Методика подготовки и проведения деловых игр
Особенности и значение малых инновационных фирм
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
под субъектами малого и среднего предпринимательства подразумеваются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.
Большую часть малых фирм сегодня составляют так называемые венчурные фирмы, которые специализируются на исследованиях и разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, новаторы. Такие фирмы, как правило, не занимаются производством продукции, они только передают свои разработки другим, более крупным компаниям. Также венчурные фирмы могут являться дочерними компаниями крупных организаций.
Особенности венчурных фирм заключаются в следующем:
1) долевое участие инвестора в капитале фирмы;
2) предоставление средств на достаточно длительный срок;
3) активная роль инвестора в управлении финансирования им фирмы.
На современном этапе развитие малого предпринимательства определяется следующими факторами:
1) внедрение во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяющей резко упростить и удешевить коммуникационные связи, процесс принятия эффективного управленческого решения;
2) принятие государствами законодательных актов по налоговым и другим льготам малому предпринимательству;
3) государственная и внебюджетная поддержка финансирования рискового венчурного бизнеса;
4) гибкость и адаптивность малых фирм в связи с небольшой численностью их сотрудников к требованиям рынка и достижениям научно-технического прогресса;
5) повышение интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремление к свободе в творческой деятельности;
6) более высокая эффективность конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрая отдача инвестиций по сравнению с крупными компаниями и корпорациями.
Однако существуют также и факторы, оказывающие влияние на сдерживание роста их количества. К таким факторам можно отнести:
1) большой риск инвестирования в связи с малой номенклатурой выпускаемых товаров и выполняемых услуг. Таким образом, при не реализации этого товара компания терпит банкротство;
2) значительные трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала;
Сущность деловых игр
Существуют различные определения деловых игр.
Так, Джон Р. Карсон определяет деловые игры как упрощенные математические абстракции хозяйственных ситуаций. Участники игры (поодиночке или группами) управляют целой фирмой или какими-либо ее подразделением, принимая управленческие решения в следующие друг за другом периоды времени.
По А.Л. Лифшицу, деловую игру можно определить как имитацию хозяйственной или иной деятельности предприятия (организации, коллектива) в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модели объекта.
Обычно деловые игры разбирают на два класса:
1) общие управленческие игры, или игры по управлению хозяйственными организациями в целом;
2) функциональные игры, которые создаются для обучения конкретными приемами управления в таких направлениях, как маркетинг, управление запасами, издержками производства и др. Они нацелены на низшее и среднее управленческое звено.
Общие управленческие игры создаются в высшем управленческом звене, где основные функциональные подразделения предприятий используются для достижения его основных организационно-деятельностных целей, таких, как максимальная масса прибыли, доход от инновационных инвестиций, достижение определенного уровня продаж, овладение определенной долей рынка. К этому классу можно отнести следующие виды деловых игр:
1) проблемные деловые игры;
2) проблемно-ориентированные деловые игры;
3) апробационно-поисковые игры;
4) инновационные игры.
Таким образом, инновационные игры – это игры, используемые для решения наиболее сложных социально-экономических задач, когда требуется объединение усилий специалистов различных направлений, когда рассматриваются кризисные ситуации, в которых инновационно-инвестиционная деятельность предполагает повышенную мотивацию и ответственность высшего управленческого звена в выработке решений, выводящих объект управления из кризиса.
Инновационная игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о финансово-экономическом состоянии реальной хозяйственной системы.
Инновационные игры, как и все деловые игры, учат важным навыкам планирования и своевременного принятия решений. Это достигается с помощью трех видов изменения времени: сжатия, введения лага, аккумуляции времени.
Методика подготовки и проведения деловых игр
Сущность деловой игры заключается в ролевом участии каждого участника в искусственно созданной ситуации, приближенной к производственной практике. Подготовка и проведение игры являются основными составляющими во всем процессе.
Подготовка к проведению игр включает в себя:
1) постановку цели – необходимо понять, для чего проводится игра, в чем ее смысл;
2) выбор и обрисовку ситуации – каждый участник должен понимать то, что от него требуется. Сама же ситуация должна иметь неоднозначный характер, несколько вариантов решения;
3) формирование команд.
Для проведения игры участникам предоставляется возможность выбрать ресурсы, необходимые для результативной игры. Здесь отбрасываются все бурные фантазии участников, остаются только лишь те предметы, которые действительно помогут в реальной жизни.
При формировании команд необходимо учитывать межличностные отношения, сложившиеся в коллективе. Важно, чтобы в команде присутствовали лишь положительные эмоции и отношения. Только при таком раскладе возможно эффективное сотрудничество в коллективе, которое принесет наиболее положительный результат.
Для более слаженной игры необходимо разработать инструкции для всех, ролевые инструкции каждому участнику, четко продумать ход событий и те факторы, которые будут стимулировать игроков не на победу, а на результат.
Игра будет нежизненной, если не будет происходить в реальном времени, в реальных событиях, если будут плохо продуманы шаги участников, а также если решения игроков не будут находить ответного отклика у руководства.
Проведение игры предполагает работу в группах, пленарное собрание и рефлексию. В начале дня участники собираются для краткого подведения результатов и получения задания на новый день. Работа в группах проходит до обеда, после обеда на пленарном собрании зачитываются представленные доклады. Рефлексивный разбор игрового дня осуществляется после пленарного заседания.
В итоге все ресурсы, которые действительно принесли пользу, внедряют и используют уже в производстве. Готовятся необходимые приказы, распоряжения, вносятся изменения в положения отделов и служб, т. е. применяется все, что поможет исправить либо уже сложившуюся, либо надвигающуюся конфликтную ситуацию.
По завершении игры происходит ее обсуждение, выясняется, почему принимались те или иные решения, к чему эти результаты привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение. По итогам обсуждения участники делают выводы и принимают решения, способствующие предотвращению уже возникших проблем и предотвращению еще не возникших, но вполне ожидаемых конфликтных ситуаций.