СМИ как индустрия свободного времени
весьма заметной. В США появилось и стало нарастать неравенство в области свободного времени. С 1985 г. мужчины с разным уровнем образования стали отдыхать разное время: малообразованные — на 8 часов в неделю больше, а высокообразованные — на 6 часов меньше. Жен- шины, все больше вовлекаясь в рынок труда, тоже в целом стали меньше отдыхать. Правда, и для них оказалась характерной аналогичная тенденция: у высокообразованных время досуга сократилось на 5 часов в неделю, у низкообразованных — только на 2. Исследователи обратили внимание на появившиеся различия между понятиями «отдых» и просто «нерабочее время». Было подмечено, что время, свободное от участия в рынке труда, расходуется помимо отдыха на другие занятия: воспитание детей, уход за родителями, уборку дома, приготовление еды, походы к врачу, общественную и религиозную активность. К чистому же отдыху экономисты начали относить сидение у телевизора, общение с друзьями, спорт, чтение, хобби, еду, а также сон.
Херст и Агийар также отметили, что неравенство свободного времени выросло во всех категориях занятости. Так, в 2003—2005 гг. малообразованные работавшие мужчины проводили на работе всего на 1 час меньше, чем высокообразованные, но при этом ухитрялись отдыхать на 4 часа в неделю больше них — за счет того, что меньше трудились по дому, меньше воспитывали детей, реже ходили в церковь и занимались общественной деятельностью. Удивительно, но и у безработных наблюдалась та же самая тенденция: малообразованные мужчины имели больше свободного времени, чем высокообразованные, на целых 10 часов в неделю.
Причины этих изменений различны. В их число следует включить:
■ Усиление конкуренции в трудовых коллективах, приводящее к интенсификации труда в рабочее время, добровольное увеличение, зачастую неоплачиваемое, продолжительности рабочего дня.
■ Влияние научно-технической революции на организацию труда, требующее дополнительного обучения по использованию новых технологий и постоянного повышения квалификации.
■ Изменение форм досуга, направленное на повышение самореализации, причем креативное использование новых медиатехно- логий начинает занимать в этом процессе все большее место.
Одной из причин «неравенства свободного времени», считает экономист из США В. Рейми, может быть конкуренция, обострившаяся сРеди высокообразованных людей'. Она обращает внимание, например,
' Яатеу V., Francis N.A century of work and leisure. NBER WP, 2006. May. Vol. 12264.
на интересный индикатор — время, которое тратят на занятия с детьми менее и более образованные родители. На протяжении последних 100 лет вторые всегда уделяли детям больше внимания, но в последние два десятка лет разрыв стал быстро расти. «Образованные мамы имеют больше шансов протолкнуть детей в колледж, — объясняет Рейми. — Попасть в хорошие колледжи все труднее, вот они и стараются». Аналогичная ситуация складывается и в России. И. Назарова считает, что в последнее время досуг в России уменьшился у всех групп населения, но по иным причинам. Низкооплачиваемые берут вторую и третью работу от бедности, высокооплачиваемые рвутся к карьерным высотам[9].
Внимание, которое у исследователей вызывают в последние годы вопросы свободного времени, неудивительно. Потребление как основа благополучия современного общества начинает сталкиваться с проблемами: так, сокращение потребления не обязательно связано со снижением уровня жизни, как мы видели выше, но все чаще — с нехваткой свободного времени. Российский исследователь Е. Балацкий пишет: «...бросим взгляд на логику взаимодействия рынка свободного времени с другими экономическими рынками. Так, <...> избыточное предложение на товарных рынках означает дефицит либо денег, либо свободного времени, либо того и другого одновременно. Учитывая, что деньги, как правило, не являются дефицитным ресурсом (наличность можно просто напечатать), то перепроизводство товаров автоматически влечет нехватку свободного времени <...> избыток товаров означает, что люди в целом слишком много работают и, соответственно, мало отдыхают. В свою очередь, потребление произведенных товаров требует не только денег, которые могут быть в избытке, но и свободного времени, из-за недостатка которого возникает недопотребление... Досуг превращается в своеобразный рыночный фактор производства и потребления, имеющий свою ценность и полезность. Иными словами, свободное время капитализируется»[10].
Таким образом, обратной стороной товарного изобилия в обществе потребления объективно становится дефицит свободного времени. Потребление всей массы потребительских благ требует двух основных ресурсов: свободного времени и денег. Парадоксально, но свободное время при этом выступает связующим звеном двух взаимоисключающих явлений — работы и отдыха. В результате, сегодня СМИ становятся важным механизмом взаимодействия рынков рабочего и свободного времени: масс-медиа структурируют свободное время людей, рекламируя