Распределение доходов. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.

Доходы — одна из основных характеристик экономического положения населения конечная цель и стимул трудовой и предпринимательской деятельности Доходы - денежная сумма, регулярно поступающая в не посредственное распоряжение рыночного субъекта.

Распределение доходов – это любая система, позволяющая сбалансировать налогообложение и расходы между разными уровнями управления, особенно в федеральных системах. Без такого распределения доходов богатые регионы страны могут собирать больше средств, чем бедные, но тратить меньше.

Дифференциации доходов применяется для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой. В основе этого механизма лежат три элемента:1. разделение функций работодателей и государства; 2. прогрессивное налогообложение личных доходов; 3. система государственной социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых» возможностей.

Кривая Лоренца — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

Доля населения, в %

На оси абсцисс (Х) откладывается доля населения, а на оси ординат (У) — доля доходов в обществе в процентном отношении. Как видно из графика, в обществе всегда имеет место быть неравенство в распределении доходов, что отражает кривая OABCDE — кривая Лоренца. Например, первые 20% населения могут получать 5% доходов, 40% населения — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80% населения — 60% доходов, ну и естественно 100% населения — 100% доходов.

Если бы в обществе было бы равное распределение дохода, то кривая Лоренца приняла бы вид прямой (биссектриса на графике OE), называемая линией абсолютного равенства, и, наконец, если бы в обществе весь доход получали только 1% населения, то на графике это выразилось бы вертикальной прямой линией (FE), называемой линией абсолютного неравенства. OABCDE - до вычета налогов и получения трансфертов (это всякие авансы, субсидии и пр.), а пунктирная – после.

На основании кривой Лоренца можно вывести коэффициент Джинни.

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку, например, уровню годового дохода. Коэффициент Джини можно определить как макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны.

Рассчитать коэффициент можно как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца OABCDE и кривой равенства (биссектриссой), к площади треугольника OEF, образованного кривыми равенства и неравенства. Иначе говоря, следует найти площадь первой фигуры и поделить её на площадь второй. В случае полного равенства коэффициент будет равен 0; в случае полного неравенства он будет равен 1.

Принципы налогообложения.

Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы: 1) принцип равного налогового бремени; 2) принцип установления налогов законом; 3) принцип отрицания обратной силы закона; 4) принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере; 5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве; 6) принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы: 1) принцип единства налоговой системы; 2) принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований; 3) принцип подвижности (эластичности); 4) принцип стабильности; 5) принцип множественности налогов; 6) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы: 1) принцип справедливости; 2) принцип соразмерности; 3) принцип учета интересов налогоплательщиков; 4) принцип экономичности (эффективности).

Попытка законодателем закрепить принципы налогового права нашла отражение в Налоговом Кодексе РФ: 1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);

3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);

4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ);

5) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);

6) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Наши рекомендации