В результате изучения дисциплины обучаемый должен
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор Учреждения образования
«Белорусский государственный экономический
университет»
___________________ В.В. Садовский
(подпись)
« ________ » ________________ 2014 г.
Регистрационный № УД- /р.
СТАТИСТИКА
Учебная программа для специальностей:
1-25 01 01 «Экономическая теория»,
1-25 01 02 «Экономика»,
1-25 01 03 «Мировая экономика»,
1-25 01 04 «Финансы и кредит»,
1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»,
1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)»,
1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров»,
1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»,
1-25 01 11 «Аудит и ревизия»,
1-25 01 12 «Экономическая информатика»,
1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»,
1-25 01 14 «Товароведение и торговое предпринимательство»,
1-26 02 03 «Маркетинг»,
1-26 02 05 «Логистика»
Факультеты: менеджмента, учетно-экономический, финансов и банковского дела, международных экономических отношений, экономики и управления торговлей, маркетинга и логистики, «Высшая школа управления и бизнеса», «Высшая школа туризма»
Кафедра статистики
Курс 2,3
Семестр 3,4,5
Лекции - 12 часов
Практические занятия – 12 часов
Всего аудиторных
часов по дисциплине – 24 Экзамен 4,5 семестр
Всего часов по дисциплине Форма получения высшего
«Статистика» - 208 образования заочная
Составители:
Карпенко Л.И., кандидат экономических наук, доцент;
Новиков М.М.,доктор экономических наук, профессор;
Тарловская В.А., кандидат экономических наук, доцент;
Захаренков С.Н.,кандидат экономических наук, доцент;
Колесникова И.И., кандидат экономических наук, доцент.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Статистика»_________№ регистрации________________
Одобрена на заседании кафедры статистики, протокол № 12 от 11 июня 2014 г.
«____»___________2014 г.
Заведующий кафедрой статистики
______________ Н.В. Агабекова
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета
менеджмента «______»_______________2014 г.
Председатель________________
учетно-экономического «______»_______________2014 г.
Председатель________________
финансов и банковского дела «______»_______________2014 г.
Председатель________________
международных экономических «______»_______________2014 г.
отношений Председатель________________
экономики и управления торговлей «______»_______________2014 г.
Председатель________________
маркетинга и логистики «______»_______________2014 г.
Председатель________________
«Высшая школа туризма» «______»_______________2014 г.
Председатель________________
«Высшая школа управления и бизнеса» «______»_______________2014 г.
Председатель________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Статистика» состоит из двух разделов: «Общей теории статистики» и «Социально-экономической статистики».
Изучение раздела «Общая теория статистики» направлено на формирование у студентов знаний о теоретических основах статистической науки, практических навыков проведения статистического исследования и анализа полученных результатов.
Целью раздела «Социально-экономическая статистика» является приобретение студентами теоретических знаний и формирование у них практических навыков в области статистического изучения социально-экономических процессов на макроуровне с использованием методологии национального счетоводства как статистического метода.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны быть способны уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом и исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; быть способным порождать новые идеи; обладать качествами гражданственности и способностью к межличностным коммуникациям; быть способным к социальному взаимодействию; уметь работать в команде; использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; анализировать и оценивать собранные данные; применять методы математического анализа и моделирования при решении профессиональных задач; рассчитывать по фактическим данным и прогнозировать важнейшие экономические показатели; обобщать и оценивать результаты экономического, финансового, статистического анализа и формулировать выводы; выявлять взаимосвязи между социально-экономическими явлениями и количественно их выражать; проводить самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами социально-экономического развития Республики Беларусь; осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
знать:
- принципы и методы организации получения и обработки статистических данных;
- сущность обобщающих показателей;
- методы анализа статистических данных;
- классификацию хозяйственных субъектов и операций рыночной экономики;
- концептуальные основы знаний о системе национального счетоводства по стандартной методологии ООН;
- основы статистической методологии балансировки материально-вещественных и финансовых потоков по стадиям общественного производства;
уметь:
- правильно формировать массив исходной статистической информации;
- анализировать с помощью системы статистических показателей состояние и развитие общественных явлений;
- выявлять взаимосвязи и закономерности в развитии социально-экономических явлений;
- оценивать уровень и динамику показателей эффективности функционирования экономики;
- исчислять и анализировать макроэкономические показатели национальных счетов, население и трудовых ресурсов, эффективности общественного производств и уровня жизни населения.
