Основные черты и область применения учетно-расчетного метода
Учетно-расчетный метод, позволяет получить качественную информацию о себестоимости обращения товарных групп, поскольку во-первых, основой информации о понесенных затратах по доведению товара каждой группы до потребителей являются данные первичных документов и регистров бухгалтерского учета и, во-вторых, при распределении общих (косвенных) расходов в разрезе товарных групп используют различные расчеты, основанные на выборе оптимального критерия для их распределения.
Сущность метода раскрывают его черты.
Первая черта. Метод может применяться как при сплошном, так и выборочном наблюдении. Сплошным называется наблюдение, при котором обследуются все без исключения единицы совокупности (наблюдения). Выборочным наблюдением считается такое несплошное наблюдение, при котором обследуется некоторая совокупность наблюдений. При правильной организации выборочного наблюдения, его результаты могут быть распространены на всю совокупность. Выбор вида наблюдения определяется характером и особенностями объекта наблюдения, масштабом генеральной совокупности, степенью сложности сбора и обработки информации.
Вторая черта. Единицами наблюдения в организациях оптовой и розничной торговли являются предприятия (оптовая база, универсам, универмаг, магазины различной специализации и др.) и их структурные подразделения (склады оптовых баз, распределительные склады, отделы, секции, бригады и др.), что позволяет учесть особенности организационной структуры, уровень специализации и специфику торгово-технологических процессов.
Третья черта. Объектами наблюдения являются: а) полная издержкоемкость товарных групп, т.е. все статьи и виды торговых расходов, а в оптовой торговле и формы оборота (складской и транзитной); б) частичная издержкоемкость, определяемая по одной или нескольким статьям учетной номенклатуры. Например, расходы на оплату труда потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации и др.; в) себестоимость отдельных торговых процессов (фасовка, упаковка, транспортировка и др.).
Четвертая черта. Информация о потоварно-групповой издержкоемкости может быть получена как в ходе текущего наблюдения, по данным первичных документов и учетных регистров, так и в последующем порядке, т.е. по мере его завершения, что позволяет полнее охватить торговые расходы и грамотно выбрать признаки для распределения в разрезе товарных групп общих расходов, которые в силу разных причин прямо не были отнесены на соответствующую товарную группу.
Пятая черта. Издержки обращения торговой организации подразделяются на: а) прямые, которые согласно первичных документов и учетных регистров, могут быть прямо отнесены на определенную товарную группу; б) распределяемые, которые затруднительно прямо отнести на конкретную товарную группу ввиду того, что один вид торговых расходов связан с несколькими товарными группами. Например, заработная плата кассира – операциониста крупного универсама, транспортные расходы, амортизация хозяйственного инвентаря общего пользования и др. Из распределяемых расходов можно выделить:
- расходы, размер которых находится в функциональной зависимости от выбранной базы распределения (отчисления на социальное страхование распределяют в разрезе товарных групп пропорционально ранее распределенной по товарным группам заработной плате работников магазина);
- косвенные расходы, которые функционально не связаны с выбранной базой распределения (выбор в качестве признака для распределения расходов по охране труда и технике безопасности объема розничного товарооборота в потоварном разрезе свидетельствует об отсутствии функциональной связи вида расходов с принятой базой распределения).
Шестая черта. На товарные группы относят прямо или косвенно (путем распределения) расходы по каждой статье и субстатье в отдельности, что позволяет с большей точностью произвести распределение расходов, т.к. увеличивается возможность прямого отнесения их отдельных видов на товарные группы и подобрать признак для распределения косвенных расходов, который по экономическому содержанию в большей степени соответствует виду подлежащих распределению расходов.
Седьмая черта. Распределению по товарным группам подлежит абсолютная сумма расходов, подтвержденная данными первичных документов и регистров бухгалтерского учета. По окончании распределения всех видов расходов в разрезе товарных групп могут быть исчислены потоварно-групповые уровни издержек обращения.
Восьмая черта. В основе методики распределения расходов лежат два принципа: многовариантность способов и приемов и многоступенчатая локализация издержек.
Сущность первого принципа состоит в том, что в зависимости от конкретных условий работы торгового предприятия, методики организации синтетического и аналитического учета издержек обращения, объемом распределяемых статей производится дифференцированный подход к отбору способов и приемов распределения расходов на реализацию. Принцип многоступенчатой локализации представляет постепенное ступенчатое разграничение общих расходов (по данным учета и отчетности), обусловленных обращением нескольких товарных групп до тех пор пока не будет выбран признак для их распределения между группами товаров. Например, чтобы распределить заработную плату работников магазина, необходимо определить ее сумму в разрезе структурных подразделений; затем - в разрезе секций, складов; потом - по категориям работающих в этих подразделениях и только после этого отнести прямо на товарную группу или распределить пропорционально выбранному признаку.
Рассмотренные черты учетно-расчетного метода свидетельствует, что он имеет универсальный характер, ввиду возможности применения не только в оптовой и розничной торговле, по их заготовительных организациях, организациях питания и др. Подход к использованию метода в каждом конкретном случае будет различен в виду специфики организаций, но в конечном счете его применение позволит усилить режим экономии за расходами, получить достоверную информацию о себестоимости обращения каждого товара и с учетом этого обосновать размер торговых надбавок и цен, а также рационально формировать ассортиментную структуру товарооборота, принимая во внимание целесообразность и эффективность реализации отдельных товарных групп.
ТЕМА 4 – СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