макроэкономики». Изучаются основные проблемы макроэкономики, модели макроэкономического оборота, система национального счетоводства, характеризуются основные макроэкономические показатели, в том числе ВВП, ВНП, НД и национальное богатство, отдельно рассматриваются доходы населения и их перераспределение. Достаточно много места уделено проблемам совокупного спроса и совокупного предложения, потребления, сбережения и инвестиций. Изучаются также вопросы экономического роста, его факторы, цикличность экономического развития. Особе место уделено вопросам рынка труда, занятости и безработицы.

Далее рассматриваются вопросы, связанные с функционирование финансов и финансовой системы: государственный бюджет, бюджетная система, государственный долг и налоги. Также изучаются сущность, принципы и функции кредита, финансовые рынки, в том числе рынок ценных бумаг, его объекты и участники. Заключительные вопросы посвящены проблемам мирового хозяйства, международным валютным отношениям.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с разработанными Министерством образования РФ стандар­тами второго поколения по общепрофессиональной дисцип­лине «Экономическая теория» (федеральный компонент). В процессе подготовки автор-составитель опирался на современную законодательную РФ, стремился обобщить и использовать последние достижения в теории, получившие отражение в трудах российских и зарубежных ученых. Пособие подготовлено с учетом пятнадцатилетнего опы­та преподавания экономической теории.

СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Для экономических агентов важной категорией является цена товара. Она служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой личный интерес. Поэтому центральной проблемой микроэкономики является ана­лиз факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рын­ках.

Согласно концепции А. Маршалла главными ценообразующими факто­рами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издерж­ки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производст­венные возможности фирмы, временной интервал и другие.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос обеспеченный денежными средствами покупателя называется платежеспособным.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых являет­ся цена.Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос и наоборот. Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса, где «Р» (price)- цена, «Q» (quantity)- количество, вели­чина спроса, «d»(demand) - спрос (рис. ).

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной - количество продукта, которое потреби­тель может купить по этой цене. Кривая dнаклоняется вниз и вправо, т.к. изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная.

Графически изменение величины спроса выражается в «движе­нии по кривой спроса» (точки А, В, Q).

Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются по­купки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса».

Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение са­мой кривой». «Движение самой кривой спроса»происходит тогда, когда изме­няется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса».Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от «d1» к «d2». Желание при­обрести меньше товара уменьшит спрос и сдвинет кривую спроса влево: от «d1» к «d3».

Таким образом: 1) Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходят под влиянием цены товара. 2) Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходят под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся: потребительские вкусы, число покупателей, доход покупателей, цены на сопряженные товары, ожидания.

Потребительские вкусы.При благоприятном для данного про­дукта изменении потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.

Рост числа покупателейвызовет увеличение спроса (напри­мер, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на меди­каменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.

Влияние доходана спрос сложнее.В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные то­вары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называетсятоварами высшей категории. Товары, спрос на которые возрастает при снижении дохода (например, вместо масла - маргарин), называютсятоварами низшей категории.

Цены на сопряженные товары.Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос. Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе. Следовательно, когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).

Взаимодополняющие товары сопутствуют один другому, т.е. спрос на них предъяв­ляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет по­купку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки. Следовательно, когда два товара являются взаимодополняющими, меж­ду ценой на один из них и спросом на другой сущест­вует обратная связь.

Ожидания потребителейотносительно будущих цен на това­ры, их наличия и возможных изменений в доходах способны изме­нить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потреби­тели покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется по­нятие «эластичность». Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствитель­ность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвен­ная) эластичность.

Эластичность спроса по ценепоказывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, надо опре­делить, насколько изменится количество продаж автомобиля, если его цена возросла на 10%.

Эластичность спроса по доходупоказывает, на сколько процен­тов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12%.

Перекрестная эластичностьспроса позволяет измерить, на­сколько чувствителен спрос на продукт «А» к изменению цены на продукт «Б». Мерой измерения эластичности является коэффициент эластич­ности.Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как от­ношение роста объема спроса (в %) к снижению цен (в %):

Процент роста Q

Кэц = ------------------

Процент падения Р

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соот­ветствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластич­ность.

Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы.

Спрос неэластичен,когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы.

Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен еди­нице.

Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», т.к. цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кэцрас­сматривается как положительная величина.

Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается сле­дующей формулой:

Кэд = Процент изменения величины спроса

----------------------------------------------------

Процент изменения величина дохода

Качественные товары имеют положительную эластичность, т.к. рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Не­качественные товары имеют отрицательную эластичность, т.к. рост доходов снижает спрос на них.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА.

Наши рекомендации