владеть:
- системным и сравнительным анализом;
- междисциплинарным подходом при решении экономических проблем;
- методами анализа статистических данных.
Программа составлена с учетом требований действующих образовательных стандартов по экономическим специальностям и в увязке с другими дисциплинами: «Экономической теорией», «Микроэкономикой», «Макроэкономикой» и др. Дисциплина «Статистика» базируется на общенаучных методах познания количественных закономерностей массовых социально-экономических явлений и широкой компьютеризации.
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют аудиторные и внеаудиторные практические задания, что обеспечивает закрепление теоретических знаний и способствует развитию навыков самостоятельного статистического исследования, представления его результатов.
Для изучения данной дисциплины в типовых учебных планах предусматривается 208 часов, из них аудиторных 102 часа, в том числе 52 часа лекционных и 50 часов практических занятий. Рекомендуемые формы контроля – экзамен.
тематический план
дисциплины «Статистика»
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | |
лекций | практических занятий | ||
Раздел 1. «Общая теория статистики» | |||
Предмет и метод статистической науки | - | - | |
Статистическое наблюдение | - | - | |
Сводка и группировка статистических данных. Статистические таблицы | - | - | |
Обобщающие статистические показатели | - | - | |
Графический способ изображения статистических данных | – | – | |
Средние величины | |||
Статистическое изучение вариации | |||
Выборочное наблюдение | |||
Статистическое изучение динамики социально - экономических явлений | |||
Индексный метод в статистических исследованиях | |||
Статистическое изучение связи социально-экономических явлений | - | - | |
Раздел 2. «Социально-экономическая статистика» | |||
Объект изучения, методы и задачи социально-экономической статистики | - | - | |
Классификация хозяйственных субъектов рыночной экономики | - | - | |
Система национальных счетов – метод социально-экономической статистики | - | - | |
Макроэкономические показатели производства товаров и услуг | |||
Показатели образования, распределения и перераспределения доходов | |||
Показатели использования доходов | |||
Показатели операций с капиталом | - | - | |
Статистика национального богатства | - | - | |
Показатели внешнеэкономических связей | - | - | |
Статистика населения и трудовых ресурсов | |||
Статистическое изучение эффективности функционирования экономики | |||
Статистика уровня жизни населения | |||
ИТОГО |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
№ Раздела, темы занятия | Название раздела, темы занятия, перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература (номер источника) | Форма контроля | |||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа студента | |||||
I | ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ | |||||||
Предмет и метод статистической науки | - | - | - | Компьютерная презентация; (Раздаточный материал) | [ 1],[ 2],[ 3 ], [4 ], [5], [6], | - | ||
1. Предмет статистической науки, основные исходные понятия статистики. Методы статистики. Составные части статистики. Стадии статистического исследования, их краткая характеристика. | ||||||||
2. Организация и задачи статистики в Республике Беларусь | ||||||||
Статистическое наблюдение | - | - | - | Компьютерная презентация; (Раздаточный материал) (Схема: формы и виды статистического наблюдения) | [ 1],[ 2],[ 5 ], [12] | - | ||
1. Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования. Требования, предъявляемые к статистической информации, полученной в процессе наблюдения | ||||||||
2. Формы и виды статистического наблюдения | ||||||||
3. План статического наблюдения. Программно-методологические и организационные вопросы плана | ||||||||
4. Статистическая отчетность, ее виды | ||||||||
5. Переписи и другие виды специально организованного статистического наблюдения | ||||||||
6. Ошибки статистического наблюдения и методы их контроля |
Сводка и группировка статистических данных. Статистические таблицы | - | - | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя | Компьютерная презентация (Раздаточный материал) [8], [13], [15] | [1],[ 2],[3], [4], [7], [8], | - | |
1. Сводка – вторая стадия статистического исследования. Ее задачи, программа, план | ||||||||
2. Понятие о группировках. Задачи и виды группировок. Важнейшие группировки и классификации, применяемые в статистике | ||||||||
3. Ряды распределения и принципы их построения. Правила образования групп и интервалов | ||||||||
4. Статистические таблицы, их виды и правила построения | ||||||||
Обобщающие статистические показатели | - | - | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя | Компьютерная презентация | [ 3],[7],[8], [12] | - | |
1. Абсолютные величины как исходная форма статистических показателей, их виды, значение и единицы измерения | ||||||||
2 Относительные величины, область их применения, способы расчета и форма выражения. Виды относительных величин | ||||||||
