График выполнения и сдачи заданий по СРС 4 страница
Отметим, что дифференциальные оценки воды могут быть получены в результате составления рациональных водохозяйственных балансов (ВХБ), обеспечивающих наиболее эффективное использование водных ресурсов в конкретном водохозяйственном районе, на определённом участке водной системы. На основе ВХБ будут получены замыкающие затраты на воду и индивидуальные затраты источников, которые станут основным пунктом определения величины дифференциальной ренты.
Теперь рассмотрим основные принципы учёта фактора времени при оценке водных ресурсов. Допустим, имеются запасы подземных вод в объёме 1 млн. м. куб. воды, обеспечивающие ряд потребителей. При этом известно, что через 10 лет будет подана вода по каналу из других источников. Следовательно, нужно рационально распределить воду по годам между водопотребителями так, чтобы её хватило на десятилетний период. Причём можно рассмотреть два варианта решения задачи. 1 вариант – эффекты по годам для каждого водопотребителя остаются постоянными, а во втором варианте они меняются во времени с последующими понижениями и повышениями.
Рассмотрим первый вариант, где нужно оптимально по годам распределить объёмы водопотребления для шести водопользователей при следующих исходных данных:
Водопотребитель | ||||||
Эффект от использования 1 м. куб. воды, тг | 0,15 | 0,12 | 0,11 | 0,1 | 0,09 | 0,08 |
Годовая потребность в воде, тыс. м. куб. |
Показатели второго варианта характеризуются следующими данными:
Водопотребители | Годы планового периода | |||||||||
0.15 | 0,14 | 0,14 | 0,13 | 0,13 | 0,12 | 0,12 | 0,1 | 0,1 | 0.09 | |
0.15 | 0,15 | 0,15 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0.20 | |
0,12 | 0.12 | 0,11 | 0,11 | 0,1 | 0,1 | 0,08 | 0,08 | 0,07 | 0.07 | |
0,12 | 0,12 | 0,13 | 0,13 | 0,13 | 0,15 | 0,16 | 0,17 | 0,18 | 0.19 | |
0,11 | 0,11 | 0,1 | 0,1 | 0,09 | 0,09 | 0,07 | 0,06 | 0,05 | 0.05 | |
0.11 | 0,11 | 0,11 | 0,13 | 0,13 | 0,14 | 0,15 | 0,16 | 0,17 | 0.18 | |
0.1 | 0,19 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 | 0,06 | 0,05 | 0,04 | 0.03 | |
0,1 | 0,11 | 0,12 | 0,13 | 0,13 | 0,14 | 0,14 | 0,14 | 0,15 | 0.16 | |
0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 | 0,07 | 0,06 | 0,05 | 0,04 | 0,03 | 0.02 | |
0,09 | 0,09 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,12 | 0,13 | 0,14 | 0.15 | |
0,08 | 0,07 | 0,07 | 0.06 | 0,06 | 0,05 | 0,04 | 0,03 | 0,02 | 0.01 | |
0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,09 | 0,09 | 0,12 | 0,12 | 0.12 |
В числителе даны ежегодные эффекты на 1 м. куб. воды с понижениями с последующими годами, а в знаменателе ежегодно повышающими эффектами. Таким образом, имеются три варианта с различными эффектами по годам для шести водопотребителей.
Стратегия водопользования заключается в том, чтобы распределить наиболее оптимально на 10 – летний период между водопотребителями ограниченные запасы подземных вод в объёме 1 млн. м. куб воды с последовательным выбытием из сферы хозяйственной деятельности наименее эффективных потребителей.
Тогда по первому варианту с постоянным эффектом по годам для каждого водопользователя, потребление воды будет распределено по указанным в таблице образом на основе дисконтирования годовых эффектов (т.е. с учётом фактора времени).
