Тема 1.3. Классическая политическая экономия. Оппоненты классической школы политэкономии
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.
2. Дать определение следующим категориям (понятиям): основной и оборотный капитал, постоянный и переменный капитал, «догма Смита», «парадокс Смита», «человек экономический», «невидимая рука», прибавочная стоимость, дифференциальная земельная рента, «воспитательный протекционизм», «катедер-социализм».
3. Законспектируйте главы книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»: Книга I: Гл. I «О разделении труда», Гл. IV «О происхождении и употреблении денег», Гл. VI «О составных частях цены товара». Покажите значение работы А. Смита.
4. Законспектируйте главы книги К. Маркса «Капитал». Книга I: Отдел 1 «Товар и деньги». Гл. I 1. «Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость», 2. «Двойственный характер заключающегося в товарах труда»; Отдел 2 «Превращение денег в капитал». Гл. IV 1. «Всеобщая формула капитала». 2. «Противоречие всеобщей формулы». 3. «Купля и продажа рабочей силы» (требование к конспекту первоисточника – С. 15).
5. Ознакомьтесь с теоретическими положениями Ж.Б. Сэя о трех факторах производства, стоимости, доходах.
6. Изучите экономические воззрения Д. Рикардо, Т.Р. Мальтуса, Дж.С. Милля.
7. Познакомьтесь с экономической концепцией Ф. Листа.
II. План семинарского занятия
(форма обучения: дневная)
Занятие 1
1. Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, производительном и непроизводительном труде.
2. Учение Смита о стоимости, деньгах, доходах.
3. Взгляды А. Смита на капитал и воспроизводство.
4. А. Смит об экономической политике государства.
Занятие 2
1. Товар и деньги: развитие форм стоимости.
1.1. Товар и его свойства. Закон стоимости.
1.2. Двойственный характер заключенного в товарах труда. Противоречие между частным и общественным трудом.
1.3. Форма стоимости, ее развитие. Деньги и их функции.
2. Теория прибавочной стоимости и капитала.
2.2. Всеобщая формула капитала и ее противоречия. Постоянный, переменный капитал.
2.3. Превращение рабочей силы в товар. Сущность заработной платы.
2.4. Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости.
3. Теория воспроизводства и законы развития капитализма.
IV. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Изучение темы следует начать с определения места учения Адама Смита в классической политэкономии. Познакомьтесь с вехами биографии великого ученого, уясните, почему К. Маркс назвал А. Смита обобщающим экономистом мануфактурного периода. Важным представляется знакомство с эпохой Адама Смита.
Далее выясните, что являлось предметом изучения А. Смита, каковы особенности его научной методологии. Важно показать влияние французской философии середины XVIII века, особенно Гельвеция, с которым Смит был лично знаком, выдвинувшей идеи естественного порядка. Уясните, что развивая данные идеи применительно к экономике, Смит вводит методологические категории «экономический человек» и «невидимая рука», а соединяя их между собой обосновывает концепцию, получившую название экономического либерализма. Чтобы разобраться в понятиях «догма Смита» и «парадокс Смита» необходимо обратиться к теории стоимости А. Смита.
Изучая главный политико-экономический труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) обратите внимание на его структуру, манеру изложения материала. Определите, в чем состоял феномен успеха данной работы (в Англии при жизни Смита издавалась пять раз), какое влияние она оказала на развитие мировой экономической мысли и экономической политики многих государств.
Законспектируйте указанные главы первой книги. Основные требования к конспекту первоисточника:
Объем конспекта первоисточника составляет от 7 до 10 страниц формата А4. Содержательная часть конспекта предполагает:
1. Характеристику работы (10-12 строк), где необходимо указать автора, страну, время и социально-экономическую ситуацию, в которой написана работа.
2. Тезисно отразить 10-12 ключевых положений работы (выписки из текста с обязательными комментариями к ним).
3. Составить резюме, в котором отражены основные выводы и оценка работы с точки зрения вклада в экономическую науку (не более 20 строк, 4-5 абзацев).
Рассматривая первый вопрос первого семинарского занятия, обратите внимание, что проблема разделения труда образует исходный пункт всего исследования А. Смита. Выясните, каким образом А. Смит объясняет происхождение разделения труда и его роль в росте национального богатства. Анализируя эффективность разделения труда, обратите внимание на три ее источника, выделенные Смитом: ловкость, экономию на переходе от одного вида труда к другому, изобретения. Рассмотрев пагубные последствия разделения труда и специализации, а также пути их устранения, следует подробно остановиться на определении Смитом естественных границ развития разделения труда.
Изучая теоретические положения А. Смита о классах, необходимо иметь в виду, что ученый выделял классы по отношению их к факторам производства: рабочих, обладающих трудом, капиталистов, располагающих капиталом; землевладельцев. Интересным представляется сравнить взгляды по данному вопросу Смита и физиократов.
