Лекция: Государство в рыночной экономике. Макроэкономическая политика государства.

Вопросы:

1. Несовершенства (провалы) рынка и необходимость государственного регулирования экономики

2. Экономические функции государства в рыночной экономике

3. Система государственного регулирования экономики и ее структура

Современная экономическая теория связывает необходимость государственного регулирования с несовершенствами или провалами рынка.

Провалы рынка - это ситуации, когда рыночный ценовой механизм не может эффективно разместить ресурсы, или достичь Парето-оптимального распределе­ния.Распределение, эффективное по Парето (оптимум Парето) означает, что нельзя увеличить благосостояние одного члена общества, не ухудшив при этом благосостояния другого члена общества.

Принято выделять несколько основных причин провалов рынка:

1)Монополия;

2. Внешние эффекты (экстерналии);

3. Неполнота и несовершенство (асимметрия) информации;

4)Общественные блага;

5) Неполнота системы рынков;

6)Неспособность рынка обеспечивать социально приемлемые границы неравенства и справедливости в распределении доходов в обществе.

7. Макроэкономическая нестабильность.

Раскроем их содержание ниже.

1. Монополия, т.е. рынок не в состоянии противостоять монополистическим тенденциям, поскольку фирмы - совершенные конкуренты путем концентрации производства и капитала стремятся к достижению монопольной власти и извлечению монополистической сверхприбыли. Негативные последствия монополизации рынка:

• чистые потери для общества в виде производства благ меньше оптимального объема, нежели в условиях совершенно конкурентного рынка;

• установление монопольно высоких цен выше равновесных цен на конкурентном рынке;

• снижение покупательной способности и реальных доходов населения.

С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность предприятий-монополистов и пресекающее недобросовестную конкуренцию.

2.Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды, получаемые экономическими субъектами, которые не находят отражение в цене благ или в условиях контрактов.Они называются внешними, т.к. касаются не только участвующих в сделках экономических агентов, но и третьих лиц.

Виды внешних эффектов:

1. отрицательные – приносящие третьей стороне дополнительные издержки;

2. положительные – приносящие дополнительные выгоды третьим лицам.

Пример отрицательной экстерналии - загрязнение окружающей среды. Производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом, условно переносит часть издержек, связанных с производством данного товара, на население (затраты на сохранение своего здоровья), и никак не компенсирует. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене товара, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.

Пример ситуации положительного внешнего эффекта в производстве - финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки (инновации.) . Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Наиболее часто положительные внешние эффекты возникают в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, инноваций. Например, получение платного образования создаст выгоды не только для студента, обучающегося в платном вузе. Появление специалиста с высшим образование будет выгодно всему обществу (увеличение человеческого капитала), возможному работодателю.

Внешние эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма:

а) отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественным эффективным объемом (социальным оптимумом);

б) положительные экстерналии ведут к случаям недопроизводства товаров и услуг по сравнению с эффективным объемом.

Поэтому внешние эффекты приводят к неэффективному и неоптимальному распре­делению ресурсов. Рынок не имеет механизма компенсации выгод и потерь третьих лиц от действия внешних эффектов.

Решение этих проблем берет на себя государство, способствует минимизации отрицательных внешних эффектов и поощрению положительных экстерналий.

Методы государства по минимизации отрицательных экстерналий:

1 . прямое государственное вмешательство:

а) установление норм и стандартов по вредным выбросам;

б) закрытие предприятий, превышающих допустимые пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах;

г) продажа прав на загрязнение окружающей среды в форме лицензий с аукциона (успешный опыт США: рынок квот на выбросы двуокиси серы);

д) штрафные санкции.

2. косвенные методы:

а) введение платы (корректирующего налога) (налога Пигу)

Корректирующий налог (налог Пигу) или налог на загрязнение , взимаемый фиксированной платой за каждую единицу выбросов, позволяет добиться снижения уровней вредных выбросов с меньшими издержками для общества.

Способы регулирования уровня загрязнения внешней среды в России :

• установление норм загрязнения ( например, предельно допустимых концентраций (ПДК) ядовитых веществ)

• плата за выбросы.

Методы государства по стимулированию и поощрению положительных экстерналий:

1. субсидирование сфер создания положительных экстерналий (корректирующие субсидии) : здравоохранение, образование, различные благотворительные программы и др.

2. премии и гранты за результаты интеллектуальной деятельности;

3. государственное финансирование производства результатов интеллектуальной деятельности (РИД) (например, фундаментальная наука);

4. госзакупки на финансирование РИД.

5. защита прав интеллектуальной собственности (например, патентная система).

6. налоговые льготы.

3. Неполнота и несовершенство (асимметрия) информацииозначаетситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные лица совершения рыночной сделки.

Случаи асимметрии информации не дают возможность субъектам рынка принимать эффективные и оптимальные решения.

Например, продавец о недостатках своего товара знает больше, чем покупатель, зная его скрытый дефект пытается сбыть. В результате произойдет неэффективное по Парето распределение - поку­патель переплачивает за низкокачественный товар.

Классический пример наличия информационной асимметрии на рынке, ситуация на рынке поддержанных автомобилей («лимонов»), описанная Дж. Акерлофом в статье «Рынок лимонов» (1970 г).

Акерлоф показал, что асимметричная информация ведет к вытеснению качественного товара товарами с низким качеством, либо заставляет производить все менее качественные продукты. Следовательно, негативное последствие асимметричной информации отрицательная селекция (неблагоприятный отбор).