Варианты | Объёмы водопотребления по годам | Интегральная оценка воды | |||||||||
I | |||||||||||
II | |||||||||||
III |
Начиная с нулевого года и кончая третьим, удовлетворяется потребность всех водопользователей с ежегодным водозабором по 140 тыс. м. куб. воды. В четвёртом году из потребления будет исключён шестой водопользователь как наименее эффективный, и объём забора воды из источника составит 120 м. куб в год. На пятый и шестой год объём водозабора сократится ещё на 30 тыс. м. куб., с постепенным выбытием менее эффективных потребителей. Такое распределение потребления воды из ограниченного источника позволит наиболее рационально использовать воду с начала первых лет и предотвратить её дефицитность в конце года.
Вопросы для самоконтроля
1. Приведите примеры оценок водных ресурсов.
2. Из каких компонентов складывается величина стоимостной оценки водного объекта?
3. В чём заключаются особенности замыкающих затрат на воду и водной ренты?
4. Обоснуйте влияние водного фактора на размещение производства.
5. Обоснуйте на примере с соответствующими расчётами выгодность маловодной технологии.
6. В чём проявляются особенности оценки водных ресурсов?
7. Перечислите мероприятия по совершенствованию рационального использования водных ресурсов.
Тема 7. Экономика рационального использования возобновляемых ресурсов
Казахстана. Составление договоров на комплексное природопользование,
на временно согласованный лимит.
План лекции
1. Лесные ресурсы Казахстана и проблемы их охраны, воспроизводства и рационального использования.
2. Особенности и методы экономической оценки лесных и биоресурсов.
3. Порядок разработки договоров на комплексное природопользование, на временно согласованный лимит.
Цель лекции: Изучить проблемы рационального использования возобновляемых ресурсов, дать им экономическую оценку, иметь представление о механизме разработки договоров на комплексное природопользование, на временно согласованный лимит.
Ключевые слова: Возобновимые ресурсы, многофункциональность, степень защитности, средозащитная ценность, лицензия, комплексное природопользование, лимит.
1. Площадь земель государственного лесного фонда в республике составляет 25,56 млн. га, из них покрытых лесом – 11,4 млн.га. Большая часть лесов представлена саксаульниками и кустарниками и лишь (29,3%) занято высокоствольными (хвойными и лиственными) древесными породами. Общий запас древесины – 367,7 млн.м. куб., в том числе на долю наиболее ценных хвойных пород (сосна, пихта, ель, лиственница и кедр) приходится 230,8 млн. м. куб., или 62,7% всего объёма древесины.
Сосновые леса Северного Казахстана и ленточные боры Прииртышья сегодня истощены интенсивными рубками прошлых лет, а также крупными лесными пожарами. В условиях сплошной рубки, особенно в Восточно-Казахстанской области, происходит смена хвойных пород на лиственные. Интенсивно деградируют тугайные леса, в связи с их изъятием под сельское хозяйство. Ослабленные многолетней засухой и лесными пожарами сосновые боры подверглись нашествию вредителей и болезней, что привело к массовой гибели насаждений.
Прекращены работы по облесению обнажившегося дна Аральского моря. Посадка лесов произведена на площади всего 5680 га, создано 2590 га зелёных зон городов и населённых пунктов. Если учесть, что площади лесных гарей составили около 300 тыс. га, то при существующих объёмах посадок на восстановление погибших уйдут десятилетия.
В связи с резким сокращением лесовосстановительных и лесоустроительных работ, необоснованностью расчётных лесосек, ростом самовольных порубок, решением Правительства РК полностью запрещены рубки главного пользования во всех саксауловых насаждениях.
2. Лесные ресурсы отличаются многофункциональностью, их использование возможно по многим направлениям – эксплуатационное, средозащитное, эстетическое и др. Соответственно и экономическая оценка лесов должна проводиться с учётом всех функций, выполняемых ими. Основой для экономических оценок являются данные лесоустройства (или экспертные оценки для территорий, по которым нет таких данных).