Графический способ изображения статистических данных 1. Понятие о статистическом графике, его основные элементы и правила построения. 2. Виды статистических графиков и область их применения | сам | сам | - | - | - | [1],[2],[3], [4],[5], [11] | - | |
Средние величины | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1],[2],[4], [8],[12], [10] | Опрос на практических занятиях (тестирование) | |||
1. Сущность и значение средних величин. Основные научные положения теории средних. Виды средних величин | ||||||||
2. Средняя арифметическая, ее основные математические свойства | ||||||||
3. Расчет средней арифметической по данным вариационного интервального ряда | ||||||||
4. Средняя гармоническая, обусловленность выбора средней характером исходной информации | ||||||||
5. Мода и медиана, способы их вычисления | ||||||||
Статистическое изучение вариации | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [2],[3],[5 ], [7],[8], [10] | Опрос на практических занятиях. | |||
1. Понятие вариации признака. Система показателей вариации и порядок их расчета | ||||||||
2. Дисперсия, ее математические свойства и способы расчета | ||||||||
3. Дисперсии альтернативного признака | ||||||||
4. Виды дисперсий, правило сложения дисперсий и его использование в анализе связи | ||||||||
Выборочное наблюдение | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1], [2],[3 ], [4], [5], [7], [8], [12] | Опрос на практических занятиях | |||
1. Сущность выборочного наблюдения, причины и условия его применения | ||||||||
2. Теоретические основы выборочного наблюдения | ||||||||
3. Классификация ошибок выборочного наблюдения | ||||||||
4. Виды и способы отбора единиц в выборочную совокупность. Порядок определения ошибок выборки при различных способах отбора | ||||||||
5. Определение необходимой численности выборки | ||||||||
6. Способы распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность | ||||||||
Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [2],[ 3], [5], [7], [8], [9],[12] | Опрос на практических занятиях. | |||
1. Понятие о рядах динамики, их виды и правила построения | ||||||||
2. Аналитические показатели динамического ряда и способы их расчета | ||||||||
3. Средние показатели динамического ряда и методы их расчета | ||||||||
4. Понятие тенденции ряда динамики и основные методы ее выявления (укрупнение интервалов, способы скользящей средней и др.) | ||||||||
5. Аналитическое выравнивание уровней ряда динамики. Понятие об интерполяции и экстраполяции | ||||||||
6. Сезонные колебания и статистические методы их измерения | ||||||||
Индексный метод в статистических исследованиях | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1],[4],[8], [2],[ 3], [5], [6], [7], [10],[11] | Опрос на практических занятиях. | |||
1. Сущность индексов и задачи, решаемые индексным методом | ||||||||
2. Виды индексов. Веса индексов и их выбор | ||||||||
3. Формы сводного индекса. Агрегатный индекс как исходная форма сводного индекса | ||||||||
4. Средние индексы, их виды | ||||||||
5. Ряды индексов с постоянной и переменной базой сравнения, с постоянными и переменными весами, их взаимосвязь | ||||||||
6. Индексный метод анализа динамики среднего уровня (индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов) | ||||||||
7. Индексный метод изучения связей (многофакторные индексы) | ||||||||
8. Территориальные индексы | ||||||||
Статистическое изучение связи социально-экономических явлений | - | - | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1], [4], [2], [3], [5], [6], [7], [10] | - | |
1. Измерение взаимосвязей между социально-экономическими явлениями – важнейшая задача статистической науки. Формы и виды взаимосвязей | ||||||||
2. Статистические методы выявления связей между явлениями: метод сравнения параллельных рядов, метод аналитических группировок, графический метод, балансовый метод | ||||||||
3. Задачи, решаемые методом корреляции. Нахождение параметров уравнения регрессии. Измерение тесноты связи | ||||||||
4. Понятие криволинейной зависимости. Оценка тесноты связи при криволинейной зависимости | ||||||||
II | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА | |||||||
Объект изучения, методы и задачи социально-экономической статистики | - | - | - | - | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5, 13] | ||
1.Социально-экономическая статистика (СЭС) как самостоятельная отрасль статистической науки и практики, объект и предмет изучения СЭС | ||||||||
2.Теоретические основы и методы СЭС | ||||||||
3.Задачи социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики и внедрения международных стандартов | ||||||||
Классификация хозяйственных субъектов рыночной экономики | - | - | - | - | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,11,12,13,14,15] | ||
1.Научные основы классификации субъектов рыночной экономики | ||||||||
2.Отраслевая классификация видов экономической деятельности | ||||||||
3.Секторная классификация рыночной экономики | ||||||||