Рыночные институты только отчасти способны преодолеть проблему асимметричности следующими способами:

• репутация продавца/производителя, основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю;

• реклама товара;

• гарантийные обязательства и обслуживание товара.

Важную роль в обеспечении равнодоступной и полной информации участникам рынка играет государство.

Меры государства по минимизации асимметричности информации на рынке и ее негативных последствий:

а) установление стандартов качества и контроль за ее соблюдением;

б) обязывание производителей (продавцов) предоставлять покупателям полную и достоверную информацию о товаре;

в) бесплатное предоставление государством информации о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т.п.;

г) санкции против распространения вводящей в заблуждение рекламы, продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д.

д) принятие законодательства в сфере защиты прав потребителей и др.

4. Общественные блага («общественные товары») - это недели­мые блага коллективного пользования (национальная оборона, законность, общественный порядок, уличное освещение, прогноз погоды и т.п.). Особенность общественных товаровсостоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить.

Отличия общественных благ от частных благ:

а) неисключаемость– означает, что люди не могут быть исключены из сферы потребления блага, даже если они отказываются платить. Данное свойство порождает проблему «безбилетника», ситуации, когда кто-то потребляет благо, при этом не оплачивая за него.

Например, если создана система противоракетной обороны, то ею пользуют­ся все граждане страны и исключить из пользования этой системой отдельного гражданина технически и экономически невозможно.

б) неконкурентность – проявляется в том, что данное благо могут потреблять одновременно многие люди и это не вызывает дополнительных издержек. Например, от того что еще один человек пользуется уличным освещением, света от ночных фонарей не становит­ся меньше для всех других людей и это не влечет за собой дополнительных издержек для общества.

Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага в оптимальных для общества количествах. Обеспечение такими благами берет на себя государство, финансируя их производство за счет взыскания налогов со всех членов общества.

Неполнота системы рынков– ситуации, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды.

Страхование от риска – важная услуга в условиях рыночной неопределенности. Однако частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство.

Примером может служить страхование от возможности стать бедным. Те, кто более или менее уверен, что не станет бедняком, не будет покупать страховые полисы, страхование же наиболее вероятных кандидатов в число бедных дорого обойдется страховой компании. Рынок страхования от бедности не имеет почвы для своего развития. Налицо неполнота или отсутствие такого рынка. Возникает необходимость подключения государства к удовлетворению спроса на такие услуги. Им разрабатываются программы борьбы с бедностью, направленные на социальную поддержку бедняков.

Неполнота рынков может быть компенсирована системой государственного страхования банковских вкладов на случаи банкротств банков, от наводнений, пожаров, предоставлением государственными органами информации об инвестиционных рис­ках и т.д.

6. Неспособность рынка обеспечивать социально приемлемые границы неравенства и справедливости в распределении доходов в обществе. Конкурентно-рыночный механизм распределения доходов порождает поляризацию доходов между различными слоями общества, обусловливает невозможность справедливого распределения доходов. Этот провал рынка компенсируется государственной социальной политикой, направленной на относительной выравнивание и смягчение чрезмерного доходно-имущественного неравенства между богатыми, средними и бедными слоями населения.

7. Макроэкономическая нестабильность, которая выражается в цикличности экономики вследствие чего появляется неполная занятость, нестабильный уровень цен, безработица и инфляция.

Таким образом, решение проблем, связанных с провалами рынка, многие экономисты рассматривают как сферу необходимого вмешательства государства в рыночную экономику. Именно государство призвано возвратить общество к эффективному и справедливому распределению ресурсов и тем самым компенсировать несостоятельность рынка.

Ныне большинство экономистов единодушны в том, что государство является неотъемлемым субъектом рыночной экономики, но существуют различные точки зрения относительно функций государства и масштабов его вмешательства в экономику.

Теории экономических школ о месте и роли государства в экономике:

1. Учение меркантилизма (17-18 вв.)признавало необходимость государственного регулирования экономики. Однако оно распространялось только на такие отрасли, как торговля (прежде всего внешняя) и промышленность.

2. Представители классической школы ( (18-19 вв. А. Смит, Д. Риккардо, Ф. Кенэ допускали минимальное вмешательство государства в экономику, отводили ему лишь роль регулятора общего равновесия в экономики.

*А. Смит определил следующие основные функции правительств:

■ обеспечение национальной обороны;

■ отправление правосудия;

■ организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства;

■ образование юношества;

■ сбор налогов для оплаты нужд государства.

3. Кейнсианская экономическая теория (30-е гг. – нач. 70- гг. XX в. Дж. М. Кейнс) обосновывает необходимость систематического вмешательства государства в работу рыночного механизма и его корректировки. Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка, рыночный механизм саморегулирования обнаруживают провалы и неспособны обеспечить полное и эффективное использование ресурсов, устойчивые темпы роста экономики.

Доказательством для такого вывода явился мировой экономический кризис 19219-1933 гг.

4. Сторонники неоклассического направления (70-е гг. XX в.) критикуют кейнсианский подход роли государства в рыночной экономике, исходят из принципа минимального государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Признают в целом провалы рынка как базовую причину государственного вмешательства в экономику, но государству отводят роль лишь косвенного влияния на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику.

5. Неокейнсианское направление, наоборот, ратует за активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, не оспаривая при этом главенствующую роль рынка в экономике. Неокейнсианцы также поддерживают активную социальную роль государства в обеспечении социальной справедливости.

Таким образом, позиции экономических школ о функциях государства в экономике на различных стадиях развития рыночных отношений видоизменялись.

Наши рекомендации