Разгосударствление и приватизация
Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение. Оно приводит к господству государственной формы собственности, препятствует развитию рыночного механизма, приводит к деформации экономики. Чтобы не допустить этого осуществляется разгосударствление. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Это означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия.
Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы, поскольку: 1) современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования; 2) оно создает правила игры и механизм по соблюдению этих правил; 3) оно направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.
Центральным звеном разгосударствления является приватизация. Приватизация – это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Целью приватизации не является устранение гос. собственности, а устранение ее монополии, развитие конкуренции и предпринимательства, т.е. обеспечение условий для нормального функционирования экономики. Основные цели приватизации:
- формирования слоя частных собственников-предпринимателей;
- повышение эффективности работы предприятия;
- демонополизация экономики, создание конкурентной среды на рынке;
- привлечение иностранных инвестиций;
- стабилизация финансового положения в стране;
- социальная защита населения и развитие социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации.
Существует двадцать два способа приватизации, среди них наиболее распространены: бесплатная передача собственности (ваучеры), выкуп предприятия на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона (кто больше заплатит), по конкурсу (кто представит лучший проект) и т.д.
В России был избран метод бесплатной приватизации. Были выпущены и безвозмездно розданы населению приватизационные чеки или ваучеры, на которые в дальнейшем распродавалась государственная собственность.
Если рассмотреть приватизацию в динамике, то можно выделить следующие этапы:
1. В1992 -1994 гг. ваучерная (чековая) приватизация. Задача: формирование широкого круга собственников посредством передачи безвозмездно государственной собственности.
Были выпущены приватизационные чеки (ваучеры) и розданы населению, на которые в дальнейшем распродавалась гос. собственность. На этом этапе предприятия гос. собственности преобразовывались в акционерные общества открытого типа и продажа по конкурсу и с аукционов малых предприятий.
2. 1994 -1999 гг. послечековый (денежный) этап приватизации. Цель: пополнение доходной части бюджета, привлечение иностранных инвестиций.
Ее основным содержанием стала продажа как самих предприятий с аукциона и по конкурсу, так и акций акционированных в процессе приватизации предприятий. Государство с целью покрытия дефицита госбюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации (залоговые аукционы считаются формой приватизации потому, что государство, отдавая в залог предприятия, не планирует их возвращение, не резервирует средства на возвращение кредитов).
3. 1999 – 2004 гг. – совершенствование правовых основ распоряжения гос. собственностью.
В последнее время приватизация приобрела постепенный характер, поскольку основной массив государственных и муниципальных предприятий уже приватизированы. Важнейшее значение в процессе приватизации сегодня имеют конкурсные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний, акционированных в процессе приватизации.
Благодаря приватизации в стране произошла трансформация экономического строя. К ее результатам можно отнести: устранение монополий гос. собственности, создание многоукладной экономики, процесс приватизации прошел без социальных взрывов, создана определенная правовая база для функционирования механизма перехода гос. собственности в негосударственную. Однако, многие цели приватизации были не достигнуты, например, не появился эффективный собственник, не получены средства для финансовой стабилизации и социальных нужд (т.к. реальная стоимость продаваемых предприятий была занижена), приток иностранных инвестиций не значителен, не произошло повышение эффективности производства и т.д.