Перечень вопросов для зачета

1. Дайте определение терминов «знание» и «познание». Опишите связь научного познания с чувственным отношением преемственности.

2. Охарактеризуйте научное познание. Назовите объект и предмет научного познания.

3. Перечислите основные принципы методологии познания

4. Опишите структуру научного знания. Перечислите познавательные задачи.

5. Дайте определение терминов «метод» и «методология». Опишите методологию научного исследования

6. Перечислите общенаучные методы научных исследований и дайте общую характеристику каждому из них.

7. Назовите специальные методы научного исследования, определите их значимость и необходимость.

8. Какие задачи исследования решаются с помощью статистической сводки? Назовите виды группировок в зависимости от их целей.

9. Раскройте сущность методов эмпирического исследования: наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента. Приведите примеры использования каждого из перечисленных методов в научной работе студента.

10. Раскройте сущность методов теоретико-эмпирического исследования: абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования.

11. Раскройте сущность методов теоретического исследования на примере метода восхождения от абстрактного к конкретному. Приведите пример использования этого метода в научной работе студента.

12. В чем состоит преемственность и различие между обыденным знанием и научным? Каковы важнейшие критерии и нормы научного познания?

13. В чем суть методов верификации и фальсификации в науке?

14. Каковы основные модели анализа научных открытий и исследования?

15. Каковы общие закономерности развития науки? В чем состоит суть концепции «научных революций» Т. Куна?

16. Опишите классификацию наук. Дайте определение понятий фундаментальных, прикладных и поисковых исследований.

17. Раскройте содержание понятий «проблема», «гипотеза» и «теория» как структурных компонентов теоретического познания.

18. Назовите структурные компоненты теории и дайте им определения.

19. Из каких этапов состоит научно-исследовательская работа? Дайте общую характеристику каждого этапа.

20. Дайте определение понятия «научная проблема». В каких документах формулируются актуальные направления и комплексные проблемы исследования?

21. Перечислите основные требования, предъявляемые к выбору темы научного исследования.

22. Каким образом производится оценка экономической эффективности научной темы (научного исследования)?

23. Перечислите этапы научного исследования. Дайте им характеристику.

24. С какой целью выполняется научно-техническое прогнозирование? Какие основные задачи решаются при этом?

25. Перечислите основные задачи прогнозирования фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и опытно-конструкторских работ.

26. Изложите процедуру защиты результатов научной работы студентов. Объясните разницу между защитой курсовой работы и защитой дипломной(выпускной квалификационной) работы.

27. Перечислите основные требования (правила) оформления научной работы студента. Объясните необходимость их соблюдения.

28. Определение технического анализа, его отличительные особенности, преимущества.

29. Основные виды информации, используемые в техническом анализе. Первичные и второстепенные индикаторы.

30. Понятие фундаментального анализа. Этапы фундаментального анализа.

31. Сопоставление технического и фундаментального анализа. Возможности совместного использования.

32. Раскройте роль и логику рубрикации научного текста. Перечислите основные правила деления основной части текста на разделы и приведите примеры заголовков разделов научной работы в соответствии с этими правилами.

33. Раскройте особенности написания научного текста. Объясните основные характеристики научного текста: логичность, связанность, законченность. Приведите примеры абзаца (нескольких абзацев), текст которого соответствует этим характеристикам.

34. Изложите основные положения теории и методы проверки статистических гипотез.

Порядок проведения зачета

Зачет производится в следующем порядке:

1. Защита контрольной работы.

2. Ответ на контрольные вопросы.

Наличие контрольной работы, соответствующей установленным требованиям по оформлению, содержанию (печатный и электронный вариант), является обязательным условием для допуска к экзамену.

Критерии оценки на положительную оценку: защита контрольной работы (доклад, ответы на вопросы (не менее половины положительных ответов на поставленные вопросы); содержательный ответ на вопросы контроля знаний, раскрывающий общее понимание студентом сущности вопроса.

Критерии оценивания:

- степень раскрытия вопроса;

- уровень владения понятийно-категориальным аппаратом.

Шкала оценивания:

Оценка Степень удовлетворения критериям
«Отлично» 1) полное раскрытие вопроса; 2) правильная формулировка понятий и определений.
«Хорошо» 1) недостаточно полное раскрытие вопроса; 2) несущественные ошибки в определении понятий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения
«Удовлетворительно» 1) не полное раскрытие вопроса; 2) наличие существенных ошибок в определении понятий.
«Неудовлетворительно» 1) вопрос не раскрыт; 2) большое количество существенных ошибок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методология анализа при организации научных исследований: учебное пособие / сост. А.А. Ступина, К.Н. Василенко. – Красноярск: СибГАУ, 2011. – 108 с.

2. Методология анализа при организации научных исследований: методические указания для практической и самостоятельной работы магистрантов / сост. А.А. Ступина. – Красноярск: СибГАУ, 2012. – 24 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru/ – СПС «Консультант плюс»

www.garant.ru – СПС «Гарант»

www.minfin.ru – сайт Министерства Финансов РФ

http://gaap.ru – сайт по теории и практике финансового учета

http://nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы

Приложение 1

Наши рекомендации