Работы по лесоустройству включают:
· определение границ лесного фонда, лесхозов, национальных парков и государственных природных заповедников;
· выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда;
· инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
· определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников;
· выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;
· выделение участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, участков по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов, а также требующих выполнения других лесохозяйственных мероприятий;
· обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, подготовка предложений о переводе лесов из одной группы или категории защитности в другую группу или категорию, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли;
· определение расчётных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования;
· определение объёма мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, других лесохозяйственных мероприятий;
· определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
· лесобиологические и другие специальные обследования;
· надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;
· иные лесоустроительные действия.
В ходе работ по лесоустройству составляются и утверждаются органом управления лесным хозяйством лесоустроительные проекты, содержащие комплексную оценку ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, а также основные положения организации и ведения лесного хозяйства.
Лесной фонд в зависимости от экономического, экологического и социального значения, а также местоположения участков и выполняемых функций подразделяют на три группы; леса первой группы, которые, в свою очередь, имеют более дробное деление по категориям защитности. В лесах этих групп могут выделяться особо защитные участки, где ограничен режим лесопользования (берего - и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.). В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения в них лесного хозяйства, использование лесного фонда и порядок изъятия участков, в том числе и запрет рубок.
Эксплуатационная и средозащитная ценность лесных ресурсов определяется по данным лесоустройства. Эксплуатационная ценность в пределах территории определяется по формуле:
Э = R1+ R2+ R3+ R4,
где R1, R2, R3, R4 – доход в результате использования лесного фонда соответственно для заготовки древесины, побочного использования, использования для нужд охотничьего хозяйства и других целей.
К побочному лесоиспользованию относятся: заготовка древесных соков, живицы, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, сена, а также размещение пасек, пастбищ и др.
Кроме перечисленного комплексная, полноценная оценка лесных ресурсов требует также учёта средозащитной, санитарно – гигиенической, водоохраной и противоэрозионной функции лесов.
Особую категорию оценок представляют собой кадастровые оценки природных ресурсов.
Кадастровая оценка участков лесного фонда используется для:
· расчёта размера платы, взимаемой за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) за изъятие земель лесного фонда;
· определения размеров платежей за пользование участками лесного фонда;
· оценки хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Кадастровой оценке подлежат участки лесного фонда, имеющие фиксированные границы и характеризующиеся определёнными местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимом.
Находящиеся на оцениваемом участке древостои, достигшие возраста спелости и имеющие преимущественно эксплуатационное значение, оценивают по действующим ставкам лесных податей, установленным органами государственной власти РК. Ресурсы иных видов лесных пользований также оцениваются по соответствующим действующим ставкам лесных податей. Оценка зданий, сооружений, дорог и иных аналогичных сооружений, которые находятся на оцениваемом участке, производятся в порядке, принятом для оценки подобного рода объектов.
Предметом кадастровой оценки лесов являются:
- кадастровая стоимость участков земель лесного фонда;
- кадастровая стоимость наличных древостоев, имеющих преимущественно эксплуатационное значение, но не достигших возраста спелости;
- кадастровая стоимость насаждений специального назначения (лесосеменных участков, лесосеменных плантаций и др.).
Кадастровая стоимость участков земель лесного фонда оценивается с учётом их функционального назначения, качества лесорастительных условий, размера, местоположения и других характеристик.
Оценка стоимости лесных земель, а также насаждений и прочих запасов лесных ресурсов определяется в зависимости от группы лесных насаждений, категории защитности лесов, класса бонитета лесных насаждений, удалённости лесных участков и других факторов. Оценки устанавливаются в зависимости от ставок лесных податей за определённый вид лесных ресурсов, с учётом варианта использования, а также поправочных коэффициентов (оборот рубки, удалённость участка и др.).
3. Оценка водных биоресурсов базируется на определении общего допустимого улова. Общий допустимый улов устанавливается как научно обоснованная величина изъятия по каждому из видов эксплуатируемых биоресурсов.
