Перечень вопросов для зачета
1. Дайте определение терминов «знание» и «познание». Опишите связь научного познания с чувственным отношением преемственности.
2. Охарактеризуйте научное познание. Назовите объект и предмет научного познания.
3. Перечислите основные принципы методологии познания
4. Опишите структуру научного знания. Перечислите познавательные задачи.
5. Дайте определение терминов «метод» и «методология». Опишите методологию научного исследования
6. Перечислите общенаучные методы научных исследований и дайте общую характеристику каждому из них.
7. Назовите специальные методы научного исследования, определите их значимость и необходимость.
8. Какие задачи исследования решаются с помощью статистической сводки? Назовите виды группировок в зависимости от их целей.
9. Раскройте сущность методов эмпирического исследования: наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента. Приведите примеры использования каждого из перечисленных методов в научной работе студента.
10. Раскройте сущность методов теоретико-эмпирического исследования: абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования.
11. Раскройте сущность методов теоретического исследования на примере метода восхождения от абстрактного к конкретному. Приведите пример использования этого метода в научной работе студента.
12. В чем состоит преемственность и различие между обыденным знанием и научным? Каковы важнейшие критерии и нормы научного познания?
13. В чем суть методов верификации и фальсификации в науке?
14. Каковы основные модели анализа научных открытий и исследования?
15. Каковы общие закономерности развития науки? В чем состоит суть концепции «научных революций» Т. Куна?
16. Опишите классификацию наук. Дайте определение понятий фундаментальных, прикладных и поисковых исследований.
17. Раскройте содержание понятий «проблема», «гипотеза» и «теория» как структурных компонентов теоретического познания.
18. Назовите структурные компоненты теории и дайте им определения.
19. Из каких этапов состоит научно-исследовательская работа? Дайте общую характеристику каждого этапа.
20. Дайте определение понятия «научная проблема». В каких документах формулируются актуальные направления и комплексные проблемы исследования?
21. Перечислите основные требования, предъявляемые к выбору темы научного исследования.
22. Каким образом производится оценка экономической эффективности научной темы (научного исследования)?
23. Перечислите этапы научного исследования. Дайте им характеристику.
24. С какой целью выполняется научно-техническое прогнозирование? Какие основные задачи решаются при этом?
25. Перечислите основные задачи прогнозирования фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и опытно-конструкторских работ.
26. Изложите процедуру защиты результатов научной работы студентов. Объясните разницу между защитой курсовой работы и защитой дипломной(выпускной квалификационной) работы.
27. Перечислите основные требования (правила) оформления научной работы студента. Объясните необходимость их соблюдения.
28. Определение технического анализа, его отличительные особенности, преимущества.
29. Основные виды информации, используемые в техническом анализе. Первичные и второстепенные индикаторы.
30. Понятие фундаментального анализа. Этапы фундаментального анализа.
31. Сопоставление технического и фундаментального анализа. Возможности совместного использования.
32. Раскройте роль и логику рубрикации научного текста. Перечислите основные правила деления основной части текста на разделы и приведите примеры заголовков разделов научной работы в соответствии с этими правилами.
33. Раскройте особенности написания научного текста. Объясните основные характеристики научного текста: логичность, связанность, законченность. Приведите примеры абзаца (нескольких абзацев), текст которого соответствует этим характеристикам.
34. Изложите основные положения теории и методы проверки статистических гипотез.
Порядок проведения зачета
Зачет производится в следующем порядке:
1. Защита контрольной работы.
2. Ответ на контрольные вопросы.
Наличие контрольной работы, соответствующей установленным требованиям по оформлению, содержанию (печатный и электронный вариант), является обязательным условием для допуска к экзамену.
Критерии оценки на положительную оценку: защита контрольной работы (доклад, ответы на вопросы (не менее половины положительных ответов на поставленные вопросы); содержательный ответ на вопросы контроля знаний, раскрывающий общее понимание студентом сущности вопроса.
Критерии оценивания:
- степень раскрытия вопроса;
- уровень владения понятийно-категориальным аппаратом.
Шкала оценивания:
Оценка | Степень удовлетворения критериям |
«Отлично» | 1) полное раскрытие вопроса; 2) правильная формулировка понятий и определений. |
«Хорошо» | 1) недостаточно полное раскрытие вопроса; 2) несущественные ошибки в определении понятий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения |
«Удовлетворительно» | 1) не полное раскрытие вопроса; 2) наличие существенных ошибок в определении понятий. |
«Неудовлетворительно» | 1) вопрос не раскрыт; 2) большое количество существенных ошибок. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методология анализа при организации научных исследований: учебное пособие / сост. А.А. Ступина, К.Н. Василенко. – Красноярск: СибГАУ, 2011. – 108 с.
2. Методология анализа при организации научных исследований: методические указания для практической и самостоятельной работы магистрантов / сост. А.А. Ступина. – Красноярск: СибГАУ, 2012. – 24 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.consultant.ru/ – СПС «Консультант плюс»
www.garant.ru – СПС «Гарант»
www.minfin.ru – сайт Министерства Финансов РФ
http://gaap.ru – сайт по теории и практике финансового учета
http://nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы
Приложение 1