Система национальных счетов – метод социально-экономической статистики | - | - | - | - | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] | ||
1.Сущность и принципы построения системы национальных счетов (СНС) | ||||||||
2.Основные понятия и категории, используемые в СНС | ||||||||
3.Состав национальных счетов СНС и их характеристика | ||||||||
Макроэкономические показатели производства товаров и услуг | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] | Опрос на практических занятиях | |||
1.Понятие рыночной и нерыночной продукции. Показатели выпуска товаров и услуг и их оценка | ||||||||
2.Состав и оценка промежуточного потребления товаров и услуг. | ||||||||
3.Показатели добавленной стоимости. Определение ВВП производственным методом. Построение счета производства | ||||||||
4.Изучение динамики ВДС и ВВП. Методы расчета ВВП в постоянных ценах | ||||||||
Показатели образования, распределения и перераспределения доходов | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] | Опрос на практических занятиях | |||
1.Сущность и состав первичных доходов. Показатели образования доходов. Определение ВВП распределительным методом. Построение счета образования доходов | ||||||||
2.Показатели распределения первичных доходов. Определение валового и чистого национального дохода Построение счета распределения первичных доходов | ||||||||
3.Показатели вторичного распределения доходов. Определение валового национального располагаемого дохода. Построение счета вторичного распределения доходов. | ||||||||
4.Характеристика процесса перераспределения доходов в натуральной форме. Определение скорректированного располагаемого дохода | ||||||||
Показатели использования доходов | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] | Опрос на практических занятиях | |||
1.Сущность и общая характеристика показателей использования доходов | ||||||||
2.Показатели использования располагаемого дохода. Построение счета | ||||||||
3.Показатели использования скорректированного располагаемого дохода. Построение счета | ||||||||
Показатели операций с капиталом | - | - | - | Самостоятельное решение задач | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] | - | |
1.Характеристика ресурсных показателей счета операций с капиталом. Построение счета | ||||||||
2.Показатели использования ресурсов счета операций с капиталом | ||||||||
3. Показатели счета товаров и услуг. Определение ВВП методом конечного использования | ||||||||
Статистика национального богатства | - | - | - | Самостоятельное решение задач | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7, 12,14] | - | |
1.Понятие и состав национального богатства | ||||||||
2.Начальный и заключительный балансы активов и пассивов. Факторы изменения чистых активов экономики (национального богатства) | ||||||||
3.Показатели объема, состава, оценки, состояния и движения основных средств | ||||||||
Показатели внешнеэкономических связей | - | - | - | - | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13, 15,16] | - | |
1.Показатели внешнего счета товаров и услуг | ||||||||
2.Показатели внешних первичных доходов и текущих трансфертов | ||||||||
3.Показатели внешних операций с капиталом | ||||||||
Статистика населения и трудовых ресурсов | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,7,8,14] | Опрос на практических занятиях | |||
1.Теоретические основы и задачи статистики населения и трудовых ресурсов | ||||||||
2.Показатели численности и состава населения и трудовых ресурсов | ||||||||
3.Статистика естественного движения и миграции населения и трудовых ресурсов | ||||||||
4.Показатели структуры и занятости населения | ||||||||
5.Определение перспективной численности населения и трудовых ресурсов. | ||||||||
Статистическое изучение эффективности функционирования экономики | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7,8,9,14] | Опрос на практических занятиях | |||
1.Понятие и задачи статистического изучения эффективности производства. Система показателей экономической эффективности производства | ||||||||
2.Показатели эффективности использования основных и оборотных средств. | ||||||||
3.Статистическое изучение производительности общественного труда | ||||||||
4.Обобщающие показатели экономической эффективности общественного производства | ||||||||
5.Изучение влияния эффективности производства на изменение ВВП и другие макроэкономические показатели | ||||||||
Статистика уровня жизни населения | - | Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания | Компьютерная презентация | [1,2,3,4,5,6,7,8,14] | Опрос на практических занятиях | |||
1.Понятие и система показателей уровня жизни населения. Методология расчета индекса развития человеческого потенциала | ||||||||
2.Показатели доходов населения | ||||||||
3.Изучение динамики потребительских цен, реальной заработной платы и реальных доходов населения. | ||||||||
4.Показатели объема, состава и динамики потребления населением товаров и услуг | ||||||||
Итого: | - | - | экзамен |
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