Основные черты социально-экономического развития стран-членов снг и балтии

Стартовые условия реформ в бывших советских республиках существенно различались:

· Обеспеченность минеральными ресурсами.

Обеспеченность бывших советских республик минеральными ресурсами весьма различается. Значительными ресурсами мирового значения располагают Казахстан, Туркмения, Азербайджан и Узбекистан, бедны ресурсами — Белоруссия, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Армения, имеют некоторые важные виды природных ресурсов — Украина, Грузии, Киргизия и Таджикистан. Весьма распространенные во многих странах в начальный период суверенизации надежды на то, что богатые природные ресурсы быстро обеспечат экономическое процветание, оказались необоснованными. Ни одной из бывших советских республик не удалось достичь этой цели таким путем. Тем не менее, именно экспорт топлива, сырья и полуфабрикатов на базе производств, созданных еще в советский период, стал основополагающим в большинстве стран — членов СНГ.

· Транспортное положение.

Транспортное положение бывших советских республик весьма различается. Наиболее благоприятное оно у стран Балтии, Украины и Грузии, имеющих удобные выходы к морям и расположенных на перекрестках международных транспортных коммуникаций. Особое значение географическое положение имеет для стран Балтии, чей ВВП в немалой степени формируется за счет дохода от транзита товаров, прежде всего в Россию и из нее. Неблагоприятное транспортное положение у Азёрбайджана и Армении и особенно цетральноазиатских стран, отдаленных от международных морских путей большими расстояниями. Отсутствие прямых выходов к морю у Белоруссии и Молдавии частично компенсируется их близостью к европейским странам.

· Квалификация рабочей силы.

Одним из главных позитивных результатов советской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. Это было следствием прогресса в сфере образования, быстрой индустриализации и начавшейся постиндустриализации, появления огромного количества рабочих мест, требующих высокой квалификации, интенсивного развития науки, изменения массового сознания в пользу ценностей индустриального, а затем постиндустриального общества. Уже с 60-х гг. в СССР выпускалось в три раза больше инженеров, чем в США, а в последующем СССР стал обгонять США по числу занятых в науке. Хотя общий уровень квалификации рабочей силы в СССР уступал стандартам западных стран и колебался по республикам (наиболее низким он был в Средней Азии), в целом он был существенно выше, чем в развивающихся государствах. Уровень образования и профессиональной подготовки рабочей силы, трудовая мотивация, привычки к организованному систематическому труду являются одними из основных элементов производительных сил. С этой точки зрения страны — члены СНГ и государства Балтии, хотя и в неодинаковой степени, получили неплохие стартовые позиции для дальнейшего экономического развития.

Присущая советской экономике в целом «утяжеленная» структура, ее перекос в сторону тяжелой и военной промышленности, чрезмерная топливно-сырьевая ориентация воспроизводились во многих советских республиках. Черная металлургия и угольная промышленность имели очень большой удельный вес в народном хозяйстве Украины, угледобыча, черная и цветная металлургия — в Казахстане, хлопок — в Узбекистане, газ и хлопок — в Туркмении, производство алюминия — в Таджикистане, нефть, нефтехимия и нефтебуровое оборудование — в Азербайджане. Обрабатывающая промышленность, особенно производство потребительских товаров длительного пользования, даже переработка сельскохозяйственного сырья, были развиты существенно меньше.

Советский Союз развивался как единое предприятие, где отдельные республики выступали в качестве его «цехов». Связи с внешним миром определялись «по остаточному принципу»: импортировалось то, что не могло производиться в СССР в нужном количестве, качестве и ассортименте. В результате уровень взаимозависимости республик был выше, чем, например, в рамках европейского союза, который обычно приводится как эталон тесной интегрированности экономик. До 30% ВВП советских республик вывозилось за их пределы (преимущественно в другие советские республики) и соответственно столько же или даже больше ввозилось (опять же преимущественно из других союзных республик). Разделение труда не только касалось производства отдельных продуктов, но и широко распространялось на технологическую кооперацию, когда составные части различных изделий производились в разных республиках. Монополизация многих производств, типичная для России, характерна и для остальных советских республик нередко в еще более резкой форме, поскольку комплексным было лишь российское народное хозяйство. Производство многих видов продукции для всей огромной страны нередко концентрировалось на одном-двух предприятиях. Поэтому разрыв связей после распада СССР вызвал цепную реакцию остановки производств на многих предприятиях. От 25% до 50% всего падения промышленного производства в странах — членах СНГ после распада СССР приходится, по различным оценкам, именно на этот фактор.

Помимо различий в стартовых условиях на выбор модели перехода к рыночной экономике в бывших советских республиках и интенсивность процесса перехода большое (а иногда и решающее) влияние оказала политическая ситуация в этих странах и их внешнеэкономическая ориентация.

По типу проведения системных реформ эти страны условно могут быть разделены на три группы: «радикалы (страны Балтии, особенно Эстония, а также Киргизия и Казахстан), «консерваторы» (Узбекистан, Туркмения, Белоруссия), «промежуточная группа» (все прочие страны — члены СНГ). В основу данной классификации положены темпы и глубина системных реформ.

