Неоклассическая экономическая теория. Австрийская школа.

1. Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины. Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842—1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

2. Возникла в Австрии в 80-х гг. XIX в. как реакция на появление 1-го т. «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского экономии, учения и рост революционного рабочего движения. Австрийская школа стремилась противопоставить марксизму, системе буржуазной теоретической политэкономии, отвечающую новым задачам буржуазной апологетики. Основателем школы был К. Менгер. В кон. XIX и нач. XX в.в. австрийскую школу возглавляли К. Менгер, Ф. фон Визер, О. Бём-Баверк, Э. Сакс.Методологические принципы австрийской школы были сформулированы в книге К. Менгера «Исследования о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883) Основная теория австрийской школы — предельная полезность — рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода.

19. КЕ́МБРИДЖСКАЯ ШКО́ЛА

КЕ́МБРИДЖСКАЯ ШКО́ЛА в экономике, возникла в Великобритании в конце 19 в. Главной особенностью этой школы является постоянный пересмотр устоявшихся традиций в экономической мысли для данного периода времени, поэтому на разных этапах исторического развития школа ассоциировалась с разными направлениями современной экономической мысли. В первой четверти 20 века Кембриджская школа была связана с именами таких известных экономистов-неоклассиков, как А. Маршалл и А. Пигу. Выдающаяся роль этих экономистов состояла в том, что они существенно модифицировали неоклассическое направление, приблизив его к анализу реальных экономических явлений (теория ценообразования А. Маршалла, теория благосостояния, социальных издержек и внешних эффектов А. Пигу).

Маршалл вывел закон отрицательного наклона кривой спроса, а также ввел понятие эластичности спроса для описания чувствительности величины спроса на товар к изменениям цены. Геометрическая интерпретация механизма рыночного равновесия, разработанная Маршалом, получила название "Крест Маршалла".

Американскую школа

Американскую школу неоклассического направления представляют Джон Бейтс Кларк (1847-1938) и Ирвинг Фишер (1867-1947). Кларк претендовал на независимое открытие принципа предельного анализа; он считается родоначальником теории предельной производительности. Он пошел дальше, чем первые маржиналисты и распространил предельный анализ на проблему распределения доходов, утверждая, что распределение в соответствии с "законом" предельной производительности является "справедливым". Фишер, начав свою научную деятельность как математик, затем переключился на экономическую теорию. Он внес значительный вклад в исследования в области теории капитала, процента и денег. Фишер анализировал взаимосвязь этих понятий и объяснил стоимость капитала с точки зрения дисконтированной стоимости ожидаемого будущего дохода. Он усовершенствовал количественную теорию денег, введя в широкий научный оборот известное уравнение обмена, известное как уравнение Фишера, MV=PQ, где M - денежная масса в обращении, V - скорость обращения денег , Q - объем производства, P Ц уровень цен.

Лозанская школа.

Участники школы экономической мысли, существовавшей в Лозаннском университете в Швейцарии, делали упор на использование математических методов для раскрытия взаимозависимостей в рыночной экономике. Огромным достижением представителей лозаннской школы Леона Вальраса (1834-1910) и Вильфредо Парето (1848-1923) была разработка модели общего равновесия, определяемого единственным набором цен и объемов товаров. Она охватывает все рынки и в ней определяются одновременно все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. В этой модели Вальрас применил принцип максимизации полезности во всех секторах экономики. Он назвал процесс автоматического возвращения системы к состоянию равновесия "нащупыванием", т.е. поиском без определенного выбранного направления, хотя и ввел в систему своего аукциониста как агента, устанавливающего цены и изучающего реакцию на них продавцов и покупателей.

Наши рекомендации