Переходя к изучению взглядов Смита о производительном труде, следует учитывать, что в отличие от меркантилистов и физиократов А. Смит считал источником богатства не те или иные виды и формы труда, а труд вообще. Далее выясните, какой труд, согласно А. Смиту, является производительным, и в чем проявилась двойственность его позиции в анализе этой проблемы. В заключение прокомментируйте слова М. Блауга о том, что «разграничение производительного и непроизводительного труда, введенное А. Смитом, - это, пожалуй, одна из самых пагубных концепций в истории экономической мысли».
При подготовке второго вопроса необходимо дать определения таким понятиям как «потребительная» и «меновая» стоимости; естественная (реальная) и рыночная (фактическая) цены. Далее проследите логику А. Смита при рассмотрении вопроса об основании обмениваемости товаров. В частности, почему согласно А. Смиту мерой стоимости не может быть рабочее время, и почему деньги выражают относительную, или номинальную, цену товаров. Квинтэссенцией теории стоимости А. Смита является ее двойственный характер. Уясните суть двойственной позиции ученого по данному вопросу, каким образом это сказалось на дальнейшем развитии теории стоимости.
Излагая взгляды А. Смита на теорию денег, следует учитывать, что автор «Богатства народов» рассматривал деньги не иначе как техническое орудие обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения («великое колесо обращения»). Небезынтересным представляется взгляд А. Смита на целесообразность замены металлических денег банкнотами.
Рассматривая теорию доходов, подробно остановитесь на характеристике заработной платы, прибыли, ренты. Необходимо уяснить такие понятия как естественная и рыночная цена труда, номинальная и реальная заработная плата. Выделите факторы, которые согласно А. Смиту, влияют на уровень заработной платы. Известно, что ученый выступал за высокую заработную плату. Какие доводы в пользу этого тезиса он приводит, в чем он не согласен с У. Петти.
Анализируя взгляды А. Смита на прибыль, следует учитывать двойственный характер его позиции по данному вопросу. С одной стороны, прибыль – это продукт неоплаченного труда рабочего. С другой стороны, в работах Смита есть представление о прибыли как о доходе промышленного капиталиста, оставшемся после выплаты земельному собственнику ренты и ссудного процента – владельцу ссудного капитала. Обратите внимание на факторы повышения или понижения прибыли.
Учение А. Смита о ренте достаточно противоречиво. Помимо определения земельной ренты как платы за пользование землей («наивысшая сумма, которую в состоянии уплачивать арендатор при данном качестве земли»), и в этом смысле земельная рента представляет собой монопольную (максимальную) цену, у Смита есть соображение о ренте как даре земли (физиократическая трактовка). Необходимо обратить внимание на модель формирования земельной ренты и на факторы, влияющие на ее размер.
При изучении третьего вопроса необходимо выяснить, в чем состоит суть двойственного подхода А. Смита к трактовке капитала. Целесообразно провести сравнение основных теоретических положений о капитале А. Смита и физиократов. Далее обратите внимание, что именно автор «Богатства народов» впервые ввел термины основного и оборотного капитала. Важно уяснить принципы предложенного деления капитала. При рассмотрении теории воспроизводства А. Смита необходимо учитывать, что она основана на теории стоимости. Раскройте, почему К. Маркс критически оценил позицию А. Смита по данному вопросу и назвал ее «баснословной догмой Смита». В чем заключалась ошибка «догмы Смита», каково ее влияние на дальнейшее развитие теории воспроизводства.
При подготовке четвертого вопроса первого семинарского занятия уясните, какие функции государства оценивались А. Смитом положительно и какая налоговая политика предлагалась.
Семинарское занятие предполагает обсуждение доклада по теме: «Адам Смит: портрет рассеянного профессора».
Следующий сюжет данной темы посвящен развитию классической политэкономии после А. Смита. Для начала уясните исторический контекст эпохи, а именно выявите, какие изменения произошли в экономике ведущих стран мира с конца XVIII – до середины XIX вв. Проработайте понятия «промышленный переворот», фритредерство. Далее перейдите к рассмотрению экономических взглядов Давида Рикардо. Обратите внимание, что свою теорию стоимости Д. Рикардо развивал на основе критического анализа системы А. Смита, и что именно в работах Д. Рикардо трудовая теория стоимости получила свое наивысшее развитие в пределах буржуазной политэкономии. Следует подробно остановиться на рассмотрении самой знаменитой из всех теорий Д. Рикардо – теории ренты и теории сравнительных преимуществ (издержек) во внешней торговли, которая позволяет научно оценивать, какие товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать.
Далее следует ознакомиться с экономическими взглядами первого и наиболее известного исследователя А. Смита во Франции Жана Батиста Сэя. Особое внимание сосредоточьте на изучении закона рынков сбыта Сэя. Рассматривая экономическое учение Тома Роберта Мальтуса (о народонаселении, стоимости, доходах, «третьих лицах», о воспроизводстве), уясните почему Дж. М. Кейнс считал его одним из предшественников своей концепции бескризисного экономического развития.
