ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Факультет экономики, управления и права

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Факультет экономики, управления и права

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа учебной

дисциплины

«МИКРОЭКОНОМИКА»

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по направлению 080100 «Экономика»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Автор – составитель:

д.э.н., проф. Мысаченко В.И.

Москва - 2016

Мысаченко Виктор Иванович. Микроэкономика.

Рабочая учебная программа. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080100 «Экономика».

Рецензент:КРЫЛОВА Е.Б., д.э.н., проф., заведующая кафедрой экономических и финансовых дисциплин Московского Гуманитарного Университета

Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры экономической теории и актуальных проблем экономики НИБ

Протокол № 2 от 23.01.13 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины……………………………………………….
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………..
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……………
4. Тематический план…………………………………..………………………………
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………..
6. Планы семинарских занятий………………………………………………………..
7. Методические указания студентам……..……………………………….…………
8. Словарь основных терминов………………………………………………………..
9. Фонд оценочных средств……………………………………………………………
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….………………..
11. Перечень литературы………………………………………………………………

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая учебная программа курса " Микроэкономика"составлена в соответствии квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика»

Учебная программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.

Микроэкономика как наука изучает поведение отдельных экономических агентов: потребителей, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания - объемы производства и потребления, конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономику называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, т.е. соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости.

Цель изучения учебной дисциплины - овладения студентами логикой и основными закономерностями развития микроэкономики, имеющими значение для фундаментальной подготовки экономиста, изучение процессов принятия решений потребителями, производителями и правительственными учреждениями.

Образовательный процесс по данному курсу направлен на формирование общекультурных (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-8) и профессиональных (ПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-13) компетенций.

Объектом учебной дисциплины являютсяцены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Предметом учебной дисциплинывыступает поведение индивидуальных экономических агентов, которые осуществляют выбор редких ресурсов для производства товаров и услуг и их последующего распределения в целях потребления.

Образовательные задачи учебной дисциплины состоят:

- в усвоении специальных понятий, необходимых для изучения микроэкономики и других экономических дисциплин, практической экономической деятельности;

- в изучении основных законов и закономерностей микроэкономики;

- в формирования научного мировоззрения, экономической культуры и речи, способности принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание и структура дисциплины «Микроэкономика» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК). Выпускник по направлению подготовки «Экономика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

При формировании профессиональных компетенций (ПК), обучающийся должен обладать:

· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов(ПК-1);

· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач(ПК-4);

· способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты(ПК-6);

· способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей(ПК-8);

· способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, основные понятия, категории, инструменты микроэкономики.

уметь:анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на микроуровне; прогнозировать на основе стандартных теоретических и экономических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне.

владеть:современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.

Формы контроля.

Текущий контроль: выступления и решение задач на семинарских занятиях; контрольные работы, письменные домашние задания в рабочей тетради; промежуточное и итоговое тестирование.

Промежуточная аттестация– экзамен.

Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские занятия; решение задач; обсуждение вопросов семинара; письменные домашние работы в рабочей тетради; тесты; консультации преподавателей. По темам 3,4,5 занятия проводятся в активной и интерактивной форме.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов), из них:

- дневная форма обучения: 28 часов – лекции, 28 часов – семинарские и практические занятия, 124 часа – самостоятельная работа;

- очно - заочная форма обучения: 8 часов – лекции, 8 часов – семинарские и практические занятия, 164 часа– самостоятельная работа.

На лекциях студенты получают знания о поведении отдельных экономических агентов на рынках и основных закономерностях функционирования современной экономики на микроэкономическом уровне.

В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, разбираются конкретные примеры и задачи, обсуждаются актуальные макроэкономические проблемы, проводится тестирование студентов.

Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций и подготовки к семинарским занятиям.

