Модуль 3. Рыночное конкурентное предложение

Семинар по теме 9: Предприятие (фирма) в условиях

совершенной конкуренции – 2 ч.

Цель:уяснить роль конкуренции в рыночной системе, основные формы и методы конкуренции, сформировать основы систематизированных знаний о сущности совершенной конкуренции и её роли в современной экономике.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие конкуренции. Роль конкуренции в становлении разных типов рынка.

2. Рынок совершенной конкуренции. Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.

3. Механизм достижения равновесия в условиях совершенной конкуренции. Максимизация прибыли и правило равенства предельных издержек и предельных доходов (MC = MR).

4. Решение практических задач.

Примерные темы докладов, рефератов и эссе:

1. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

2. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффект масштаба. Сравнение предельных издержек и предельных доходов как способ поиска оптимального объема производства.

3. Динамика прибыли и объема предложения в долгосрочный период.

4. Совершенная конкуренция и эффективность экономики.

Основная литература: 1, 2,3,5,6, 8, 10, 11,16,17,18,19.

Дополнительная литература:29, 54,56,61.

Семинар по теме 10: Рыночные структуры

несовершенной конкуренции– 2 ч.

Цель:уяснить роль несовершенной конкуренции в рыночной системе, рассмотреть основные виды и формы несовершенной конкуренции (монополистическая конкуренция, олигополия и монополия), положительные и отрицательные стороны данных экономических явлений, обосновать необходимость и раскрыть способы антимонопольного регулирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Общие черты несовершенной конкуренции. Основные черты рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.

2. Универсальный характер правила равенства предельных издержек и предельных доходов. Принципы применения правила MR = MC.

3. Поведение и равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде.

4. Условия олигополии. Дифференцированные и недифференцированные продукты при олигополии. Модель Курно.

5. Основные черты монополии. Рыночное равновесие в условиях монополии.

6. Решение практических задач.

Примерные темы докладов, рефератов и эссе:

1. Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности.

2. Позитивные и негативные стороны структур несовершенной конкуренции.

3. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных (предпринимательских) монополий. Признаки монополизации рынка.

4. Разновидности олигополии: нескоординированная олигополия, картели, картелеподобная структура рынка.

Семинар по теме 11: Рынки факторов производства

и факторные доходы – 4 ч.

Цель:уяснить особенности рынков факторов производства, их значение в деятельности предприятия. Проанализировать виды, источники и факторы роста доходов в рыночной экономике.

Вопросы для обсуждения:

Занятие 1

1. Факторы производства, их классификация. Спрос, предложение и ценообразование на факторы производства.

2. Факторные доходы. Предельный продукт и предельный доход в денежной форме.

3. Рынок капитала и процент. Капитал предприятия и его структура. Основной и оборотный капитал. Дисконтирование.

4. Труд как фактор производства и его цена. Заработная плата, ее формы и функции (для работодателя и занятого). Спрос и предложение на рынке труда.

Занятие 2

1. Земля как фактор производства. Широкое и узкое понимание.

2. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

3. Роль невозобновляемых природных ресурсов в современной российской экономике.

4. Итоговое тестирование по модулю 3

Примерные темы докладов, рефератов и эссе:

1. Рынки факторов производства как сфера товарного обращения важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности.

2. Заработная плата и профсоюзы.

3. Уровень и динамика заработной платы в России.

4. Неоклассическая теория процента и прибыли, как дохода от факторов производства.

Основная литература: 1, 2, 3, 8, 10, 11, 13, 16, 19.

Дополнительная литература: 21,25,29,37,38,44,59.

Наши рекомендации