Промысел биоресурсов ведётся в специально выделяемом водном объекте или его части (промысловом районе). После того как определена величина допустимого улова, выделяется квота на вылов водных биоресурсов для конкретных нужд участникам отношений в области рыболовства и охраны водных биоресурсов. При этом пользователи водных биоресурсов обязаны получить лицензию на вылов. Величина экономической оценки биоресурсов определяется по формуле:
Rб = Z L (Ц – С) – З,
Где Rб – годовой доход от использования биоресурсов водного объекта;
L - общий допустимый годовой улов вида водных биоресурсов, т/год;
Ц – цена биоресурса у потребителя, изъятого из данного водного объекта;
С – затраты, связанные с изъятием и доставкой биологического ресурса до потребителя (без амортизационных отчислений на реновацию платежей и налогов, включаемых в себестоимость продукции), тг/т;
З - затраты на охрану и воспроизводство вида биологических ресурсов, тг/т.
Экономическая оценка охотничьих ресурсов
Экономическая оценка охотничьих ресурсов основана на рентном подходе и нормативах платы за их использование: она определяется исходя из разницы между замыкающими и прямыми приведёнными затратами на охотопользование. Оценки фактической себестоимости определяются по хозяйственной продуктивности охотугодий (фактически добывемой охотпродукции).
Эти оценки не всегда являются комплексными, поскольку не учтены эффективность охотресурсов во времени, биологическая, средозащитная и другие роли охотничьих животных. В связи с этим в расчётах целесообразно использовать не фактическую, а потенциальную биологическую продуктивность ресурсов, которая оценивается по основным типам охотничьих угодий, т.е. реализуется территориально-продукционный подход.
В качестве информационной базы для экономической оценки охотничьих ресурсов используются фондовые материалы по численности промысловых животных управлений охотничьего хозяйства, а также результаты научных исследований.
Величина потенциальной продуктивности на единицу площади разных типов угодий определяется на основе данных по плотности населения основных охотничье-промысловых животных с учётом нормативов прироста численности в угодьях разных классов бонитета.
При расчётах потенциальной продуктивности охотничьих ресурсов необходим учёт сроков отчуждения или изъятия территории. Для этого могут использоваться коэффициенты временного лага. В случае полного изъятия земель в бессрочное пользование (более 30 лет) коэффициент дисконтирования равен 15, в среднесрочное (10-15 лет) – 6, в краткосрочное (до 5 лет) – 1,6.
При изъятии земель под хозяйственное использование отторгаемая площадь охотугодий увеличивается за счёт фактора беспокойства и распугивания животных.
Для проведения экономической оценки охотничьих ресурсов используются данные, отражающие потенциальную продуктивность (в тг/ га), которые умножаются на площадь соответствующих типов экосистем, отчуждаемых для недропользования.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте проблемы охраны и рационального использования лесных ресурсов в РК?
2. Расскажите о методах экономической оценки лесных ресурсов.
3. Расскажите о методах оценки биологических ресурсов.
4. Какие работы включаются в работы по лесоустройству?
5. Назовите критерии классификации лесных фондов.
6. Что является предметом кадастровой оценки участков лесного фонда?
7. Укажите особенности экономической оценки водных биоресурсов и охотничьих угодий.
Тема 8. Социально-экологические проблемы охраны воздушного бассейна. Экономическая оценка ущерба от негативного антропогенного воздействия.
План лекции
1. Проблемы загрязнения и охраны атмосферы.
2. Оценка ущерба от загрязнения атмосферы: методы и показатели.
3. Экономическая эффективность природоохранных затрат.
Цель лекции: Изучить социально-экологические проблемы охраны воздушного бассейна, научиться оценивать величину ущерба от негативного антропогенного воздействия.
Ключевые слова: упущенная выгода, стационарные и передвижные источники загрязнения, Замыкающие затраты, природоохранные затраты.
1. Наибольший уровень загрязнения воздуха наблюдается в Балхаше (403,6 тыс.т), Темиртау (306 тыс.т), Усть–Каменногорске, Актюбинске, Алматы, Шымкенте и Таразе.