После знакомства с теоретическими положениями Н. Сениора («теория воздержания») и Ф. Бастиа (теория «услуг»), перейдите к изучению экономических воззрений Джона Стюарта Милля. Остановитесь на особенностях методологии экономической теории Милля, выясните в чем состояла ее новизна. Далее изучите теоретические положения Дж.С. Милля о законах производства и распределения, стоимости, доходах социальных реформах. Объясните, почему учение Милля наряду с учением Д. Рикардо считается канонической версией классической политэкономии.
Изучение первого вопроса второго семинарского занятия целесообразно начать с уяснения следующих экономических категорий, понятий: потребительная стоимость, стоимость, закон стоимости, двойственный характер труда. Следует учитывать, что анализ всех производственных процессов базируется у К. Маркса на учении о двойственном характере труда, которое сам К. Маркс назвал самым лучшим, что есть в «Капитале».
Учение о двойственном характере труда позволило К. Марксу обосновать категорию прибавочной стоимости. Необходимо усвоить, что категория прибавочной стоимости связана у К. Маркса с особым товаром - рабочей силой, способным создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. На основе теории прибавочной стоимости К. Маркс раскрыл категорию «капитал» как самовозрастающую стоимость. Далее остановитесь на изучении производства абсолютной и относительной прибавочной стоимости.
Третий вопрос второго семинарского занятия достаточно емкий и посвящен изучению процесса накопления капитала. Необходимо подчеркнуть, что возрастание капитала за счет прибавочной стоимости называется накоплением капитала. Накопление капитала сопровождается изменением его структуры, которое у Маркса представлено также двойственно. Далее следует охарактеризовать простое и расширенное воспроизводство, воспроизводство индивидуального капитала (всеобщий закон капиталистического накопления, образование резервной армии труда) и общественного капитала (совокупный общественный продукт, реализация совокупного общественного продукта при простом и расширенном воспроизводстве).
Актуальным представляется вопрос, связанный с марксистской теорией кризисов и циклов. Подробно разберитесь в механизме возникновения кризисов, учитывая, что материальную основу цикличности развития капиталистической экономики и периодического возникновения кризисов перепроизводства составляет смена основного капитала.
Заключительный сюжет данной темы посвящен изучению взглядов оппонентов классической школы политэкономии – исторической школе Германии. Познакомьтесь с особенностями социально-экономического и политического развития Германии в первой половине XIX в. Помимо исторических предпосылок следует помнить и о теоретических, а именно об идеях исторической школы права (Фридрих Карл Совиньи).
Особый интерес представляют экономические воззрения предшественника исторической школы Германии Фридриха Листа, поскольку именно идеями Ф. Листа руководствовался известный российский государственный деятель С.Ю. Витте при разработке экономических реформ в России в конце XIX в. Необходимо познакомиться с работой Ф. Листа «Национальная система политической экономии» и разобраться, за что Ф. Лист критиковал классическую политэкономию, что включал в понятия «производительные силы нации» и «воспитательный протекционизм».
Следующим шагом должно стать знакомство с периодизацией исторической школы Германии и с экономическими концепциями представителей старой, новой и новейшей школы.
Следует помнить, что школой в подлинном смысле слова называют новую историческую школу, которая сложилась в 70-е гг. XIX в. В 80-х гг. XIX в. между главой новой исторической школы Германии Г. Шмоллером и главой австрийской школы К. Менгером возникла дискуссия, вошедшая в историю как «спор о методах». Необходимо разобраться в сути данного спора.
Знакомясь с теорией «государственного социализма» («катедер-социализма»), которую выдвинули представители новой исторической школы, следует помнить, что «государственный социализм» трактовался как некий третий путь между концепцией «экономического либерализма» и марксистским социализмом.
Доскональное изучение экономических воззрений представителей новейшей исторической школы Вернера Зомбарта (теоретическое понятие «экономическая система», концепция «капиталистического духа», историческая типология предпринимательства, проблема экономических кризисов) и Макса Вебера (роль религиозных воззрений и морали в становлении капиталистического духа предпринимательства) должно стать заключительным аккордом в подготовке данной темы.
V. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. История экономических учений: учебник / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. М., 2009. Глава 5, 7, 8.
Дополнительная литература
1. Аникин А.В. Юность науки. М., 2007.
2. Вопросы экономики. -2007. №9 (тематический выпуск, посвященный марксизму).
3. Губанов С.С. Трудовая парадигма: А. Смит против «неоклассики» // Экономист.-2009.-№3.
4. История экономических учений/ Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Мокашевой. М., 2009. Глава 3, 4, 7, 8.
5. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. М., 1960-1961. Т.23, 24, 25.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007.
8. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М., 2007.
9. Смирнов А.Д., Мокров Г.Г., Минаева М.В. Экономическая теория в ретроспективе: Учебно-методическое пособие. М., 2000.
10. Хайлбронер Р. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи. М., 2008.
VI. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие факторы, по утверждению А. Смита, способствуют росту национального богатства?
2. Поясните, в чем состоит двойственный подход А. Смита к образованию стоимости?
3. В каких элементах теории Дж. С. Милля проявилась идея социальной эволюции.?
4. Какое место занимает экономика в теории общественных формаций К. Маркса?