Доминирующие ценности современной рабочей силы США
Поколение | Время начала работы | Примерный текущий возраст | Доминирующие рабочие ценности |
1. Поколение протестантской рабочей этики | С середины 40-х до конца 50-х | 55-75 | Упорная работа, консервативность, верность организации |
2. Поколение существования | С середины 60-х до конца 70-х | 40-55 | Качество жизни, нонконформизм, писк независимости, верность себе |
3. Прагматики | С середины 70-х до конца 80-х | 30-40 | Успех, достижения, амбиции, упорная работа, верность карьере |
4. Поколение X | С 1990 до настоящего времени | меньше 30 | Гибкость, удовлетворение работой, свободное время, верность отношениям |
Жизнь поколения Х сформирована глобализацией, экономической стагнацией, падением коммунизма, MTV, СПИД’ом и компьютерами.
Отношение, позиция
Отношение (расположение, позиция) | Оценочные установки или суждения, относящиеся к объектам, людям или событиям. |
Познавательный компонент позиции | Часть позиции, основанная на вере или мнении |
Аффективный компонент позиции | Часть позиции, основанная на чувствах или эмоциях |
Поведенческий компонент позиции | Стремление вести себя определенным образом по отношению к кому-либо или чему-либо |
Источники позиции. Как и в случае ценностей – это родители, учителя и др. Однако, в отличие от ценностей, позиции меняются гораздо легче.
Типы позиций. В организационном поведении будем выделять те позиции, которые существенны для рабочего процесса.
Удовлетворение работой, в частности, включает в себя вовлеченность в работу и приверженность организации.
Вовлеченность в работу Увлеченность работой | Уровень, с которым личность идентифицирует со своей работой активное участие в ней и рассматривает свои рабочие характеристики важными для самооценки |
Принадлежность к организации (Приверженность организации) | Уровень, с которым служащий связывает себя с организацией и ее частными целями и предполагает поддерживать членство в организации |
Т.о. вовлеченность в работу означает идентификацию индивида с конкретной работой, а приверженность организации – идентификацию индивида с конкретной организацией.
Устойчивость позиции. Исследования показывают, что индивиды ищут постоянства в своих позициях и между позицией и поведением. При рассогласовании прилагаются усилия для приведения позиции и поведения в равновесие, либо для поиска рационального объяснения ситуации. Вы видели, как люди меняют сказанное ими так, чтобы оно не противоречило тому, что они делают.
Теория когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс | Некоторое несоответствие между двумя или более позициями или между поведением и позициями |
Leon Festinger в конце 50-х гг. предложил теорию осознанного диссонанса. Осознавая несоответствие между своими позициями или между позицией и поведением, люди ощущают дискомфорт, который они пытаются уменьшить, объясняя эти несоответствия или меняя позиции.
Оценка связи между позицией и поведением
Логично предположить, что поведение во многом определяется позицией. Люди смотрят те передачи, которые им нравятся, а служащие избегают поручений, которые им не по вкусу.
Однако исследования 60-х гг. показали, что это не так. Поведение не связано или очень слабо связано с позицией.
Модерирующие переменные. Одним из способов, помогающих уточнить зависимость между позицией и поведением, является использование более конкретных определений позиций и поведения. Другим модератором являются социальные ограничения поведения.
Теория самовосприятия.
Возможна постановка обратного вопроса: “Как поведение влияет на позицию?”
Теория самовосприятия | Позиции используются после осознания действия, которое уже произошло |
Интересно, что связь между поведением и позицией гораздо более выражена. Мы гораздо лучше находим причины тому, что мы сделали, нежели делаем то, что имеем причины сделать.