Ключевые термины и понятия. контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для обеспечения
контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)
По учебной дисциплине
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ»
Для специальностей
1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)
1-26 02 03 Маркетинг
3 – й курс
1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии
1-25 01 13 Экономика и управление туристской индустрией
1-27 01 01 Экономика и организация производства
2 – й курс
Всего КСР – 16 часов
5 / 4 семестр
Из них:
Лекционных занятий – 10 часов
Практических (семинарских) занятий – 6 часов
Материалы подготовлены
Майсюк Е.В., м.э.н., преподавателем кафедры (в соответствии с Положением о КСР студентов БарГУ, утвержденным 18.08.2009 № 341)
Барановичи 2012
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ(Тема 3.2. Система потенциалов национальной экономики Беларуси)………………………………….3
РАЗДЕЛ 4. РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ(Тема 4.1. Экономический рост национальной хозяйственной системы: понятие и сущность. Типы экономического роста и устойчивое развитие. Тема 4.2. Факторы и модели экономического роста. Тема 4.3. Экономические кризисы и их влияние на развитие национальной экономики. Переход на инновационный путь развития)………………........16
РАЗДЕЛ 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ(Тема 5.2. Промышленный комплекс. Тема 5.3. Аграрно-промышленный комплекс. Тема 5.4. Строительный комплекс. Тема 5.5. Транспорт и связь. Тема 5.6. Комплекс социально-культурных отраслей. Тема 5.7. Социально-потребительский комплекс)....................................................................................20
РАЗДЕЛ 6. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ(Тема 6.1. Понятие региона и экономического района. Тема 6.2. Особенности специализации регионов Республики Беларусь. Тема 6.3. Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации)....................................30
РАЗДЕЛ 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ(Тема 8.2. Методы и инструменты реализации экономической политики государства. Виды экономической политики. Тема 8.3. Система прогнозов и программ развития национальной экономики)…………………………………………………….…….33
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ
Тема 3.2. Система потенциалов национальной экономики Беларуси (2л, 2пз(с))
Цель: изучить экономический потенциал Республики Беларусь.
Ключевые термины и понятия
Потенциал (от лат. potentia — сила) — это возможности, средства, ресурсы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Термин «потенциал» применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития.
Совокупный экономический потенциал — максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.
Уровень развития совокупного экономического потенциала страны характеризуется объемом и структурой, техническим уровнем производства и потребления, качеством товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленными и располагаемыми ею на всей территории и за рубежом материальными и духовными ценностями, трудовыми и природными ресурсами.
Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктуры, трудовые ресурсы.
Совокупный экономический потенциал включает в себя следующие потенциалы: природно-ресурсный; демографический и трудовой; научный, научно-технический и инновационный; информационно-технологический; производственный; инвестиционный; внешнеэкономический; экологический.
Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются такие показатели-индикаторы, как численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения; численность трудовых ресурсов, их структура, обеспеченность кадрами; индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП); стоимость и структура основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа); валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами; возможные объемы роста выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, продукции строительства, перевозок грузов и пассажиров; уровень потребления благ и услуг на душу населения; наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов; экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды и др.
Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования.
Основной закономерностью развития совокупного экономического потенциала является рациональное и гармоничное сочетание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопасность страны.
Важнейшей характеристикой, определяющей потенциальные возможности страны по производству товаров и услуг, является национальное богатство, характеризующее базовые факторы экономического роста. Национальное богатство является результатом деятельности предшествующих поколений людей и в то же время основой производственной деятельности живущих поколений. Оно представляет собой стоимость совокупности экономических объектов, обеспечивающих их собственникам возможность получения экономической выгоды.
Различают национальное богатство в традиционном и расширенном понимании. Национальное богатство в традиционном понимании отражает величину накопленных в стране материальных и нематериальных ценностей, созданных для производства и потребления, золотовалютных запасов, долгов других стран (за вычетом долгов другим странам) и собственности данной страны в других странах. В этом плане оно является реальным, вещественным богатством, представляющим собой реальные активы. Национальное богатство также может быть определено как совокупная стоимость всех экономических активов (финансовых и нефинансовых) в рыночных ценах, находящихся в собственности резидентов страны, за вычетом их финансовых обязательств нерезидентам страны. Нефинансовые активы подразделяются на нефинансовые произведенные активы и нефинансовые непроизведенные активы. Нефинансовые произведенные активы — это активы, являющиеся результатом производственной деятельности: основной капитал, запасы материальных оборотных средств и ценности. Нефинансовые непроизведенные активы представляют собой активы, не являющиеся результатом производства. К ним относятся материальные непроизведенные активы (земля, природные ресурсы) и нематериальные непроизведенные активы, появляющиеся в результате юридических и учетных операций (например, права на занятие определенными видами деятельности). Финансовые активы — это активы, которым, как правило, противостоят финансовые обязательства других хозяйствующих субъектов. Разница между активами и обязательствами резидентов страны во взаимоотношениях с нерезидентами характеризует чистую стоимость собственного капитала, входящего в национальное богатство страны.
В белорусской практике вследствие ряда объективных обстоятельств (отсутствие информации о рыночной оценке земли, недр, лесов, наличии ценностей и др.) в состав национального богатства включаются лишь воспроизводимый капитал, материальные оборотные средства и домашнее имущество семей и не включаются возобновляемые и возобновляемые природные ресурсы, все финансовые активы.
В последние десятилетия возникло расширенное понимание национального богатства как категории, включающей также человеческий капитал, потенциал организации управления и другие составляющие, выделение которых связано с признанием человеческого капитала в качестве важнейшего источника экономического развития.
Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях. Размер природно-ресурсного потенциала – это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов: земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.
Земельные ресурсы — часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования.
Водные ресурсы — все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод.
Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы, лекарственные растения. Леса выполняют общественно-полезные и защитно-ресурсоохранные функции, в том числе рекреационные и эстетические.
Минерально-сырьевые ресурсы — природные вещества минерального происхождения, используемые для получение энергии, сырья, материалов.
Демографический потенциал страны характеризуется численностью и продолжительностью жизни населения, рождаемостью и смертностью, половозрастной структурой, распределением населения на городское и сельское.
Трудовой потенциал характеризует количество и качество трудовых ресурсов, их занятость в экономике. К трудовым ресурсам относят население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов 1, 2 группы и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лиц старше и младше трудоспособного возраста, занятых в экономике.
К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъектов малого предпринимательства, в фермерских хозяйствах, занятые предпринимательской деятельностью, и самозанятое население.
Мировая экономика XXI в. характеризуется становлением общества знаний. Ее отличительной особенностью и функциональной основой является повышенное внимание к знаниям как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу.
Экономически активное население— это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении — это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени.
Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека.
Важнейшей задачей миграционной политики является оптимизация межгосударственных перемещений населения на основе сочетания государственных и личных интересов граждан: повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции с учетом потребностей социально-экономического развития отдельных регионов страны, необходимости сохранения демографического потенциала сельской местности
Экономика знаний — совокупность институтов, взаимодействие которых определяет инновационное производство. Она базируется на создании и использовании знаний в качестве главного фактора в ускорении экономического роста и повышении конкурентоспособности.
Инвестиции в знания включают такие элементы, как долгосрочные инвестиции в образование, развитие науки и информационные продукты.
Научный потенциал — совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).
Научно-технический потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация должна обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу, приносить прибыль производителю.
Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления организационно-технологических процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.
Инновационный процесс прошел трансформацию от линейной модели, где основой являются научные исследования, до интегральной (цепной) модели, в которой институциональная среда приобретает решающее значение для успеха трансформации нового знания в новые продукты и услуги.
Система органов государственного управления, обеспечивающая реализацию научно-технической и инновационной политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).
Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений.
Организационная структура научного потенциала. Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку.
Значение, качество и продуктивность потенциалов научной и научно-технической деятельности характеризуют следующие количественные и качественные параметры и показатели:
· количество научных организаций, их функциональная структура (по видам деятельности, секторам, отраслям, регионам);
· объемы и структура исследований и разработок (ИР) (фундаментальные и прикладные исследования, государственные научно-технические программы, отраслевая структура ИР и др.);
· научные кадры (численность персонала, занятого ИР), в том числе по категориям и уровню квалификации;
· финансовое обеспечение (источники финансирования, объем затрат на ИР и др.);
· материально-техническая база (научное оборудование, приборы, производственные помещения и др.);
· научно-информационные ресурсы (библиотечные и патентные фонды, компьютерные информационные системы, интернет-хосты и др.);
· система управления научной сферой, процессами ИР, включая блок оценки их результатов.
Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в мировой практике следующими показателями: долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции; развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий); внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте); участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции.
К национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности на период до 2020 г. отнесены:
· ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
· новые материалы и источники энергии;
· информационные и телекоммуникационные технологии;
· технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
· промышленные биотехнологии;
· экология и рациональное природопользование;
· медицина и фармация.
Информационно-технологический потенциал характеризует обеспеченность информационно-технологического комплекса страны всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития.
Производственный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства или производства товаров и услуг. Его основными составляющими являются совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов, материриально-техническая база производства, действующий кадровый потенциал, объем вовлеченных в производство ресурсов и их запасы, производственная инфраструктура, система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.
Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, капитала). Качественными характеристиками производственного потенциала экономики являются уровень износа основных фондов, возрастной состав активной части основных фондов, доля оборудования, соответствующая передовым мировым высокотехнологическим образцам.
Наращивание производственного потенциала предполагает быструю смену технологий в большинстве отраслей национальной экономики, ускоренное обновление основных фондов.
Инвестиции — финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или социального эффекта.
Выделяют три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные. Реальные инвестиции — вложения средств в материальные (здания, оборудование, запасы и др.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, ноу-хау и др.).
Финансовые инвестиции — вложения в ценные бумаги (акции, облигации и др.), банковские вклады, депозиты и т.д.
Интеллектуальные инвестиции — вложение средств в творческий потенциал общества. В рамках интеллектуальных инвестиций выделяют инвестиции в знания, к которым относят инвестиции в научные исследования и разработки, в высшее образование и программные продукты.
В зависимости от характера участия в инвестиционном процессе различают прямые и портфельные инвестиции. Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирование и вложении средств без посредников. Портфельные инвестиции — это вложения средств в различные ценные бумаги.
Инвестиционный потенциал страны — способность oсвоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.
Факторы, определяющие уровень развития инвестиционного потенциала, — объем и структура капиталовложений, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация персонала.
Основными составляющими инвестиционного потенциала являются научно-исследовательские институты, проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации и отрасли строительного комплекса (строительство, промышленность стройматериалов, конструкций, деталей).
Источник инвестиций — валовые накопления (разница между объемами произведенного ВВП и текущего потребления). Общеэкономическим показателем производства на обновленной технической основе является удельный вес объемов накопления инвестиций в ВВП. Подавляющая часть валовых накоплений направляется на инвестиции в основной капитал. В качестве основных источников финансирования инвестиций выступают республиканский и местный бюджеты, собственные средства организаций, средства населения, кредиты банков.
Инвестиционная политика в Республике Беларусь определила сферы приоритетной поддержки проектов, затрагивающих выпуск:
- импортозамещающей продукции;
- новых видов продукции, ориентированной на внешние рынки сбыта;
- продукции с длительным повышенным спросом;
- конкурентоспособной продукции.
Приоритетом инвестиционной политики в производственной сфере остается сосредоточение ресурсов на реализации в промышленности проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, экспортной и импортозамещающей направленности. Инвестиции все больше приобретают инновационную направленность. Наибольшие объемы инвестиций направляются в развитие и модернизацию мощностей отраслей химической и нефтехимической промышленности, топливно-энергетический комплекс, машиностроение, транспорт, АПК. Для сохранения и развития инвестиционного потенциала требуется модернизация производственной базы строительного комплекса страны.
Важной задачей повышения эффективности использования инвестиционного потенциала является активизация привлечения иностранного капитала с целью обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Благодаря использованию различных форм и методов привлечения иностранных инвестиций, повышается экономический потенциал страны. В целях активизации притока иностранного капитала разрабатываются эффективные меры по улучшению инвестиционной привлекательности Беларуси. Совершенствуется нормативно-правовая база в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечения стабильных благоприятных условий для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов. Создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Премьер-министре Республики Беларусь, Национальное инвестиционное агентство, которые отвечают за разработку и реализацию политики в области привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата.
Инвестиционная привлекательность Беларуси повышается в связи с присвоением ей кредитного рейтинга, представляющего собой оценку совокупности всех макроэкономических и политических факторов, влияющих на кредитоспособность на данный момент и на перспективу.
Внешнеэкономический потенциал — это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукцией и услугами, которые экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе без вывоза за границу.
Ряд факторов и условий определяют роль и значение внешнеэкономического потенциала для экономики страны — выгодное экономико-географическое положение страны, развитая система транспортных коммуникаций, многоотраслевой промышленный комплекс, научно-инновационный потенциал, достаточно развитая строительная база, значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых, высокий образовательный уровень населения.
Внешнеэкономический потенциал характеризуют следующие показатели: удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП, доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта, доля услуг в общем объеме экспорта, платежный баланс страны.
Платежный баланс — статистическое отражение данных о внешнеэкономических операциях, совершаемых между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь с товарами услугами и доходами, а также финансовыми требованиями и обязательствами.
Укреплению внешнеэкономического потенциала и продвижению белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки будет способствовать вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Контрольные вопросы (л)
1. Какие ресурсы используются в национальной экономике?
2. Охарактеризуйте взаимодействие потенциалов национальной экономики.
3. Как соотносятся между собой категории «национальное богатство» и «совокупный экономический потенциал»?
4. Верно ли утверждение: «Чем меньшая часть национального богатства расходуется на достижение всей совокупности приоритетных стратегических целей, тем эффективнее функционирует национальная экономика»? Ответ обоснуйте.
5. Пользуясь различными литературными источниками, статистическими сборниками, изучите и опишите систему потенциалов национальной экономики Беларуси.
Контрольные задания (пз(с))
1. С использованием данных статистических сборников охарактеризуйте износ основных фондов по отраслям национальной экономики Республики Беларусь. Сделайте выводы о динамике этого показателя. Как он влияет на величину экономического потенциала?
2. Проанализируйте данные о плотности населения Республики Беларусь. Как плотность населения может влиять на формирование экономического потенциала и степень его использования?
Территория и плотность населения по областям и г. Минску
на 1 января 2012 г.
Территория 1), тыс. км2 | Численность населения, тыс. человек | Число жителей на 1 км2 | |
Республика Беларусь Области: Брестская Витебская Гомельская Гродненская г. Минск Минская Могилевская | 207,6 32,8 40,0 40,4 25,1 0,3 39,9 29,1 | 9465,2 1391,4 1214,1 1429,7 1061,2 1885,1 1403,6 1080,1 |
1)По данным Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
3. Рассчитайте и проанализируйте основные показатели демографического потенциала страны за 1995 – 2011 гг.:
- динамика численности населения;
- изменение половозрастной структуры населения;
- изменение структуры городского и сельского населения;
Какими должны быть изменения в демографической политике государства?
Численность и естественный прирост населения
Показатель | 1995 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Численность населения (на конец года), тыс. чел. | |||
В том числе: мужчины женщины В том числе: городское сельское | |||
Естественный прирост, убыль населения, тыс. чел. | - 32,6 | - 29,1 | - 25,9 |
Из общей численности населения в возрасте: моложе трудоспособного трудоспособном* старше трудоспособного |
* Мужчины 16 – 59 лет, женщины 16 – 54 года.
4. По данным таблицы проанализируйте динамику показателей рождаемости и смертности населения Республики Беларусь. Какие показатели (абсолютные, относительные или их комбинации) лучше использовать при характеристике демографической ситуации в стране?
Показатели демографической ситуации за 2000 – 2011 гг.
Год | Численность населения на конец года, тыс. чел. | Родилось, на 1000 чел. населения | Умерло, на 1000 чел. населения |
9957,0 9630,0 9579,0 9542,0 9514,0 9500,0 9481,0 9465,0 | 9,4 9,4 10,1 10,8 11,3 11,5 11,4 11,5 | 13,5 14,7 14,4 13,9 14,1 14,2 14,4 14,3 |
5. Основываясь на данных таблицы, охарактеризуйте влияние миграционных процессов на экономику Республики Беларусь.
Общие итоги миграции населения Республики Беларусь (человек)
2005 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Прибывшие | |||||
Всего Международная миграция со странами СНГ1) с другими странами2) Внутриреспубликанская миграция Межобластная Внутриобластная межрайонная внутрирайонная | 238 317 13 031 11 426 1 605 225 286 97 221 128 065 106 165 21 900 | 236 553 17 413 14 239 3 174 219 140 101 620 117 520 94 829 22 691 | 264 849 19 892 15 582 4 310 244 957 115 049 129 908 105 756 24 152 | 228 429 17 169 14 303 2 866 211 260 116 753 90 469 26 284 | 213 386 17 510 14 690 2 820 195 876 86 620 109 256 81 296 27 960 |
Выбывшие | |||||
Всего Международная миграция со странами СНГ1) с другими странами2) Внутриреспубликанская миграция Межобластная Внутриобластная межрайонная внутрирайонная | 236 368 11 082 7 520 3 562 225 286 97 221 128 065 106 165 21 900 | 228 408 9 268 6 856 2 412 219 140 101 620 117 520 94 829 22 691 | 252 600 7 643 5 313 2 330 244 957 115 049 129 908 105 756 24 152 | 218 126 6 866 5 040 1 826 211 260 94 507 116 753 90 469 26 284 | 203 486 7 610 5 799 1 811 195 876 86 620 109 256 81 296 27 960 |
Миграционный прирост, убыль (-) | |||||
Всего в том числе: со странами СНГ с другими странами | 1 949 3 906 -1 957 | 8 145 7 383 | 12 249 10 269 1 980 | 10 303 9 263 1 040 | 9 900 8 891 1 009 |
1) с 2009 года данные приведены без учета Грузии.
2) с 2009 года данные приведены с учетом Грузии.
6. Проанализируйте данные о структуре населения Беларуси за ряд лет, представленные в таблице. Оцените возрастную структуру населения Беларуси с точки зрения ее соответствия настоящим и перспективным потребностям экономики. Какие проблемы могут возникнуть в связи с такой возрастной структурой населения? Как учитываются эти особенности при формировании социально-экономической политики Республики Беларусь? Какие изменения позволят сделать проводимую политику более эффективной?
Структура населения Беларуси на начало года
Возрастные группы | 1959 г. | 1970 г. | 1979 г. | 1989 г. | 2001 г. | 2011 г. | 2012 г. | |||||||
тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | |
Все население В том числе: моложе трудоспособного возраста в трудоспособном возрасте старше трудоспособного возраста | 31,2 55,2 13,5 | 30,9 52,8 16,3 | 58,2 16,8 | 24,5 19,5 | 9990,4 | 19,94 58,78 21,28 | 16,0 61,2 22,8 | 16,1 60,7 23,2 | ||||||
Городское население В том числе: моложе трудоспособного возраста в трудоспособном возрасте старше трудоспособного возраста | 28,9 61,8 9,3 | 28,1 61,7 10,2 | 25,1 64,2 10,7 | 26,3 60,4 13,3 | 20,12 63,67 16,21 | 16,0 63,8 20,2 | 16,1 63,2 20,7 | |||||||
Сельское население В том числе: моложе трудоспособного возраста в трудоспособном возрасте старше трудоспособного возраста | 32,3 52,3 15,4 | 33,1 20,9 | 24,8 50,8 24,4 | 47,6 31,4 | 19,52 47,26 33,22 | 16,1 53,3 30,6 | 16,2 53,0 30,8 |
7. По данным таблицы определите показатели, характеризующие кадровый потенциал науки, за 2000 – 2011 гг.:
- долю исследователей с учеными степенями;
- динамику числа научных организаций и численность работников.
Сформулируйте задачи роста научного потенциала страны.
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки,
списочная численность работников в них
Показатель | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Число организаций, единиц | ||||
Списочная численность работников, человек В том числе исследователи из них имеют ученую степень: доктор наук кандидат наук | 32 926 19 707 3 847 | 30 222 18 267 3 232 | 31 712 19 879 3 143 | 31 194 19 668 3 150 |
8. Проанализируйте структуру инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за 2005 – 2011 гг. Сделайте выводы.
Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности
в Республике Беларусь
Показатель | 2005 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Инвестиции в основной капитал - всего в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство рыболовство, рыбоводство горнодобывающая промышленность обрабатывающая промышленность производство и распределение электроэнергии, газа и воды строительство торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования гостиницы и рестораны транспорт и связь финансовая деятельность операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям государственное управление образование здравоохранения и предоставление социальных услуг предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 13,6 0,02 2,3 22,1 7,3 3,0 3,7 0,6 15,0 1,1 19,7 1,1 1,5 2,6 6,4 | 17,8 0,03 1,8 19,4 8,3 4,1 3,6 0,4 9,9 0,9 25,8 0,9 1,5 2,2 3,4 | 13,0 0,02 3,0 28,6 8,8 2,1 4,4 0,6 11,0 0,9 21,3 1,1 1,0 1,8 2,4 |
9. Проанализируйте основные показатели внешней торговли Беларуси за 1995 – 2011 гг. Определите сальдо внешней торговли, его динамику в отношении со странами СНГ, вне СНГ, сделайте выводы. Каковы должны быть направления внешнеэкономической политики страны?
Основные показатели внешней торговли, млн. дол. США
Показатель | 1995 г. | 2000 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Объем внешней торговли Республики Беларусь В том числе: экспорт товаров импорт товаров Из них со странами СНГ экспорт товаров импорт товаров из них с Россией экспорт импорт Из них со странами вне СНГ экспорт товаров импорт товаров | 10 367 4 803 5 564 6 704 3 027 3 677 5 150 2 185 2 965 3 663 1 776 1 887 | 15 972 7 326 8 646 10 469 4 399 6 070 9 315 3 710 5 605 5 503 2 927 2 576 | 60 168 25 284 34 884 34 172 13 636 20 536 28 035 9 954 18 081 25 996 11 648 14 348 | 86 041 40 294 45 747 47 590 19 503 28 087 38 608 13 685 24 923 38 451 20 791 17 660 |
10. По данным таблицы определите динамику экспорта важнейших видов продукции за 2005 – 2011 гг. Сформулируйте основные направления совершенствования экспортной политики страны.
