Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница

Комплексные показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых. Примером комплексного показателя может служить коэффициент готовности изделия Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , характеризующий одновременно два свойства – безотказность и ремонтопригодность:

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , (1.1)

где Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – наработка изделия на отказ (безотказность); Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – среднее время восстановления (ремонтопригодность).

Деление показателей на единичные и комплексные является условным из-за условности деления свойств продукции на простые и сложные. Например, свойство ремонтопригодности по отношению к свойству готовности является простым, но это не абсолютно, а относительно, т.к.

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , (1.2)

где Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа; Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – среднее время для устранения отказа.

Следовательно, относительно Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru показатель Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru можно рассматривать как единичный, а относительно Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru и Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – как комплексный.

Интегральные показатели представляют собой технико-экономическую характеристику качества продукции и основываются на сопоставлении суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции (выраженного в натуральной или денежной форме) к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (выраженным в денежной форме).

Расчет интегрального показателя Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru по техническим устройствам можно произвести по формуле:

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , (1.3)

где Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – суммарный полезный эффект от эксплуатации технического устройства за срок его использования (например, выработка электроэнергии энергоблоком в кВт/ч); Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – капитальные затраты на создание (покупку) устройства; Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – затраты на эксплуатацию устройства (техническое обслуживание, ремонт и другие эксплуатационные расходы) за срок его использования.

Недостатками интегрального показателя являются трудность применения к изделиям сферы потребления, неприменимость для сырья и материалов, неучет эргономических, эстетических и некоторых других свойств.

Наиболее широкое применение при оценке качества продукции производственно-технического назначения находят показатели, сгруппированные по характеризующим свойствам.

Показатели назначения характеризуют основные функциональные свойства продукции и обусловливают область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные) показатели, характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность станка, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные показатели, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (использование дизельных, бензиновых или электрических двигателей);

г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. При характеристике долговечности по наработке изделия применяется понятие «ресурс», а при характеристике долговечности по календарному времени – «срок службы».

Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранению их путем проведения ремонтов и технического обслуживания.

Сохраняемость – свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.

Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление). Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.

Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании (удельная энергоемкость, удельная материалоемкость).

Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность объекта, его способность к красоте (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических элементов).

Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие – среда использования» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Они подразделяются на следующие группы:

- гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум);

- антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека);

- физиологические (соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека);

- психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработке информации).

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты, патентной чистоты технических решений, использованных в изделии. Они определяют конкурентоспособность изделия на внутреннем и внешнем рынке.

Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления объекта. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.

Показатели безопасности характеризуют обеспечение безопасности человека (обслуживающего персонала) и других объектов при эксплуатации или потреблении продукции. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, в зоне возможной опасности.

2. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА, ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

План лекции

2.1. Определение значений показателей качества продукции.

2.2. Оценка технического уровня продукции.

2.3. Связь конкурентоспособности и качества продукции.

2.1. Определение значений показателей качества продукции

Для определения значений показателей качества продукции используются следующие методы, классифицируемые по двум группам.

1. По способу получения информации:

- измерительный – основан на использовании технических средств измерения (этим методом измеряют массу, габариты, скорость движения, напряжение);

- расчетный – базируется на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей (применяется на стадии проектирования продукции, например, при определении производительности станочного оборудования по величине подачи);

- регистрационный – основывается на наблюдениях и подсчете числа определенных событий, предметов или затрат (примером применения этого метода может быть определение производительности станка-автомата путем подсчета числа операций, выполняемых в единицу времени);

- органолептический – заключается в определении показателей с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса (например, контроль окраски, наличие царапин).

2. По источнику получения информации:

- традиционный – источником получения информации являются производственные подразделения или лаборатории, позволяющие путем испытаний установить, а в отдельных случаях и проверить, значения показателей, найденных другими методами (например, испытание автомобилей на полигоне, ускоренные испытания двигателей);

- социологический – позволяет определить качество путем опроса фактических или потенциальных потребителей продукции (сбор мнений производится с помощью специальных анкет-вопросников, выставок, конференций);

- экспертный – дает возможность получения более точных значений величины показателя качества, т.к. анкетный опрос в данном случае проводится с привлечением группы специалистов-экспертов (дизайнеров, дегустаторов, товароведов).

Чтобы ответить на вопрос, каково качество продукции, необходимо сравнить значение показателей качества одного и другого вида продукции. На основании сравнения можно будет сделать заключение о том, качество какой продукции будет выше.

Метод оценки уровня качества продукции может быть дифференциальным, комплексным, смешанным.

Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции осуществляется сравнением показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. показатель качества оцениваемой продукции Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru сопоставляется с показателем качества базового образца Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – с Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , …, Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – с Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru ( Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – число сравниваемых показателей качества).