К самым крупным загрязнителям атмосферы относятся предприятия теплоэнергетики, выбрасывающие около миллиона тонн вредных веществ в год, главная проблема которых это увеличение в выбросах токсичных веществ из-за использования непроектного твёрдого топлива с повышенной зольностью (до 48%).Существенными источниками загрязнения воздуха остаются отвалы, шлаконакопители промышленных и энергетических предприятий, в результате чего происходит вторичное загрязнение воздуха токсичной пылью. Источниками загрязнения атмосферы является также автодорожный транспорт. Так, например, в Алматы из 182,6 тыс.т валовых выбросов в атмосферу 93% приходится на автотранспорт.
2. Ущерб от загрязнения окружающей среды может быть экономическим, экологическим и социальным. Под экологическим ущербом следует понимать ухудшение состояния окружающей среды, гидросферы, флоры и фауны. Социальный ущерб выражает ухудшение здоровья человека и его социальной жизни. Под экономическим ущербом понимается стоимостная оценка негативных изменений основных свойств атмосферы под воздействием загрязнения. Ущерб имеет самый широкий спектр последствий – от ухудшения здоровья человека до убытков, вызванных ускорением коррозии металлов, снижением продуктивности сельхозугодий, гибелью флоры и фауны.
Есть и другое понимание экономического ущерба – под ним подразумевается минимально необходимая сумма приведённых затрат на предотвращение воздействия на реципиентов и затрат, вызываемых этим воздействием.
С точки зрения производителя носителем ущерба является потерянная продукция в результате загрязнения среды, что ухудшает экономические показатели (прибыль, рентабельность). С точки зрения государства, вследствие недополученной продукции, оно вынуждено изыскивать дополнительные средства на компенсацию потерь. Таким образом, с народнохозяйственной точки зрения, ущерб выражает не фактические потери в стоимостной форме, а затраты на компенсацию потерянного. Величина ущерба может оказаться несравнимо большей, чем потери продукции в определённой области и отрасли.
Иногда предлагается определить экономический ущерб как упущенные выгоды или как нереализованную возможность. Под упущенной выгодой понимаются потери естественных благ в результате загрязнения, или же недополучение планируемого результата труда при неосуществлённых затратах на ликвидацию возможного вредного воздействия на реципиентов вследствие загрязнения окружающей среды.
Ущерб (издержки) от загрязнения окружающей среды состоит из двух частей: из затрат на осуществление природоохранных мероприятий и экономического ущерба от нарушения экологического равновесия.
В составе экономического ущерба от загрязнения окружающей среды необходимо учитывать и природоохранные затраты, затраты на компенсацию ущерба, включая упущенную выгоду в виде недополученного дохода или эффекта.
Когда мы говорим о некоторых показателях, характеризующих изменение качества атмосферы, естественно возникает вопрос о точке отсчёта. Необходимо знать, каково было или должно быть исходное состояние атмосферы и как оно изменилось.
Например, если в базовый момент времени значение выбросов было V, а значение социально-экономических показателей U, то при увеличении выбросов на *V значение социально-экономических показателей снизилось на *U. В подобном случае можно сказать, что U – это ущерб от выбросов в объёме V.
Столь простая в идейном плане схема определения ущерба сопряжена с большими сложностями, когда речь идёт о её реализации на практике. Практическая реализация рассматриваемого метода требует детальной информации об изменениях физических характеристик. В каждом конкретном случае должно проводиться специальное исследование.
Поэтому предлагается более упрощённый подход к оценке экономического ущерба от загрязнения окружающей среды:
Y = ysfZAm
Y – денежная оценка единицы выбросов;
S – коэффициент, позволяющий учесть региональные особенности территории, подверженной временному воздействию;
F – коэффициент, учитывающий распространение выбросов в зависимости от высоты и температуры выбросов, а также скорости оседания частиц;
A – коэффициент приведения различных примесей к агрегированному виду (к «монозагрязнителю»);
m – объём загрязнения.
Описанный выше метод оценки ущерба от загрязнения атмосферы имеет и достоинства и недостатки. Достоинство – простата расчётов, плавно перетекающее в недостаток – результаты расчётов не слишком точны. Этот метод не увязывается с платежами за загрязнение окружающей среды. Оценка ущерба осуществляется на одной методической основе, которую условно можно назвать результативной, а платежи определяются по другой – на основе затратного подхода.