Изучение курса завершается экзаменом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Микроэкономика»

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
1. Спрос, предложение и эластичность
2. Поведение потребителя и спрос
3. Предпринимательская деятельность и поведение производителя. 8/4* 4*
4. Предложение в условиях совершенной конкуренции. 8/4* 4*
5. Несовершенно конкурентные рынки. 14/8* 8*
6. Рынок труда и заработная плата.
7. Рынок капитала и процент.
8. Рынки природных ресурсов и рента.
9. Предпринимательство и прибыль.
10. Факторы неопределенности в экономике.
Итого аудиторных часов: 56/16* 28/4* 28/12*

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Микроэкономика»

(очно-заочная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
1. Спрос, предложение и эластичность  
2. Поведение потребителя и спрос  
3. Предпринимательская деятельность и поведение производителя. 1/1* 1*  
4. Предложение в условиях совершенной конкуренции. 3/2* 2*
5. Несовершенно конкурентные рынки. 2,5/2* 0,5 2*
6. Рынок труда и заработная плата. 1,5 0,5
7. Рынок капитала и процент. 1,5 0,5
8. Рынки природных ресурсов и рента. 1,5 0,5
9. Предпринимательство и прибыль. 1,5 0,5
Факторы неопределенности в экономике 1,5 0,5  
Итого аудиторных часов: 16/5* 8/1* 8/4*

Примечание:

* Знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы занятий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.Спрос, предложение и эластичность.

Рыночный механизм и его основные элементы: спрос, предложение, цена и конкуренция. Рыночное равновесие. Уравновешивающая функция цены. Частичное равновесие. Общее равновесие. Равновесие на рынке и анализ экономического поведения покупателя и продавца. Экономическая свобода. Эластичность спроса по цене. Оценка эластичности по показателю общей выручки. Факторы ценовой эластичности спроса. Коэффициент эластичности. Совершенно эластичный и неэластичный спрос. Типы эластичного спроса: перекрестная эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. Совершенно эластичное и неэластичное предложение. Характеристика основных факторов эластичности предложения. Фактор времени и эластичность спроса и предложения. Анализ ситуации рыночного равновесия. Условия мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия на рынке.

Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-13, ПК-26.

Тема 2.Поведение потребителя и спрос.

Индивидуальные и рыночные кривые спроса. Спрос и полезность. Полезность и поведение. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Экономическая модель потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия потребителя. Карта безразличия. Равновесное положение потребителя. Последствия изменения цены: эффект дохода и эффект замещения. Эффект Гиффена. Излишек потребителя. Изменение величины потребительского излишка как показатель измерения выгод или потерь потребителя от изменения цены.

Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-13, ПК-26, ПК-29.

Тема 3.Предпринимательская деятельность и поведение производителя.

Понятие предприятия, фирмы, отрасли. Организационные формы предпринимательской деятельности: единоличное владение, партнерство, корпорация. Особенности организационных форм предприятий в России. Малые, средние и крупные предприятия, их функциональная роль в экономике. Производство и издержки. Технологическая и экономически эффективность. Краткосрочный и долгосрочный периоды в поведении фирмы. Производство в краткосрочном периоде. Совокупный продукт, предельный проект. Предельный доход. Закон убывающей отдачи. Производственная функция. Максимизация прибыли. Издержки в краткосрочном периоде постоянные и переменные. Совокупные и предельные издержки. Средние издержки. Графический анализ кривых издержек. Положительная и отрицательная экономия от масштаба.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

- проблемная лекция –форма обучения студентов, в ходе которой преподаватель излагает проблемную ситуацию, а затем, используя активную познавательную работу обучающихся, предлагает осуществить совместный поиск решения стоящих задач.

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-26, ПК-30, ПК-50.

Тема 4.Предложение в условиях совершенной конкуренции.

Совершенно конкурентная форма. Рынок совершенной конкуренции, его основные характеристики. Возможные варианты положения фирмы на рынке. Предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Поиск оптимального объема выпуска продукции. Графический анализ соотношения предельных издержек и предельного дохода.

Предельное условие оптимального уровня выпуска в краткосрочном периоде.

Анализ возможных рыночных ситуаций: максимизация прибыли, минимизация убытков, равновесие фирмы. Понятие совокупного отраслевого предложения.

