I. Проверка домашнего задания. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
1. Соедините линиями:
глаза орган осязания
уши орган вкуса
нос орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган слуха
2. Напишите, какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение, слух?
II. Введение в тему урока.
В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавлял «золотой мальчик», олицетворявший собой «золотой век». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных господ стала роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и провел всю ночь на каменном полу зала. Длительное раздражение кожи золотой краской привело к тому, что мальчик тяжело заболел и умер.
– Как вы думаете, почему слой золотой краски так повлиял на здоровье мальчика?
– Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос. О коже мы уже говорили как об органе осязания, а сегодня мы будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а.
Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями.
– Посмотрите на кожу на своей руке. Какая она? Какого цвета?
– Посмотрите на кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, для чего они нужны?
– Правильно, кожа через них дышит, а еще через поры выделяются пот и жир. У вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.
– Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к стеклу (зеркальцу).
– Что осталось на стекле?
– Это пятно жира, который выделяет наша кожа.
2. Р а с с к а з у ч и т е л я.
– Представьте, что вы стали совсем маленьким, таким, что можете проникнуть в кожу через поры. Тогда можно совершить увлекательное путешествие в толщу кожи. Вот что там мы увидим.
Учитель вывешивает таблицу «Строение кожи».
– Кожа состоит из трех слоев.
Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.
Второй слой – собственно кожа. Ее толщина 1–2 мм. Здесь находятся корни волос и сальные железы. Сальные железы выделяют жир, который смазывает кожу, делает ее более мягкой. По всей поверхности кожи расположены потовые железы. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температура тела. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа так чувствительна к холоду, теплу, боли.
Третий слой – подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов, сохраняет тепло.
Кожа – надежная защита. Кожа водонепроницаема, защищает человека от солнечной радиации, достаточно прочна, мягка и упруга, что позволяет человеку делать движения. Она сохраняет тепло, когда надо – охлаждает тело, поддерживает постоянную температуру внутри его. С потом из организма выводится большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливаются жир и пот, то к ней прилипает пыль. Кожа становится грязной, на ней размножаются микробы. Если не следить за чистотой кожи, могут возникнуть кожные заболевания.
IV. Гигиена кожи.
– Как следует поддерживать чистоту кожи? Главный способ ухода за кожей – мытье. В обычных условиях тело надо мыть 1–2 раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой. Во время мытья с кожи удаляются до 1,5 млрд микробов. Каждый день надо мыть лицо, руки, шею, ноги, кожу подмышечных впадин.
– А сколько раз надо мыть руки, чтобы они были чистыми? (Не меньше 3 раз.)
V. Работа по учебнику.
– Прочитайте текст (с. 139).
– Какие повреждения кожи вы знаете?
– Что необходимо делать при небольших повреждениях кожи?
– Как поступать при ушибе?
– Ваши действия при ожогах; при обморожениях.
VII. Итог урока.
– Какое значение имеет кожа для человека?
– Как ухаживать за кожей?
– Что произошло с «золотым мальчиком»?
& Домашнее задание:выполнить задания 1, 2 (с. 139).
У р о к 35
опора тела и движение
Цели:познакомить учащихся со строением человека и значением опорно-двигательной системы; определить значение правильной осанки для здоровья человека; укреплять гигиенические навыки.
О б о р у д о в а н и е: плакат «Строение человека», «Скелет человека».
Ход урока