Тема 2. Форма договора. Государственная регистрация договора
Форма договора как условие его действительности. Правовые последствия несоблюдения требований, предъявляемых к форме договора.
Понятие и значение государственной регистрации договора. Виды договоров, подлежащих государственной регистрации.
Тема 3. Изменение и расторжение гражданско-правового договора
Основания изменения и расторжения договора. Изменение и расторжение договора по соглашению сторон. Отказ от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору. Изменение и расторжение договора в судебном порядке по требованию одной из сторон. Существенное нарушение договора.
Порядок изменения и расторжения договора. Последствия изменения или расторжения договора. Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
Образовательные технологии
А. Традиционные технологии и методы:
· лекционные занятия;
· практические занятия;
· консультации.
Б. Интерактивные технологии и методы:
· деловые и ролевые игры;
· разбор конкретных ситуаций;
· психологические и иные тренинги.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов реализуется в разных формах.
Она включает подготовку к семинарским (практическим) занятиям. Для этого обучающийся изучает лекционный материал, нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, публикации, информацию из Интернет-ресурсов, рекомендованные в разделе«Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины».
Самостоятельная работа предусматривает решение казусов и выполнение иных практических заданий, приведённых в разделе «Характеристика оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине».
К научно-исследовательской деятельности студента относится подготовка реферата по актуальным вопросам практики заключения и исполнения гражданско-правовых договоров.
Самостоятельной работа студента предполагает и подготовку к зачету в соответствии с перечнем вопросов, отражающим содержание дисциплины.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов представлено:
· перечнем вопросов, выносимых на практические занятия;
· заданиями, выполняемыми студентами в процессе подготовки к практическим занятиям;
· учебно-методическими указаниями по решению юридических казусов;
· перечнем контрольных вопросов для самопроверки и подготовки к зачету.
Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине
Процесс изучения дисциплины предполагает проведение различных видов контроля и диагностики уровня освоения студентами дисциплины. Система контроля и диагностики включает:
· текущий контроль качества подготовки студентов осуществляется в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса и решения казусов;
· промежуточный контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме устного зачета по билетам, включающим вопросы всего пройденного за семестр курса и практико-ориентированное задание.
Виды оценочных средств.
Учебные задачи и задания. Устный опрос по основным проблемам изучаемого курса может проводиться в течение семинарского занятия по заранее предложенной тематике. Устные выступления студентов по контрольным вопросам семинарского занятия должны быть компактными, без неоправданных отступлений и рассуждений. Студент должен излагать материал выступления свободно, показывая знание теоретического материала и умение давать обоснованные ответы на дополнительные вопросы аудитории.
Практико-ориентированные задания выполняются на практических занятиях по всем разделам курса. Используются задачи следующего уровня: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием обоснованных выводов.
Критерии оценивания в ходе семинаров и практических занятий: полнота и точность, стиль изложения материала; детальность и конкретность описания; оригинальность примеров; правильность использования категориального аппарата; обоснованность и аргументированность выводов; умение выразить собственную точку зрения.
Зачет проводится в устной форме по билетам, охватывающим весь пройденный материал дисциплины, включая вопросы, отведенные для самостоятельного изучения. Практико-ориентированное задание позволяет проверить готовности правильного толкования и применения норм гражданского права.
На подготовку к зачету отводится один академический час, использование каких-либо вспомогательных материалов, включая технические средства, не допускается.
Выполнение практико-ориентированного задания не предполагает точного цитирования наименований применяемых актов, дат их принятия и вступления в силу, нумерации статей нормативных правовых актов.
Для успешной сдачи зачета по дисциплине «Теория и практика договорного права» студенты должны принимать во внимание, что все основные категории изучаемого курса, которые указаны в рабочей программе, нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить; указанные в рабочей программе формируемые профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины должны быть продемонстрированы студентом при проведении аттестационных испытаний.
Критерии и шкала оценки знаний студентов при устном изложении материала:
«отлично»- выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений;
«хорошо»- выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности;
«удовлетворительно»- выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации;
«неудовлетворительно»- выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.
Критерии оценки знаний и практических навыков студентов в целом по дисциплине:
Оценка «отлично», «зачтено»:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
· точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
· безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· выраженная способность самостоятельно решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
· полное и глубокое усвоение основной и дополнительнойлитературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
· умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
· творческая самостоятельная работа на практических, семинарских занятиях, активноеучастие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий;
· высокий уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «хорошо», «зачтено»:
· достаточно полные и систематизированные знания по дисциплине;
· усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по дисциплине;
· использование научной терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
· умение под руководством преподавателя решать стандартные задачи в рамках учебной программы;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;
· работа под руководством преподавателя на практических, семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий;
· средний уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «удовлетворительно», «зачтено»:
- достаточный минимальный объем знаний по дисциплине;
- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой;
- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными ошибками;
- слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
- неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине;
- пассивность на практических и семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий;
· низкий уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «неудовлетворительно», «не зачтено»:
· фрагментарные знания по дисциплине;
· отказ от ответа (выполнения письменной работы);
· знание отдельных источников, рекомендованных учебной программой по дисциплине;
· неумение использовать научную терминологию;
· наличие грубых ошибок;
· низкий уровень культуры исполнения заданий;
· крайне низкий уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.