Требования к уровню подготовки выпускников
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Тюрюшля
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО _________ /Тявина Г.Д./ Протокол № 1 от «19» августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с. Тюрюшля ______________ /Великая А.Я./ «23» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ с. Тюрюшля _________ /Фофонова Л.Е./ Приказ № 96 от «25» августа 2016 г. |
Муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Рабочая программа |
Занина Дмитрия Александровича |
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» 11 класс составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 года.;
- Примерной программой общего среднего (полного) образования базового уровня по обществознанию (из сборника Программы общеобразовательных учреждений М., Просвещение, 2007.;
- Авторской программой Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева АИ «Обществознание 10-11 классы , базовый уровень» в сб. «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказом от Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Учебным планом МОБУ СОШ с.Тюрюшля МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год, утвержденным приказом директора школы за № 96 от 25.08.2016 г;
- Положением о рабочей программе по предметам и элективным курсам МОБУ СОШ с.Тюрюшля МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан, утвержденным приказом директора школы за № 64 от 27.06.2013 г.
- Годовым календарным планом-графиком МОБУ СОШ с. Тюрюшля МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год, утвержденным приказом директора школы за № 96 от 25.08.2016 г.;
- Расписанием МОБУ СОШ с.Тюрюшля МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год, утвержденным приказом директора школы за № 96 от 25.08.2016 г.
Преподавание обществознания в 11 классе осуществляется по учебнику «Обществознание» Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Согласно календарного плана в 2016-2017 учебном году на изучение курса отведено 66 часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, тестов, графических и игровых диктантов, само и взаимоконтроля. В соответствии с планом внутришкольного контроля с целью изучения преподавания предметов добавлены три контрольных среза: входящий, промежуточный и итоговый по материалам администрации.Итоговая аттестация в виде итогового контрольного среза.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
·развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
·воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
·овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
·формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать
· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
· характеризовать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать
действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· формулировать
на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· подготовить
устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (24 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (24 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (4 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Тематическое планирование курса «Обществознание» 11 класс.
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА | 24 часа | |
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. | 15 часов | |
РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН | 24 час | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ | 4 часа | |
Итого |
Календарно – тематическое планирование по обществознанию 11 класс
Раздел 1. «Человек и экономика». (24 часа). | ||||
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту | Примечания |
1-2 | Экономика: наука и хозяйство | 07.09.2016 | §1 | |
3-4 | Экономический рост и развитие | 14.09.2016 | §2 | |
5-6 | Рыночные отношения в экономике | 21.09.2016 | §3 | |
7-8 | Фирмы в экономике | 28.09.2016 | §4 | |
9-10 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 05.10.2016 | §5 | |
11-12 | Слагаемые успеха в бизнесе | 12.10.2016 | §6 | |
13-14 | Экономика и государство | 19.10.2016 | §7 | |
15-16 | Финансы в экономике | 26.10.2016 | §8 | |
17-18 | Занятость и безработица | 09.11.2016 | §9 | |
19-20 | Мировая экономика | 16.11.2016 | §10 | |
21-22 | Человек в системе экономических отношений | 23.11.2016 | §11, повторить§1-§11 | |
23-24 | Повторение | 30.11.2016 | ||
Раздел 2. «Проблемы социально-политической и духовной жизни» (15 часов). | ||||
25-26 | Свобода в деятельности человека | 07.12.2016 | §12 | |
27-28 | Общественное сознание | 14.12.2016 | §13 | |
29-30 | Политическое сознание | 21.12.2016 | §14 | |
31-32 | Политическое поведение | 28.12.2016 | §15 | |
33-34 | Политическая элита и политическое лидерство | 18.01.2017 | §16 | |
35-36 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи | 25.01.2017 | §17 | |
37-38 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации | 01.02.2017 | §18 повторить§12-§18 | |
39-40 | Повторение | 08.02.2017 | ||
Раздел 3. «Человек и закон». (24 час). | ||||
41-42 | Современные подходы к пониманию права | 15.02.2017 | §19 | |
43-44 | Гражданин Российской Федерации. | 22.02.2017 | §20 | |
45-46 | Экологическое право | 01.03.2017 | §21 | |
47-48 | Гражданское право | 15.03.2017 | §22 | |
49-50 | Семейное право | 22.03.2017 | §23 | |
51-52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 05.04.2017 | §24 | |
53-54 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | 12.04.2017 | §25 | |
55-56 | Процессуальное право: уголовный процесс. | 19.04.2017 | §26 | |
57-58 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное производство. | 26.04.2017 | §27 | |
59-60 | Международная защита прав человека | 03.05.2017 | §28 повторить§19-§28 | |
61-62 | Повторение | 10.05.2017 | ||
63-64 | Взгляд в будущее | 17.05.2017 | §29 повторить§1-§28 | |
65-66 | Итоговое повторение. | 24.05.2017 |
Формы контроля
Раздел программы | Формы контроля | Сроки |
Вводный контроль | Контрольный срез | 07.09.2016 |
«Человек и экономика». | Контрольный срез | 30.11.2016 |
«Проблемы социально-политической и духовной жизни» | Контрольный срез | 08.02.2017 |
«Человек и закон». | Контрольный срез | 10.05.2017 |
Итоговый контрольный срез | Контрольный срез | 24.05.2017 |
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература для учителя:
1. Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012 г.- 351 с.
2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова.
3. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Дополнительная литература для учителя:
1. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2009 г. – 384 с.
2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2009 г. – 320 с.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2009 г. – 160 с.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2009 г.- 159-191 с.
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009 г. – 175 с.
6. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2009 г. – 288 с.
7. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. — М.: Издательство «Экзамен», 2009 г. – 160 с.
8. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово — РС», 2009 г. – 224 с.
9. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск: «Курсив», 2009 г. – 340 с.
10. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009 г. – 192 с.
Основная литература для обучающихся:
1.Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова–М.: Просвещение, 2012 г.-351 с.
2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова.
3. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание.–М.: Дрофа, 2008 г.–480 с.
2. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2008 г. – 320 с.
3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2009 г.
Материалы для контроля знаний:
1.Обществознание: Тесты для 11 кл. варианты и ответы централизованного тестирования – М.: Центр тестирования МО РФ, 2009 г. – 107 с.
2. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2005. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г. – 144 с.
3. Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.- 96 с.
4. Тесты. Обществознание 11 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2009 г. – 96 с.
5. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2005-2006 г. – М.: Просвещение, 2009 г. – 112 с.
Интернет-ресурсы:
1. E-mail: festival@1 september.ru.
2. Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/
3. Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com
Информационно-коммуникативные средства:
1.Мультимедийные презентации,
2. Обучающие программы,
3. Электронные учебные пособия,
4. Видеофильмы и др.