Место практики в структуре образовательной программы
Программа производственной практики
Направление подготовки (специальность)
38.03.10 «ЭКОНОМИКА»
Направленность (профиль)
«Экономика предприятий и организаций»
«Финансы и кредит»
Присваиваемая квалификация (степень)
Академический бакалавр
Форма обучения
Очная
Челябинск, 2016
Программа практики согласована:
Ученым советом Института экономики отраслей, бизнеса и
администрирования
Протокол заседания № ____ от «___» __________2016г
Председатель Ученого совета
института _________ ____________В.И. Бархатов
подпись
Секретарь Ученого совета
института ________ ___________ Т.И. Горчакова
подпись
Программа практики одобрена и рекомендована кафедрой
«Экономика отраслей и рынков»
Протокол заседания № ____ от «___» __________2016г
Заведующий кафедрой _____________________________В.И. Бархатов
Программа практики составлена в соответствии с требованиями
ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности)
38.03.01Экономика
«Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит»
Код и наименование программы практики
Автор (составитель) ____________ ____________ В.И. Бархатов
подпись
Автор (составитель) ___________ __________ В.А. Кузнецов
подпись
Структура программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»
Начальник управления
образовательной политики ___________________________ С.П. Еремеева
«___» __________2016 г
Содержание
1. Вид практики, способы и формы её проведения…………………………...4
2. Перечень планируемых результатов обучения……………………………..6
3. Место практики в структуре образовательной программы………………..7
4. Объём практики……………………………………………………...………..8
5. Содержание практики………………………………………………...……..9
6. Формы отчетности по практике……………………………………...……..10
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике…………………………………………………..12
8. Перечень литературы………………………………………………………..16
9. Перечень информационных технологий…………………………………...16
10. Описание материально-технической базы…………………………………17
1. Вид практики, способы и форма (формы) её проведения
Производственная практика – это неотъемлемая часть учебного процесса, в ходе которого студенты самостоятельно выполняют определенные учебной программой производственные задачи в условиях реально действующего предприятия (организации, учреждения и т.д.) и преследует цель приобретения студентами навыков профессиональной работы по профилю специальности, необходимых для получения квалификации экономиста (с одной из предусмотренных в вузе специализаций).
Специфика этого вида практик заключается, с одной стороны, в их узкой направленности относительно темы ВКР и необходимости сконцентрировать все усилия на сбор и обработку производственных и экономических данных, а с другой, в более высокой степени самостоятельности в ходе практики, которая, в свою очередь, предполагает использование всех полученных и накопленных в ходе учебы в университете знаний и навыков.
Цель практики заключается в углубленном изучении студентами хозяйственной деятельности предприятия различных форм собственности, его бухгалтерских операций, финансовых результатов деятельности предприятия, предоставившего студенту места для прохождения практики.
Задачами производственной практики являются:
· Закрепление и углубление теоретических знаний в рамках пройденных материалов по дисциплинам: расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам;
· Сбор и обработка информацию с помощью использования новых информационных технологий и прикладных программ;
· Анализ и интерпретация полученных результатов;
· Изучение технологических процессов производства конкретной продукции и услуг;
· Изучение организационной структуры производственных подразделений, реализующих технологический процесс (цех, участок, оборудование);
· Анализ мероприятий по снижению и предупреждению затрат на качество проектирования и производства продукции и услуг);
· Изучение имеющихся на предприятии программных продуктов по формированию и обеспечению качества продукции.
В качестве объектов практики для всех специализаций не могут выступать хозяйствующие субъекты и учреждения, организационно-правовая форма которых не предполагает ведение финансовой и управленческой отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.п.).
Прохождение производственной практики обязательно на базе конкретного предприятия.
Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся.
При определении мест производственной практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация в индивидуальном порядке учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья освоение программы практики может быть частично осуществлено с использованием дистанционных образовательных технологий (Skype, Moodle).
Для инвалидов I, II, III групп и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной программой высшего образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья и обеспечивается:
1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
– наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
– размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
– обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
– обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
– дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
– обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально.
Перечень планируемых результатов обучения
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию | Знать: основы экономической деятельности предприятия; Уметь: работать с источниками финансовой и экономической информации, осуществлять необходимые экономические расчеты и анализ; Владеть: методиками финансово-экономического анализа; |
ПК-2 | способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | Знать: типовые методики и показатели, используемые в финансовом и экономическом анализе; Уметь: работать с источниками финансовой и экономической информации, осуществлять необходимые экономические расчеты и анализ; интерпретировать полученные результаты, предлагать мероприятия по совершенствованию экономической политики на предприятии; Владеть: методиками финансово-экономического анализа; |
ПК-3 | способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | Знать: экономические показатели и методики их расчета; Уметь: анализировать полученные результаты, обосновывать их и представлять их в виде законченного отчета; Владеть: методологией экономического моделирования |
ПК-5 | способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | Знать: основные методы разработки управленческих решений Уметь: применять различные способы разработки управленческих решений; составлять дерево целей, использовать дерево причин, анализировать проблемную ситуацию, предлагать и оценивать альтернативы управленческих решений, уметь планировать мероприятия по реализации управленческого решения, составлять прогнозу по реализации управленческого решения; Владеть: методикой разработки управленческого решения |
Место практики в структуре образовательной программы
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» раздел образовательной программы бакалавриата «Учебная, производственная и преддипломная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Производственная практика базируется на освоении следующих дисциплин: «Информационные технологии в экономике», «Теория отраслевых рынков», «Менеджмент», «Статистика», «Эконометрика», «Экономика предприятия», «Разработка управленческого решения», «Экономический и финансовый анализ».