В результате приватизации существенная, а нередко и основная часть производства стала приходиться на негосударственные предприятия. Их доля в ВВП обычно колеблется в пределах 1/3-2/3. При значительных различиях в формах и темпах приватизации между отдельными странами имеются и некоторые общие черты. Начальным этапом была «малая приватизация» — передача и продажа в частные руки магазинов, мастерских, мелких предприятий сферы обслуживания и т.п. Далее последовал этап «ваучерной приватизации», т.е. бесплатной передачи некоторой части государственной собственности, обычно без права продажи приватизационных чеков другим лицам. В завершении во всех государствах — членах СНГ и странах Балтии началась «коммерческая приватизация» — покупка государственной собственности, как правило, на аукционах. Это этап продолжается и в настоящее время. Особенностью стран Балтии стало допущение реституции — возврата имущества его прежним владельцам (до национализации).

Во всех отмеченных странах начальным и наиболее заметным моментом системных реформ стала либерализация цен. Она была очень широкой, но не могла быть одномоментной. В целом в середине 90-х гг. либерализация цен охватила 70-90% товарооборота. В дальнейшем эта величина мало изменилась, поскольку сектор контролируемых цен в основном охватывал те товары и услуги, где либерализация цен наталкивается на серьезные объективные препятствия. Контроль за ценами сохранился на продукцию и услуги естественных монополий (энергоносители, электроэнергия, транспортные тарифы, платка за жилье и коммунальные услуги и т.п.), а также во многих странах на базисные продовольственные товары (прежде всего на хлеб, сахар, растительное масло, реже – на некоторые мясомолочные продукты). Сфера ценового регулирования постепенно уменьшается, что означает большой прогресс на пути перехода к рыночной экономике. В результате либерализации цен в основном было покончено с товарным дефицитом – непременным спутником директивного ценообразования, присущего плановой экономике.

Глубина экономических потрясений в бывших советских республиках оказалась существенно большей, чем в восточноевропейских странах, которые проходят ту же фазу исторического развития, не говоря уже о Китае и Вьетнаме, где не было экономического спада с начала реформ. Сокращение ВВП во всех странах по сравнению с показателями в 1990-1991 гг. было очень сильным: оно колебалось от 30% до 60%. По промышленному производству оно составило от 10% (Узбекистан) до 80% (Грузия). Ни один экономический кризис в мирное время не приводил к столь обвальному сокращению производства, с каким столкнулись бывшие советские республики в процессе перехода к рыночной экономике. Наиболее тяжелое положение сложилось в 1992-1994 гг., когда резкое падение производства (на 10-20% ежегодно) сопровождалось безудержной инфляцией, достигавшей во многих случаях 20-30% в месяц. Но самым глубоким и затяжным оказался инвестиционный кризис, который не был преодолен в большинстве стран-членов СНГ и к 1999 г.

В целом итоги развития за 90-е гг. различаются в бывших советских республиках. В Прибалтике системные преобразования начались раньше (в ряде сфер – в 1990 г.); раньше начался и выход из системного кризиса. Уже в 1994 г. появились признаки стабилизации, а с 1996 г. отмечалось поступательное развитие экономики. Общая картина там выглядит более благоприятной, чем в большинстве стран-членов СНГ. Однако из-за очень сильного падения производства в 1991-1993 гг. уровень 1990 г. пока еще не достигнут ни в одной из стран Балтии. ВВП на душу населения составляет сегодня в Латвии – тыс.долл., Литве – тыс.долл., Эстонии – тыс.долл.

Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. Повсеместно была преодолена высокая инфляция. Ежегодные темпы роста цен упали до 10-30%. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где отсутствовал рост ВВП и промышленного производства. Однако, с конца 90-х гг. и в этих странах отмечается устойчивый экономический рост. Если в 2000 г. ВВП России вырос на 9%, в 2001 г. – на 5%, то в 2002 г. не более чем на 4%.[2] Необходимость ускорения темпов экономического роста до 5-6% и более в год признается почти всеми. Советник президента по экономическим вопросам А. Илларионов отмечает: для того, чтобы России повысить свою долю в мировом ВВП до 5%, как это было в 1961 г. (сегодня – менее 2%), и по показателю ВВП приблизиться хотя бы к беднейшим странам Европы, темпы экономического роста должны составлять как минимум 7% в год в ближайшие 15 лет. [3] Сегодня ВВП на душу населения составляет в России – 4,3 тыс. долл., в Украине – 2,3 тыс.долл.

Сегодня Россия вновь балансирует на грани развитой и отсталой страны. Такого рода ситуация хорошо известна из российской истории. Сегодня перед страной вновь стоит проблема, именуемая «догоняющим развитием». При Петре I образцом для России являлась Голландия, при Столыпине – Англия, при Хрущеве – США, сегодня – Португалия.

На первое место по темпам экономического роста с 1997 г. вышла Белоруссия. Более благоприятными, чем в большинстве других стран, были показатели Узбекистана и Киргизии.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Тенденции экономического развития и экономические реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Польша.

2. Тенденции экономического развития и экономические реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Венгрия.

3. Тенденции экономического развития и экономические реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Чехия.

4. Тенденции экономического развития и экономические реформы в странах-членах СНГ.

5. Тенденции экономического развития и экономические реформы в странах Балтии.

[1] Ростов Е.Ф. Вся экономика планеты в цифрах и фактах: Справочник. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 – 575 с.

[2] В. Мау Экономико-политические итоги 2002 года и особенности экономической политики в преддверии выборов. // Вопросы экономики, №2, 2003 – С.8.

[3] Н. Кириченко Россия на своем месте. // Профиль, 2003, №9, С.28.

Наши рекомендации