Избыток производителя. Графический анализ ренты \ выигрыша \ производителя. Последствия государственного регулирования цен для ренты потребителя и производителя.

Формируемые компетенции: ОК-5, ПК-26, ПК-30, ПК-50.

Тема 5.Несовершенно конкурентные рынки.

Основные типы несовершенно конкурентных рынков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и монополия. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции. Спрос, предельный доход в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Сравнительный анализ условий равновесия фирмы совершенного и несовершенного конкурента. Монопольная прибыль. Барьеры для вступления в отрасль. Социальные издержки монополии. Причины существования монополий. Открытая, закрытая, естественная монополия. Ценовая дискриминация. Олигополистическая структура рынка. Сговор и соперничество в олигополии. Разнообразие форм олигополистического поведения. Ломанная олигополистическая кривая спроса. Монополистическая конкуренция. Сравнение монополистической и совершенной конкуренции. Неценовая конкуренция: разноо6разие и реклама. Понятие монопсонии. Ценообразование в условиях монопсонии.

Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-13, ПК-26, ПК-29, ПК-30, ПК-50.

Тема 6.Рынок труда и заработная плата.

Труд как фактор производства. Спрос на труд. Предложение труда. Эффект дохода и замещения при решении индивидуумов о предложении труда. Равновесие на рынке труда. Факторы, ограничивающие конкуренцию на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда. Профсоюзы и их влияние на спрос и предложение труда. Корпорации и рынок труда. Сущность заработной платы. Заработная плата как равновесная цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Формы заработной платы. Факторы, влияющие на величину заработной платы.

Формируемые компетенции: ОК-13, ПК-26, ПК-30, ПК-42.

Тема 7.Рынки капитала и процент.

Понятие капитала. Физический капитал. Производственные фонды как фактор производства. Производительность капитала. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ капитала. Основные факторы износа Амортизация. Политика ускоренной амортизации капитала. Спрос на капитал. Анализ спроса на инвестиционные средства. Предельный продукт капитала и спрос на инвестиции. Предложение капитала и предельные издержки упущенных возможностей. Равновесие на рынке капитала. Процент как факторный доход. Ставка \ норма \ процента. Процесс принятия инвестиционных решений. Сравнительный анализ реальной ставки процента и ожидаемой нормы прибыли. Номинальная и реальная ставка процента.

Формируемые компетенции: ОК-13, ПК-26, ПК-30, ПК-42.

Тема 8.Рынки природных ресурсов и рента.

Особенности земли как фактора производства. Характеристика свойств земли. Производительность земли как фактора производства. Повышение плодородия почвы. Закон убывающей отдачи. Рента как экономическая категория. Земельная рента. Анализ формирования ренты как факторного дохода. Предельный продукт земли и спрос на землю. Равновесие на рынке земли. Земельная рента как чистая экономическая рента и как равновесная цена. Факторы изменения уровня земельной ренты. Цена земли и основные условия ее определения.

Формируемые компетенции: ОК-13, ПК-26, ПК-30.

Тема 9.Предпринимательство и прибыль.

Предпринимательство как экономическая категория. Фактор производства и метод хозяйствования. Понятие нормальной и экономической прибыли. Экономическая прибыль как фактор динамически развивающейся экономики. Основные источники прибыли. Не страхуемый риск, инновации, монопольная власть и прибыль. Прибыль в модели совершенной и несовершенной конкуренции. Функции прибыли.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-13, ПК-26, ПК-50.

Тема 10.Факторы неопределенности в экономике.

Неопределенность в экономике. Симметричная и асимметричная информация. Индивидуальное отношение к риску. Страховые рынки. Страхование. Объединение рисков. Независимость рисков. Распределение риска. Моральный риск и некорректный отбор. Риск и капитал. Риск и отдача. Распределение риска на рынке капитала. Объединение рисков и диверсификация. Риск портфельного инвестирования. Диверсификация портфеля. Хеджирование и рынки фьючерсов. Хеджирование и спекуляция. Прогноз и фьючерсные цены.

Формируемые компетенции: ОК-13, ПК-26, ПК-30, ПК-42, ПК-50.

.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации