Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности
Ранок оборотного капитала явл. типичным рынком ресурсов. В принципах его организации и в механизмах установления на нем равновесия имеется много общего с аналогичными принципами на рынке труд. ресурсов. Объем спроса на матер. ресурсы, используемого в качестве оборотного капитала, явл. производным по отношению к спросу на конкурентную продукцию и зависит от размеров последнего. Закупать сырье и материалы и др.подобные активы имеет смысл лишь в той мере, в какой они нужны для выпуска приносящей прибыль ГП. Максимизация прибыли достигается в точке равенства предельного денежного продукта и предельных издержек соответственно мат.ресурса (МRP=MRC).На рынке оборотного капитала может сложится совершенная конкуренция, монопсония, монополия, взаимная монополия. Сов. Конкуренция на тех рынках мат.ресурсов, где поставщики и покупатели многочисленны(рынок комплектующих изделий).Монопсония и олигопсония(рынки с одним или немногочисленными покупателями)-предприятия перерабатывающие с/х продукцию. Монополистический (олигополистический )тип рынка-«Газпром, РАО ЕЭС России, Транснефть» - являются поставщиками ресурсов, служащих для др.фирм в качестве оборотного капитала. Взаимная монополия(олигополия)-поставщиком тех или иных мат.ресурсов выступает один, а покупателем др.монополист.
Оборотные средства. Элементы оборотного капитала легко трансформируются в денежные средства, быстро и постоянно меняют товарную форму на денежную и обратно. Денежная компонента оборотного капитала называется оборотными средствами фирмы. Постоянное наличие достаточного объема оборотные средства являются одним из важнейших условий норм ведения текущего бизнеса. С объемом об средств тесно связана и финансовая устойчивость фирмы.
Показатели ликвидности. Чтобы обеспечить ном работу фирмы, менеджер постоянно должен держать часть ее капитала в денежной форме(собственные об средства) и/или иметь открытые кредитные линии для получения недостающих денег из банка(заемные об средства).Перед ним встает задача оптимизации объема свободных денежных ресурсов: слишком малый объем выделяемых на эти цели средств грозит неплатежеспособностью и даже риском банкротства. Вместе с тем отвлечение слишком больших ресурсов снижает прибыльность фирмы. Наличные деньги и средства на счетах не приносят дохода. Существуют показатели ликвидности кот. показывают способность фирмы удовлетворять претензии кредиторов по краткосрочным долговым обязательствам. Оборотные средства-это весь оборотный капитал. Ликвидность - способности средств превращаться в деньги как самый ликвидный актив.
Коэф. абсолютной ликвидности -показывает какаю часть краткосрочных обязательств можно без затруднений, по первому требованию погасить за счет имеющихся у фирмы в денежной форме средств - характеризует платежеспособность фирмы.
К.а.л.= Денежные средства /Краткосрочные обязательства. Оптимальные значения 0,2-0,5.
К. текущей ликвидности - характеризует общую обеспеченность фирмы легкореализуемыми активами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Показатель определяет какую сумму фирма может в случае крайней необходимости срочно превратить в деньги.
Кт.л.= Оборотные средства/Краткосрочные обязательства.(от 1 до 3).<1-риск банкротства.2-оптимально.3-говорит о нерациональной структуре активов.
К. срочной ликвидности - Величина денежных средств, которыми располагает фирма. К.с.л.= Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения +Счета к получению/ /Краткосрочные обязательства.(не менее 1)-у фирмы должно быть достаточно денежных средств, чтобы полностью расплатиться с краткосрочным долговыми обязательствами.