Для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества оцениваемой продукции по формулам:

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , (2.1)

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , (2.2)

где Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – числовое значение Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru -го показателя качества оцениваемой продукции; Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – числовое значение Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru -го показателя качества базового образца.

Формула (2.1) используется, когда увеличению абсолютного значения показателя качества соответствует улучшение качества продукции. Такой показатель качества называется «позитивным». По этой формуле можно вычислять относительный показатель качества для мощности, срока службы, производительности, точности, коэффициента полезного действия.

По формуле (2.2) относительный показатель качества определяется тогда, когда увеличение абсолютного значения показателя соответствует ухудшению качества продукции. Такой показатель качества называется «негативным». По этой формуле определяют относительный показатель для себестоимости, расхода материала, топлива, энергии, содержания вредных примесей, массы, трудоемкости.

В тех случаях, когда значение Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , то по данному Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru -му показателю оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , то она соответствует базовому образцу, а если Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , то она уступает ему.

При использовании дифференциального метода можно не вычислять значения относительных показателей Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru . Достаточно фиксировать результат сопоставления по каждому Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru -му показателю в качественной форме (продукция по Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru -му показателю превосходит базовый образец, соответствует или уступает ему). В результате сопоставления показателей дифференциальным методом, могут быть сформулированы следующие результаты оценивания в качественной форме:

- уровень качества оцениваемой продукции выше уровня базового образца, если все значения Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , причем, хотя бы одно значение Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru (т.е. продукция по всем показателям не уступает базовому образцу и хотя бы по одному превосходит);

- уровень качества оцениваемой продукции равен уровню базового образца, если все значения Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru (т.е. продукция по всем показателям соответствует базовому образцу);

- уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , причем, хотя бы одно значение Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru (т.е. продукция по всем показателям не превосходит базовый образец и хотя бы по одному показателю уступает ему).

В случаях, когда часть значений относительных показателей качества Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , а часть Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru (т.е. продукция по одним показателям превосходит базовый образец, а по другим уступает ему), дифференциальный метод не дает результата. В таких ситуациях все показатели целесообразно разделить по значимости на две группы. В первую группу следует включить показатели, определяющие наиболее существенные свойства продукции, а во вторую – второстепенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй – большая часть показателей также не меньше единицы, то можно сказать, что уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового образца. В противном случае оценку уровня качества необходимо проводить другим методом, например комплексным.

Первой разновидностью комплексного метода является использование главного (определяющего) показателя, т.е. показателя, который может, по мнению экспертов, в основном охарактеризовать качество изделия.

Второй разновидностью является метод средневзвешенного показателя. Средний взвешенный показатель строится как зависимость, аргументами которой являются показатели качества Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru и коэффициенты их весомости Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru :

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , (2.3)

где Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – сумма, произведение или другая функция аргументов с номерами Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru .

В качестве показателей Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru в формулу входят относительные величины, рассчитываемые по формулам (2.1) и (2.2).

Коэффициенты весомости Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru являются безразмерными величинами, удовлетворяющими условию

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru . (2.4)

Если Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – сумма, то средний взвешенный показатель имеет вид

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru . (2.5)

Недостатком метода средневзвешенного показателя является субъективность коэффициентов весомости.

Третьей разновидностью комплексного метода является метод, основанный на интегральном показателе (п. 1.3).

При использовании комплексного метода оценка уровня качества является числом, поэтому вывод о ее результатах очевиден: оцениваемая продукция признается соответствующей уровню качества, определяемому данной группой аналогов, если

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , (2.6)

где Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – комплексный показатель качества оцениваемой продукции; Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru – минимальное и максимальное значение показателя качества аналогов, соответственно.

Если Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , то оцениваемая продукция уступает уровню качества данной группы аналогов, если Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru , то она превосходит его.

Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этих случаях для оценки уровня качества продукции применяют единичные и комплексные показатели качества, одновременно используя и комплексный, и дифференциальный методы, т.е. оценку производят смешанным методом. Сущность и последовательность оценки этим методом заключается в следующем:

1. Единичные показатели качества объединяют в ряд групп, для которых определяют групповой комплексный показатель качества (наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно).

2. Найденные величины групповых комплексных и отдельно выделенных наиболее важных единичных показателей подвергают сравнению с соответствующими значениями базовых показателей, т.е. применяют принципы дифференциального метода.

2.2. Оценка технического уровня продукции

Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции. На рисунке 2.1 приведена схема оценки уровня качества продукции.

Технический уровень – относительная характеристика технического совершенства продукции – совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.

Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) устанавливается на основании сопоставления значений показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

Затраты на предупредительные мероприятия. 2 страница - student2.ru

Рисунок 2.1 – Схема оценки уровня качества продукции
(Е – единичные показатели качества; К – комплексный показатель качества)

Базовый образец – это образец продукции, представляющий передовые научно-технические достижения и выделяемый из группы аналогов оцениваемой продукции.

Результаты оценки используют при решении следующих задач:

- прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

- планирование повышения качества и объемов производства;

- обоснование освоения новых видов продукции;

- выбор наилучших образцов;

- обоснование целесообразности снятия продукции с производства;

- аттестация качества;

- обоснование возможностей реализации продукции за рубежом.

Этапы оценки технического уровня продукции включают:

1. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Номенклатура показателей должна обеспечивать сопоставимость различных образцов одного вида, т.е. образцов продукции одного названия и области применения. Иначе говоря, номенклатуру показателей устанавливают исходя из целей оценки с учетом показателей, указанных в международных, национальных, зарубежных и отечественных стандартах, каталогах, проспектах, патентной документации.

Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Для последующего сопоставления оцениваемого и базового образцов они не используются, так как не характеризуют качество продукции. К ним относятся: качественные признаки, определяющие назначение товара или наличие дополнительных устройств; параметры, определяющие типоразмер продукции или ее класс.

Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.

2. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. Все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны быть идентичны по назначению и области применения, т.е. должны иметь одинаковые значения классификационных показателей.

В группу входят:

- при оценке разрабатываемой продукции – перспективные и экспериментальные образцы, поступление которых на мировой рынок прогнозируется на период выпуска оцениваемой продукции;

- при оценке выпускаемой продукции – образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации или по результатам испытаний.

3. Выделение базовых образцов из группы аналогов. В качестве базовых образцов выделяют лучшие из группы аналогов на основе метода попарного сопоставления последовательно всех аналогов по значениям оценочных показателей.

Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

- аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных;

- оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим – второй, при этом значения некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

4. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми, осуществляемое поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; стандартам, техническим условиям и другим действующим нормативным документам на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу.

На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления. При этом сопоставление может привести к одному из следующих результатов:

- оцениваемая продукция уступает базовому образцу, если она уступает ему хотя бы по одному из показателей;

- оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если она превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей;

- оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех ее показателей совпадают со значениями показателей базового образца.

Если по одним показателям оцениваемая продукция уступает базовому образцу, а по другим его превосходит, то считается, что результат сопоставления не определен.

Результат сопоставления оцениваемой продукции с совокупностью базовых образцов формулируется следующим образом:

- продукция превосходит мировой уровень, если она превосходит каждый образец;

- продукция соответствует мировому уровню, если она равноценна хотя бы одному базовому образцу;

- продукция уступает мировому уровню, если она уступает каждому базовому образцу.

В случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она считается соответствующей мировому уровню, если характеризуется принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими свидетельствами или патентами.

По итогам оценки в зависимости от поставленных целей и полученных результатов подготавливают предложения для принятия решения по разработке, постановке на производство и совершенствованию продукции.

2.3. Связь конкурентоспособности и качества продукции

С понятиями «уровень качества» и «технический уровень» тесно связано понятие «конкурентоспособность». Конкурентоспособность продукции, как «способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам», зависит от двух групп факторов. Одни факторы отражают внутренние, присущие этой продукции свойства, другие являются внешними по отношению к продукции, они оказывают влияние на ситуацию, в которой осуществляется ее продажа, и обеспечивают увеличение или снижение объема ее продаж.

Факторами первой группы являются уровень качества, цена, затраты на эксплуатацию или потребление. Они зависят от свойств самой продукции, технологии ее изготовления и производственных условий.

Другие факторы – предоставляемый сервис, реклама, имидж фирмы-производителя – в большей степени определяются уровнем организации сбыта, авторитетом изготовителя, который сформировался, как результат деятельности этого изготовителя на рынке сбыта.

Отмеченные группы факторов неравноценны. Факторы второй группы могут быть активизированы в процессе изготовления и реализации продукции за счет повышения затрат на рекламу, расширения возможностей сервисного обслуживания. Факторы первой группы в меньшей степени подвержены активизации в процессе изготовления и реализации продукции, но они оказывают более стабильное влияние на спрос, так как именно они определяют потребительские свойства продукции и ее цену. На эти факторы влияет качество использованных материалов, совершенство примененных технологических процессов, что, в свою очередь, является результатом соответствующих научных разработок. Следовательно, результаты прикладной науки, примененные при разработке продукции, оказывают основное влияние на ее конкурентоспособность.

Наши рекомендации