Российская экономика в 2005г
Общая характеристика экономической ситуации в РФ, ее влияние на развитие социально-культурного сервиса и туризма.
Общий экономический кризис в России в конце 80-х – начале 90-х годов. Причины и пути выхода.
- тотальное огосударствление экономической сферы
- сверхмонополизация и деформированная структура экономики со сдвигом в милитаризм
- подавление инфляции
- скрытая безработица
- тотальный дефицит товаров
- отсутствие экономических стимулов к труду
- господство социального иждивенства подавляющего большинства населения.
Решения (пути).
- приватизация
- макроэкономическая стабилизация
- поощрение предпринимательства
- либерализация внешнеэкономических связей
- социальная политика.
Цели по переходу к рынку.
- развитие рынка товаров и услуг
- формирование финансового рынка
- создание и регулирование рынка
Макроэкономическая стабилизация.
1. Минимизация дефицита Государственного Банка.
2. Либерализация цен.
3. Частная собственность.
4. Приватизация.
5. Становление экономики открытого типа.
6. Ограничение прямого государственного вмешательства.
7. Введение жестких денежных ограничений
- введение единого курса валюты
- введение конвертируемой валюты
Российская экономика в 2005г.
В 2005г. продолжался экономический рост в РФ. ВВП составил 6,4%, (по прогнозу Минэкономразвития – 5,9%), но ниже результата 2004г. (7,2%).ВВП на человека – 7-8 тыс. долл., например, в ЮАР – 12 тыс. долл.
Превышение темпа роста по сравнению с прогнозом связано с растущими ценами на нефть. Замедление темпов роста ВВП в 2005г. по сравнению с 2004г. снижением темпов роста промышленной продукции. Валовая добавленная стоимость составила 3,3% против 6% в 2004г., в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства уменьшилось до 1,1% с 2,9% в 2004г. (за счет животноводства); в отрасли транспорта и связи увеличение на 6.1% против 10,56% 2004г. Бурный рост осуществляется за счет телефонии.
Локомотивом является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта, бытовой техники и предметов личного пользования 12,3% против 11,2%. В составе ВВП 39,4% против 35,5%, но это не такой уж успех, т.к. увеличилось количество оптовиков, а отсюда добавочная стоимость. Бурно развивалось строительство: на 11% против 10,1% в 2004г.
Сдерживающее влияние на экономику роста в 2005г. оказывало снижение темпов экспорта товаров и услуг – 5,6% против 11,9% в 2004г.
Структура экспорта
Статьи | 2005 (%) | 2004 (%) |
Товарно-энергетические товары Металлы и изделия из них Изделия химической промышленности, каучук Машины и оборудование, транспортные средства Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Другие | 56,7 14,6 5,4 3,5 6,7 | 63,8 16,7 6,5 7,4 3,9 7,8 |
За 2005 г. темп роста физического объема импорта услуг составил 15,5% против 24,6% в 2004 г. Замедление роста произошло за счет насыщения спроса россиян на поездки за границу (платежеспособных), замедлился и рост импорта товаров.
Товарная структура импорта
Статьи | 2005 (%) | 2004 (%) |
Машины, оборудование, транспортные средства Продтовары и сельскохозяйственное сырье Продукция химической промышленности, каучук Металл и изделия из него Текстильные изделия, обувь Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Минеральные продукты Другие | 43,5 17,7 16,6 7,7 3,7 3,4 3,2 4,2 | 18,1 15,9 7,8 4,4 3,9 4,1 4,8 |
Реальная заработная плата увеличилась на 9,7% против 10% за 2004 г. за счет проводимой политики государства по увеличению минимального размера заработной платы с 1 января 2005 г. с 600 руб. до 720 руб., с 1 сентября 2005 г. до 800 руб. в соответствии с индексацией. Но достаточно ли это?
Имело место улучшение финансовых результатов деятельности предприятий реального сектора экономики (за счет добывающей отрасли), но темпы роста прибыли снижаются.
Банковская система характеризовалась устойчивым ростом. Так собственный капитал увеличился на 31, 2% против 16,2% в 2004 г. и достиг на 1.01.2006 г. 1241,8 млрд.