Другой метод определения экономического ущерба от загрязнения атмосферы – пофакторный анализ изменения величины ущерба. Он есть продолжение вышеописанного – метода прямого расчёта.
Сначала должен быть известен базовый уровень ущерба, соответствующий определённому уровню загрязнений, определённому количеству выбросов. А затем рассчитываются факторы, понижающие или повышающие ущербы. Однако, изучать влияние всех факторов одновременно очень сложно. Поэтому выделяются главные факторы (изменяемые), при допущении, что остальные факторы остаются неизменными. Но влияние факторов носит комплексный характер. Совместный ущерб нескольких загрязнителей не простая сумма ущерба отдельных вредных веществ. Интегральный ущерб обычно бывает больше, чем простая сумма ущербов отдельных загрязнителей.
Тот же коэффициент приведения загрязняющих веществ (А) рассчитывается в соответствии с нормами ПДК, разработанными применительно к здоровью человека. И эти же коэффициенты применяются при расчёте ущерба к основным фондам, сельскому хозяйству и в других сферах. А ведь известно, что влияние загрязняющих веществ на различные объекты неодинаково. (Ртутные пары). Поэтому коэффициенты приведения загрязняющих веществ в каждой среде должны быть определены специально. Самым главным недостатком применяемых методов оценки ущерба от загрязнений окружающей среды является отсутствие взаимосвязи между оценкой ущерба и платежами за загрязнение. Чтобы определить нормы платы за выбросы на определённой территории в определённое время, всю сумму затрат на атмосфероохранные мероприятия делят на приведённую массу загрязняющих веществ.
Таким образом, существующие платежи за загрязнения возмещают только природоохранные затраты. А ущерб должен компенсироваться штрафными платежами. О компенсации упущенной выгоды, дохода, неполученной продукции из-за загрязнения окружающей среды, в данном случае речи не идёт.
Поэтому необходимо ущерб из-за загрязнения и платежи за загрязнение рассчитывать на одной методической основе. Это облегчит осуществление на практике принципа «загрязнитель платит».
В настоящее время общепризнанна концепция рентной оценки природных ресурсов. Суть экономической оценки природных ресурсов это оценка той выгоды, эффекта, который получится при использовании оцениваемого ресурса, т.е. при определении дифференциальной ренты – дополнительного дохода за счёт использования сравнительно лучшего ресурса. Качество атмосферы также является природным ресурсом.
R = Z – S.
Сначала находят предельные (замыкающие) затраты. В случае оценки качества атмосферы общественно необходимым можно считать такое её качество (состояние), при котором возможно самовосстановление, самоочищение, т.е. не требуется проводить атмосфероохранные мероприятия, производить затраты. Целью атмосфероохранных мероприятий является достижение именно такого состояния атмосферы. Эти затраты для каждого региона, в разное время будут неодинаковые. И это обстоятельство позволяет определить величину дифференциальной ренты.
Если сравнивать индивидуальные затраты с нулевыми, всегда получится отрицательная дифференциальная рента. Это и есть оценка ухудшения качества атмосферы из-за загрязнения, при котором для предотвращения понижения качества и ликвидации их последствий требуется производить затраты, понести потери и ущербы:
0 – S = -S = -R
Далее возникает вопрос, за какое время необходимо учитывать потери, ущерб. Известно, что при оценке природных ресурсов учитываются дисконтированные эффекты за всё время использования ресурса, т.е. до исчерпания его запаса. В соответствии с такой логикой, ущерб тоже должен учитываться за всё время действия загрязнения, поэтому необходимо применить способ дисконтирования ущерба.
С точки зрения сегодняшнего момента, чем быстрее наступит ущерб, тем он ощутимее и требует безотлагательных затрат на его предотвращение.
Такая оценка ущерба позволяет определить приоритетные природоохранные мероприятия.