Экспорт важнейших видов продукции в Беларуси
Показатель | 2005 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Нефтепродукты, млн. т | 13,5 | 15,5 | 11,2 | 15,6 |
Калийные удобрения (в пересчете на 100% K2O), млн. т | 4,3 | 1,8 | 4,2 | 4,7 |
Химические волокна и нити, тыс. т | 141,0 | 156,1 | 171,6 | 153,5 |
Капролактам, тыс. т | 63,8 | 66,3 | 73,0 | 74,6 |
Черные металлы, млн. т | 1,6 | 1,9 | 1,7 | 1,8 |
Металлокорд, тыс. т | 75,0 | 62,9 | 86,3 | 82,3 |
Холодильники, морозильники и оборудование, тыс. шт. | 890,1 | 816,3 | 989,5 | 941,7 |
Тракторы, включая седельные тягачи, тыс. шт. | 41,4 | 41,3 | 43,9 | 64,1 |
Грузовые автомобили, тыс. шт. | 13,2 | 3,0 | 6,9 | 11,8 |
Машины и механизмы для уборки и обмолота с/х культур, тыс. шт. | 20,1 | 15,2 | 11,9 | 17,1 |
Шины, млн. шт. | 2,3 | 3,8 | 3,7 | 3,7 |
Мебель, включая медицинскую, млн. дол. США | 263,7 | 271,5 | 322,1 | 393,2 |
Молоко и молочная продукция, тыс. т | 401,6 | 525,4 | 604,3 | 644,9 |
Мясо и мясные субпродукты, тыс. т | 87,0 | 149,5 | 204,9 | 229,7 |
Список литературы
Основная:
1. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006.
2. Национальная экономика Беларуси: практикум / О.Н. Ерофеева [и др.]. Под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010.
Дополнительная:
1. Брасс, А. А. Инновации в современном мире и национальной экономике [Текст]: в помощь преподавателям социально-гуманитарных дисциплин / А. А. Брасс // Народная асвета: штомесячны навукова-педагагічны часопіс. - 2011. - № 4. - С. 6-10.
2. Брестская область [Текст]: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; [редкол.: Г. Н. Хвалько и др.]. - Брест: [Главное статистическое управление Брестской области], 2012. - 398 с.
3. Гринів, Л.С. Національна економіка: Навч. посібник / Л.С. Гринів, М.В. Кічурчак. – Львів: «Магнолія 2006», 2009. – 464 с.
4. Иванов, В. Ф. Направления развития национальной инновационной системы Беларуси [Текст] / В. Ф. Иванов, Н. В. Кудревич // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2011. - № 3. - С. 27-33.
5. Крюков, Л.М. Проблемы теоретического обоснования моделей инновационного развития экономики / Л.М. Крюков // Белорусский экономический журнал. – 2008. - №4. – С. 4 – 12.
6. Малинин, А. С. Социальная ориентация национальных хозяйств и глобализация экономики: закономерности взаимодействия [Текст] / А. С. Малинин // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - № 4. - С. 4-17.
7. Основы национальной экономики: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 529 с.
8. Промышленность Республики Беларусь [Текст]: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 280 с.
9. Регионы Республики Беларусь - 2012 [Текст]: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 870 с.
10. Республика Беларусь - 2012 [Текст] = Republic of Belarus: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2012. - 599 с.
11. Стратегия устойчивости развития АПК – продовольственная безопасность: монография / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. акад. В.Г. Гусакова. – Минск: Белорусская наука, 2008. – 514 с.
12. Шимова, О.С. Устойчивое развитие: учеб. пособие / О.С. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010.
Нормативные и законодательные акты:
1. Комплексный план развития перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2008-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 янв. 2008 г. № 37.
2. Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г. № 943.
3. Концепция строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 февр. 2008 г. № 262.
4. Мы – единый народ! Послание Президента А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию: «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого – достойное будущее страны» // Беларусь сегодня. – 2011. - №75.
5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004.
6. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1998. - №20.
7. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31 дек. 2010 г. № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. - №3. – 1/12259.
8. Об утверждении Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 дек. 2010 г. № 1852 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №312. – 5/33044.
9. Об утверждении перечней научно-технических программ на 2011-2015 годы и на период до 2020 года и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 01 февр. 2011 г. № 116 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. - №20. – 5/33254.
10. Об утверждении перечня государственных программ научных исследований на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 09 июня 2010 г. № 886 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №145. – 5/32008.
11. Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 22 июля 2010 г. № 378 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. - №183. – 1/11797.
12. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск, 2011.