Требования к входным знаниям:
знать:
основные понятия, категории и инструменты теоретических и прикладных экономических дисциплин;
основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
основы нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации)
уметь:
применять положения, нормативные документы в практической деятельности предприятия (организации);
рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
владеть:
навыками работы с нормативно -правовой базой в своей деятельности;
навыками владения компьютерными технологиями как средства управления информацией;
приемами оформления текстовых документов;
навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей.
Прохождение производственной практики необходимо как предшествующее для следующих дисциплин: «Экономический и финансовый анализ», «Планирование на предприятии», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный анализ».
В соответствии с основной образовательной программой студенты проходят производственную практику в течении 2 недель в 6 семестре.
Объем практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единицы 108 часов. В соответствии с основной образовательной программой студенты проходят производственную практику в течении 2 недель в 6 семестре.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики составляет:
в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;
в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.
Привлечение студентов, для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается.
Содержание практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и их трудоемкость (в часах) |
1. | Подготовительный этап | 1.1. Организационное собрание 1.2. Выдача методических рекомендаций и задания |
2. | Экспериментальный этап | 2.1. Инструктаж по технике безопасности 2.2. Сбор информации 2.3. Обработка и анализ информации 2.4. Подготовка отчета |
3. | Завершающий этап | 3.1. Предоставление и защита отчета по практике 3.2. Участие в научно-практической конференции по итогам практики |
В процессе прохождения производственной практики текущий контроль за работой студента, в т. ч. самостоятельный осуществляется руководителем практики от организации в рамках регулярных консультаций.
В процессе прохождения производственной практики инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальные или групповые направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с руководителем практики.
Для составления отчета по итогам прохождения производственной практики, студентам предоставляется методическое пособие, в котором определены основные требования и объекты расчета.
6. Формы отчётности по практике
По результатам прохождения практики представляется:
1. Студенты – обязаны сдать отчет по практике по форме, установленной в Методических рекомендациях по организации и проведению практики, и дневник о прохождении практики не позднее 1 недели после окончания практики на кафедру экономики отраслей и рынков.
2. Учебный отдел Института - формирует обобщенный отчет об организации и проведении практики по Институту.
Методические рекомендации по выполнению программы практики
Основными методами проведения производственной практики являются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение документов, выполнение отдельных поручений, участие в практических работах на должностях специалистов по качеству.
Студент в период прохождения производственной практики должен собрать и обобщить фактические данные в соответствии с задачами, сделать необходимые выписки из документации, при необходимости собрать и подготовить графический материал.
Отчет по практике обязательно включает в себя 2 главы, теоретическую и практическую.
При анализе производства необходимо проводить сравнение показателей в динамике, сопоставить результаты работы предприятия в целом и отдельно по его подразделениям, выявить факторы, влияющие на результаты производства.
В заключении отчета необходимо сформулировать выводы и дать предложения по повышению экономической деятельности предприятия (организации), описать личную, производственную и общественную деятельность, приобретенные навыки, удовлетворенность практикой.
После заключения приводится список литературы, нормативно-технической документации, данных статистики и других использованных источников информации.
В приложениях к отчету могут включаться: копии годовых отчетов, хронометражных наблюдений, используемой оперативной и бухгалтерской отчетности, фотографии и другие материалы, собранные по индивидуальному заданию научного руководителя дипломной работы или руководителя практикой студентов от кафедры.
Отчет пишется на лицевой стороне стандартных листов бумаги формата А4 (210х297 мм) с полями; слева - 30мм, сверху и снизу - 20 мм, справа -11 мм.
Общий объем отчета 35-40 страниц машинописного текста.
Отчет должен быть внешне аккуратно оформлен, иметь титульный лист, содержание, задание, аннотацию и отзыв руководителя по практике (см. приложения).
Заголовки следует писать прописными буквами. Подчеркивать заголовки и переносить в них слова не допускается. Разделы нумеруются арабскими цифрами. Цифровой материал рекомендуется помещать в виде таблиц.
Рекомендуется помещать в отчет наглядный материал, собранный студентом в процессе практики (схемы, таблицы, графики, эскизы, рисунки, фотографии, формы бухгалтерской отчетности).
Отчет по практике должен содержать:
1. Титульный лист.
2. Аннотацию.
3. Содержание.
4. Введение.
5. Теоретическую часть.
6. Практическую (расчетную) часть.
7. Заключение, выводы, рекомендации.
8. Список используемой литературы.
9. Глоссарий.
10.Приложения.
Отчет по практике сдается на кафедру для проверки в соответствии с графиком учебного процесса. Проверенные отчеты возвращаются студентам для доработки и устранения выявленных замечаний.
Порядок заполнения дневника по практике
1. Дневник регулярно ведется в течение всей практики. Руководители практики просматривают дневник не реже одного раза в неделю и заверяет своей подписью записи студента.
2. Получив дневник, студент заполняет обложку и разделы «Общие сведения».
3. В конце практики студент составляет список всех материалов, собранных во время практики, и дает краткое заключение по итогам производственной практики.
4. Руководитель практики от организации и руководитель от кафедры записывают в дневнике характеристику студента.
5. В дневник записывается оценка практики руководителем от организации.
6. Дневник хранится на кафедре до окончания студентом обучения в университете.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.