Инфляция на потребительском рынке составила 10,9% против 11,7% за 2004 г. Превышен целевой уровень, установленный законом о федеральном бюджете 8,5%. Это обусловлено:
- избыточным ростом денежного предложения в результате больших цен на нефть, несмотря на созданный стабилизационный фонд, в котором стимулируется избыточный доход;
- резким повышением тарифов ЖКХ;
- опережающий рост спроса населения на товары и услуги в связи с предложением.
В результате интервенции на валютном рынке ЦБ выпускает рубли. Часть их поступает в бюджет, а затем направляется в стабилизационный фонд. Другая часть в конечном счете увеличивает денежную базу, что в свою очередь увеличивает денежную массу.
В целом за 2005 г. Денежная масса [М2] увеличилась на 39%, а в 2004 –36%, а план составил 32%, что сохранило высокую инфляцию.
Пример: Бразилия Китай Индия
прирост денежной массы 15% 17% 15%
инфляция 6% 1 % 4 %
(за 5 лет) (норма)
Стабилизационный фонд – предназначен для снижения зависимости макроэкономики и бюджетной политики от колебаний мировых цен
Создан в РФ в 2004 г. Он воздействует на темпы прироста денежной массы, т.к. в нем абсорбируется значительная часть денежной эмиссии, связанной с притоком больших объемов иностранной валюты и ростом золотовалютных резервов ЦБ.
В 2005 г. объем средств, накопленных в стабилизационном фонде, увеличился более чем на 700 млрд. руб., за счет этого было абсорбировано около 40% ликвидности, эмитированной банком России в результате его интервенции на валютном рынке. Это оказывает влияние на динамику денежного предложения и, таким образом, на инфляцию. Но в целом бюджетная политика существенно сказывается на состоянии денежно-кредитной сферы. Как? Т.к. в бюджете профицит, то, помимо стабилизационного фонда, определенная часть средств накапливается на счетах ЦБ, что корректирует денежное предложение. В целом каждые 9 из 10 рублей совокупной абсорбции – это деньги, находящиеся на счетах правительства в ЦБ.
Темпы роста стабилизационного фонда к предыдущему году: 2006 г. – 172,2%, 2007 – 120,2%, 2008 – 118,3% (3031,7 млрд. руб. должна достигнуть к 2008 г.), но в 2005 г. 647,3 млрд. руб., или 46,5% использовали на погашение внешнего долга РФ, а экономия в 2006 г. составила 1 млрд. $, а за период 2007-2020 гг. – 4,7 млрд. $. Отсюда имеет место утрата национального дохода страны вследствие досрочного погашения долга.
Эффективность использования стабилизационного фонда определяется результатами. Так погашение (досрочное) долга принесет экономию 7%, а каждый вложенный $ (рубль) в научные исследования обеспечивает прирост ВВП на 9 $, т.е. дополнительный доход примерно равен 900%. С другой стороны, досрочное погашение внешнего долга не соответствует функции стабилизационного фонда.
Если сравнить потребности в досрочном погашении с дважды просроченной необходимостью обновления оборонной промышленности, то объективно крен в сторону использования стабилизационного фонда преимущественно для цели привлечения заемного капитала в экономику РФ. Как?
Опираясь на денежные средства стабилизационного фонда, государство берет на себя функции гаранта и предоставляет гарантии по наиболее актуальным кредитам, которые привлекаются предприятиями отраслей, функционируют как заемный капитал и погашаются затем самостоятельно без учета гаранта. Такое направление полностью соответствует функции стабилизационного фонда.
В 2003 г. задолженность по кредитам и займам суммарно составляла 3513 млрд. руб., лишь 95 млрд. руб. или 2,7% были отнесены на счет просроченных ссуд, т.е. в основном погашение своевременное, т.о. стабилизационный фонд может стать вечным двигателем экономического развития. основном погашение своевременное, т.о. ых ссуд, т.е. лизационного фонда.
ным кредитам, которые привлекаются предприятиями отра