В результате изучения дисциплины обучаемый должен

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор Учреждения образования

«Белорусский государственный экономический

университет»

___________________ В.В. Садовский

(подпись)

« ­­­­­­________ » ________________ 2014 г.

Регистрационный № УД- /р.

СТАТИСТИКА

Учебная программа для специальностей:

1-25 01 01 «Экономическая теория»,

1-25 01 02 «Экономика»,

1-25 01 03 «Мировая экономика»,

1-25 01 04 «Финансы и кредит»,

1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»,

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)»,

1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров»,

1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»,

1-25 01 11 «Аудит и ревизия»,

1-25 01 12 «Экономическая информатика»,

1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»,

1-25 01 14 «Товароведение и торговое предпринимательство»,

1-26 02 03 «Маркетинг»,

1-26 02 05 «Логистика»

Факультеты: менеджмента, учетно-экономический, финансов и банковского дела, международных экономических отношений, экономики и управления торговлей, маркетинга и логистики, «Высшая школа управления и бизнеса», «Высшая школа туризма»

Кафедра статистики

Курс 2,3

Семестр 3,4,5

Лекции - 12 часов

Практические занятия – 12 часов

Всего аудиторных

часов по дисциплине – 24 Экзамен 4,5 семестр

Всего часов по дисциплине Форма получения высшего

«Статистика» - 208 образования заочная

Составители:

Карпенко Л.И., кандидат экономических наук, доцент;

Новиков М.М.,доктор экономических наук, профессор;

Тарловская В.А., кандидат экономических наук, доцент;

Захаренков С.Н.,кандидат экономических наук, доцент;

Колесникова И.И., кандидат экономических наук, доцент.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Статистика»_________№ регистрации________________

Одобрена на заседании кафедры статистики, протокол № 12 от 11 июня 2014 г.

«____»___________2014 г.

Заведующий кафедрой статистики

______________ Н.В. Агабекова

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета

менеджмента «______»_______________2014 г.

Председатель________________

учетно-экономического «______»_______________2014 г.

Председатель________________

финансов и банковского дела «______»_______________2014 г.

Председатель________________

международных экономических «______»_______________2014 г.

отношений Председатель________________

экономики и управления торговлей «______»_______________2014 г.

Председатель________________

маркетинга и логистики «______»_______________2014 г.

Председатель________________

«Высшая школа туризма» «______»_______________2014 г.

Председатель________________

«Высшая школа управления и бизнеса» «______»_______________2014 г.

Председатель________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Статистика» состоит из двух разделов: «Общей теории статистики» и «Социально-экономической статистики».

Изучение раздела «Общая теория статистики» направлено на формирование у студентов знаний о теоретических основах статистической науки, практических навыков проведения статистического исследования и анализа полученных результатов.

Целью раздела «Социально-экономическая статистика» является приобретение студентами теоретических знаний и формирование у них практических навыков в области статистического изучения социально-экономических процессов на макроуровне с использованием методологии национального счетоводства как статистического метода.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны быть способны уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом и исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; быть способным порождать новые идеи; обладать качествами гражданственности и способностью к межличностным коммуникациям; быть способным к социальному взаимодействию; уметь работать в команде; использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; анализировать и оценивать собранные данные; применять методы математического анализа и моделирования при решении профессиональных задач; рассчитывать по фактическим данным и прогнозировать важнейшие экономические показатели; обобщать и оценивать результаты экономического, финансового, статистического анализа и формули­ровать выводы; выявлять взаимосвязи между социально-экономическими явлениями и количественно их выражать; проводить самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами социально-экономического развития Республики Беларусь; осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

знать:

- принципы и методы организации получения и обработки статистических данных;

- сущность обобщающих показателей;

- методы анализа статистических данных;

- классификацию хозяйственных субъектов и операций рыночной экономики;

- концептуальные основы знаний о системе национального счетоводства по стандартной методологии ООН;

- основы статистической методологии балансировки материально-вещественных и финансовых потоков по стадиям общественного производства;

уметь:

- правильно формировать массив исходной статистической информации;

- анализировать с помощью системы статистических показателей состояние и развитие общественных явлений;

- выявлять взаимосвязи и закономерности в развитии социально-экономических явлений;

- оценивать уровень и динамику показателей эффективности функционирования экономики;

- исчислять и анализировать макроэкономические показатели национальных счетов, население и трудовых ресурсов, эффективности общественного производств и уровня жизни населения.

владеть:

- системным и сравнительным анализом;

- междисциплинарным подходом при решении экономических проблем;

- методами анализа статистических данных.

Программа составлена с учетом требований действующих образовательных стандартов по экономическим специальностям и в увязке с другими дисциплинами: «Экономической теорией», «Микроэкономикой», «Макроэкономикой» и др. Дисциплина «Статистика» базируется на общенаучных методах познания количественных закономерностей массовых социально-экономических явлений и широкой компьютеризации.

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют аудиторные и внеаудиторные практические задания, что обеспечивает закрепление теоретических знаний и способствует развитию навыков самостоятельного статистического исследования, представления его результатов.

Для изучения данной дисциплины в типовых учебных планах предусматривается 208 часов, из них аудиторных 102 часа, в том числе 52 часа лекционных и 50 часов практических занятий. Рекомендуемые формы контроля – экзамен.

тематический план

дисциплины «Статистика»

№ п/п Название разделов, тем Количество часов
лекций практических занятий
Раздел 1. «Общая теория статистики»
Предмет и метод статистической науки - -
Статистическое наблюдение - -
Сводка и группировка статистических данных. Статистические таблицы - -
Обобщающие статистические показатели - -
Графический способ изображения статистических данных
Средние величины
Статистическое изучение вариации
Выборочное наблюдение
Статистическое изучение динамики социально - экономических явлений
Индексный метод в статистических исследованиях
Статистическое изучение связи социально-экономических явлений - -
Раздел 2. «Социально-экономическая статистика»
Объект изучения, методы и задачи социально-экономической статистики - -
Классификация хозяйственных субъектов рыночной экономики - -
Система национальных счетов – метод социально-экономической статистики - -
Макроэкономические показатели производства товаров и услуг
Показатели образования, распределения и перераспределения доходов
Показатели использования доходов
Показатели операций с капиталом - -
Статистика национального богатства - -
Показатели внешнеэкономических связей - -
Статистика населения и трудовых ресурсов
Статистическое изучение эффективности функционирования экономики
Статистика уровня жизни населения
  ИТОГО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

№ Раздела, темы занятия Название раздела, темы занятия, перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература (номер источника) Форма контроля  
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента
I ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ          
Предмет и метод статистической науки - - -   Компьютерная презентация; (Раздаточный материал)   [ 1],[ 2],[ 3 ], [4 ], [5], [6],   -
1. Предмет статистической науки, основные исходные понятия статистики. Методы статистики. Составные части статистики. Стадии статистического исследования, их краткая характеристика.
2. Организация и задачи статистики в Республике Беларусь
Статистическое наблюдение - - -   Компьютерная презентация; (Раздаточный материал) (Схема: формы и виды статистического наблюдения)   [ 1],[ 2],[ 5 ], [12]   -
1. Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования. Требования, предъявляемые к статистической информации, полученной в процессе наблюдения
2. Формы и виды статистического наблюдения
3. План статического наблюдения. Программно-методологические и организационные вопросы плана
4. Статистическая отчетность, ее виды
5. Переписи и другие виды специально организованного статистического наблюдения
6. Ошибки статистического наблюдения и методы их контроля
Сводка и группировка статистических данных. Статистические таблицы - - - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя Компьютерная презентация (Раздаточный материал) [8], [13], [15] [1],[ 2],[3], [4], [7], [8],   -
1. Сводка – вторая стадия статистического исследования. Ее задачи, программа, план
2. Понятие о группировках. Задачи и виды группировок. Важнейшие группировки и классификации, применяемые в статистике
3. Ряды распределения и принципы их построения. Правила образования групп и интервалов
4. Статистические таблицы, их виды и правила построения
Обобщающие статистические показатели - - - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя Компьютерная презентация   [ 3],[7],[8], [12] -
1. Абсолютные величины как исходная форма статистических показателей, их виды, значение и единицы измерения
2 Относительные величины, область их применения, способы расчета и форма выражения. Виды относительных величин
Графический способ изображения статистических данных 1. Понятие о статистическом графике, его основные элементы и правила построения. 2. Виды статистических графиков и область их применения сам сам - - - [1],[2],[3], [4],[5], [11] -
Средние величины - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1],[2],[4], [8],[12], [10] Опрос на практических занятиях (тестирование)  
1. Сущность и значение средних величин. Основные научные положения теории средних. Виды средних величин
2. Средняя арифметическая, ее основные математические свойства
3. Расчет средней арифметической по данным вариационного интервального ряда
4. Средняя гармоническая, обусловленность выбора средней характером исходной информации
5. Мода и медиана, способы их вычисления
Статистическое изучение вариации - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [2],[3],[5 ], [7],[8], [10] Опрос на практических занятиях.  
1. Понятие вариации признака. Система показателей вариации и порядок их расчета
2. Дисперсия, ее математические свойства и способы расчета
3. Дисперсии альтернативного признака
4. Виды дисперсий, правило сложения дисперсий и его использование в анализе связи
Выборочное наблюдение - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1], [2],[3 ], [4], [5], [7], [8], [12] Опрос на практических занятиях  
1. Сущность выборочного наблюдения, причины и условия его применения
2. Теоретические основы выборочного наблюдения
3. Классификация ошибок выборочного наблюдения
4. Виды и способы отбора единиц в выборочную совокупность. Порядок определения ошибок выборки при различных способах отбора
5. Определение необходимой численности выборки
6. Способы распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность
Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений       -   Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация   [2],[ 3], [5], [7], [8], [9],[12]   Опрос на практических занятиях.  
1. Понятие о рядах динамики, их виды и правила построения
2. Аналитические показатели динамического ряда и способы их расчета
3. Средние показатели динамического ряда и методы их расчета
4. Понятие тенденции ряда динамики и основные методы ее выявления (укрупнение интервалов, способы скользящей средней и др.)
5. Аналитическое выравнивание уровней ряда динамики. Понятие об интерполяции и экстраполяции
6. Сезонные колебания и статистические методы их измерения
Индексный метод в статистических исследованиях       -     Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания   Компьютерная презентация   [1],[4],[8], [2],[ 3], [5], [6], [7], [10],[11]   Опрос на практических занятиях.    
1. Сущность индексов и задачи, решаемые индексным методом
2. Виды индексов. Веса индексов и их выбор
3. Формы сводного индекса. Агрегатный индекс как исходная форма сводного индекса
4. Средние индексы, их виды
5. Ряды индексов с постоянной и переменной базой сравнения, с постоянными и переменными весами, их взаимосвязь
6. Индексный метод анализа динамики среднего уровня (индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов)
7. Индексный метод изучения связей (многофакторные индексы)
8. Территориальные индексы
Статистическое изучение связи социально-экономических явлений - - - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1], [4], [2], [3], [5], [6], [7], [10] -
1. Измерение взаимосвязей между социально-экономическими явлениями – важнейшая задача статистической науки. Формы и виды взаимосвязей
2. Статистические методы выявления связей между явлениями: метод сравнения параллельных рядов, метод аналитических группировок, графический метод, балансовый метод
3. Задачи, решаемые методом корреляции. Нахождение параметров уравнения регрессии. Измерение тесноты связи
4. Понятие криволинейной зависимости. Оценка тесноты связи при криволинейной зависимости
II СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА          
Объект изучения, методы и задачи социально-экономической статистики - - - - Компьютерная презентация [1,2,3,4,5, 13]  
  1.Социально-экономическая статистика (СЭС) как самостоятельная отрасль статистической науки и практики, объект и предмет изучения СЭС
  2.Теоретические основы и методы СЭС
  3.Задачи социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики и внедрения международных стандартов
Классификация хозяйственных субъектов рыночной экономики - - - - Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,11,12,13,14,15]  
  1.Научные основы классификации субъектов рыночной экономики      
  2.Отраслевая классификация видов экономической деятельности      
  3.Секторная классификация рыночной экономики      
Система национальных счетов – метод социально-экономической статистики - - - - Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16]  
  1.Сущность и принципы построения системы национальных счетов (СНС)      
  2.Основные понятия и категории, используемые в СНС      
  3.Состав национальных счетов СНС и их характеристика      
Макроэкономические показатели производства товаров и услуг - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] Опрос на практических занятиях
  1.Понятие рыночной и нерыночной продукции. Показатели выпуска товаров и услуг и их оценка      
  2.Состав и оценка промежуточного потребления товаров и услуг.      
  3.Показатели добавленной стоимости. Определение ВВП производственным методом. Построение счета производства      
  4.Изучение динамики ВДС и ВВП. Методы расчета ВВП в постоянных ценах      
Показатели образования, распределения и перераспределения доходов - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] Опрос на практических занятиях  
  1.Сущность и состав первичных доходов. Показатели образования доходов. Определение ВВП распределительным методом. Построение счета образования доходов      
  2.Показатели распределения первичных доходов. Определение валового и чистого национального дохода Построение счета распределения первичных доходов      
  3.Показатели вторичного распределения доходов. Определение валового национального располагаемого дохода. Построение счета вторичного распределения доходов.      
  4.Характеристика процесса перераспределения доходов в натуральной форме. Определение скорректированного располагаемого дохода      
Показатели использования доходов - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] Опрос на практических занятиях
  1.Сущность и общая характеристика показателей использования доходов      
  2.Показатели использования располагаемого дохода. Построение счета      
  3.Показатели использования скорректированного располагаемого дохода. Построение счета      
Показатели операций с капиталом - - - Самостоятельное решение задач   Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13,15,16] -
  1.Характеристика ресурсных показателей счета операций с капиталом. Построение счета      
  2.Показатели использования ресурсов счета операций с капиталом      
  3. Показатели счета товаров и услуг. Определение ВВП методом конечного использования      
Статистика национального богатства - - - Самостоятельное решение задач   Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7, 12,14] -
  1.Понятие и состав национального богатства      
  2.Начальный и заключительный балансы активов и пассивов. Факторы изменения чистых активов экономики (национального богатства)      
  3.Показатели объема, состава, оценки, состояния и движения основных средств      
Показатели внешнеэкономических связей   - - - - Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7,8,10,13, 15,16] -
  1.Показатели внешнего счета товаров и услуг      
  2.Показатели внешних первичных доходов и текущих трансфертов      
  3.Показатели внешних операций с капиталом      
Статистика населения и трудовых ресурсов - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,7,8,14] Опрос на практических занятиях
  1.Теоретические основы и задачи статистики населения и трудовых ресурсов      
  2.Показатели численности и состава населения и трудовых ресурсов      
  3.Статистика естественного движения и миграции населения и трудовых ресурсов      
  4.Показатели структуры и занятости населения      
  5.Определение перспективной численности населения и трудовых ресурсов.      
Статистическое изучение эффективности функционирования экономики - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7,8,9,14] Опрос на практических занятиях
  1.Понятие и задачи статистического изучения эффективности производства. Система показателей экономической эффективности производства      
  2.Показатели эффективности использования основных и оборотных средств.      
  3.Статистическое изучение производительности общественного труда      
  4.Обобщающие показатели экономической эффективности общественного производства      
  5.Изучение влияния эффективности производства на изменение ВВП и другие макроэкономические показатели      
Статистика уровня жизни населения - Самостоятельное решение задач на практических занятиях под руководством преподавателя; проверка домашнего задания Компьютерная презентация [1,2,3,4,5,6,7,8,14] Опрос на практических занятиях
  1.Понятие и система показателей уровня жизни населения. Методология расчета индекса развития человеческого потенциала      
  2.Показатели доходов населения      
  3.Изучение динамики потребительских цен, реальной заработной платы и реальных доходов населения.      
  4.Показатели объема, состава и динамики потребления населением товаров и услуг      
Итого: - -     экзамен

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Наши рекомендации