Несоблюдение графика и отсутствие связи с руководителем ведет к снижению итоговой оценки.
III. Подготовительный этап выполнения дипломной работы
Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития теории и практики социально-культурного сервиса и туризма.
При разработке тематики дипломных работ, прежде всего, учитывается «социальный заказ», т.е. запросы учреждений социально-культурной сферы, туризма, гостиничного хозяйства. Преимущество отдается темам, предложенным государственными органами управления туризмом, администрациями городов, районов, муниципальных образований. Очень важно, чтобы темы дипломных работ представляли интерес для практики и, по возможности, отражали круг проблем, решаемых федеральными, региональными или муниципальными программами развития туристского комплекса, организациями и учреждениями социокультурного сервиса.
Тему дипломной работы студенты выбирают самостоятельно на основе примерной тематики, предложенной научными руководителями. Тема должна соответствовать специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и (желательно) специализации студента – «Социокультурный сервис», «Гостиничный сервис», «Туризм».
При выборе темы дипломной работы студентам необходимо:
· учитывать степень своей профессиональной подготовки;
· основываться на собственном практическом опыте;
· осознавать реальность выполнения намеченной работы, её объем, сроки, доступность источников, наличие экспериментальной базы.
В конце последнего семестра теоретического обучения студенты должны подать на имя заведующего кафедрой письменное заявление с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя.
IV. Основной этап выполнения дипломной работы
Один из важнейших показателей профессиональной компетентности выпускника – его умение работать с научной литературой по специальности.
Составление библиографии (списка литературы) и изучение литературы целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
· нормативные документы;
· монографические издания;
· научные и специальные журналы;
· Интернет-ресурсы;
· учебники и учебные пособия.
Студент должен не только продемонстрировать знание основного содержания специальной литературы по теме дипломной работы, но и понимать значимость и специфику научных исследований, имена авторов научных работ, учебников, их конкретный вклад в разработку специальных вопросов.
Список литературы к дипломной работе должен состоять не менее, чем из 50 наименований и быть оформленным в соответствии с современными требованиями (см. Приложение 6).
Структура дипломной работы зависит от творческого замысла автора, но, как показала практика, целесообразно разделить ее на введение, две (или три) главы, заключение, список использованной литературы и (при необходимости)приложения.
Общий объем дипломной работы вместе со списком использованной литературы (без приложений) должен составлять не менее 70 страниц компьютерного текста (требования к техническому оформлению дипломной работы см. Приложение 1).
План.
Работа над темой начинается с определения плана. План основывается на общей концепции исследования, предполагаемой гипотезе и целях. В дальнейшем план может уточняться в зависимости от полученного в ходе исследования теоретического и фактического материала. В плане должна отразиться система и логика исследования, целостность и продуманность общего замысла.
В плане должны быть отражены основные (главы) и промежуточные (параграфы) части исследования. Необходимо, чтобы все разделы были соразмерны, а их названия адекватны содержанию.
Введение.
Его объем обычно составляет 5-7 страниц. В нем обосновываются актуальность, новизна и практическая значимость избранной темы; определяются цель и задачи, объект, предмет, гипотеза дипломной работы; рассматривается степень научной разработанности проблемы и используемые в работе методы; указывается база, на которой проводилось исследование; представляется структура дипломного сочинения.
Актуальность темыобъясняется ее социальной и практической значимостью, недостаточной разработанностью и, кроме того, личным профессиональным интересом исследователя, без которого невозможна научная работа. Необходимо подчеркнуть конфликтную «интригу» темы, ее проблемную ситуацию, то противоречие, которое и побуждает искать пути выхода из него.
Актуальность темы во многом объясняется степенью ее научной разработанности. Эта часть дипломной работы демонстрирует научный кругозор выпускника, его профессиональную компетентность и уровень образования.
Цель исследования – это конечный результат, который предполагается получить в итоге дипломной работы, а задачи – поэтапные, относительно самостоятельные результаты, отражающие конкретные уровни исследования. Целесообразно предусмотреть три группы задач:
· теоретические, например: исследовать, изучить, определить, выявить, классифицировать, систематизировать, раскрыть, определить и т.п.;
· аналитические, позволяющие выявить «измеряемые» показатели исследуемого материала: степень ресурсного обеспечения, полноту использование возможностей, характер запросов потребителей, эффективность деятельности и т.д.;
· практические, обязывающие выработать конкретные пути решения проблемы, адресные рекомендации, направленные на совершенствование деятельности, расширение спектра услуг, способы продвижения сервисного продукта и др.
Совокупность задач должна обеспечивать достижение поставленной цели.
Объект исследования – это то, что стало материалом исследования (различные структуры социально-культурного сервиса, туризма, гостиничной индустрии и их деятельность).
В границах объекта находится предмет исследовании.
Предмет исследования – это тот аспект (объекта ?), который является проблемным для исследователя. Предмет исследования выявляет проблему исследования, определяет тему дипломной работы, ее цели и задачи.
Гипотеза исследования – этопредположение о том, что произойдет с объектом (предметом) при изменении существующих условий, предположение, которое небесспорно и которое автор в ходе исследования намеревается доказать.
Цели, задачи и гипотеза определяют методы исследования.
Методы исследования – это способы, которыми достигается определенная цель.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, типология и т.д.
Методы эмпирического (опытного) исследования: контент-анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, экспертная оценка, эксперимент, тестирование и т.д.
База исследования – конкретная организация, в которой осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проходила практика.
Научная новизнадипломной работы может заключаться в обогащении теоретических и исторических знаний о сервисной сфере новыми фактами, статистическими данными, инновационными сервисными продуктами (экскурсия, маршрут, технология, сценарий и пр.).
Практическая значимостьисследования определяется степенью готовности предлагаемого проекта к реализации.
Глава 1.
В первой главедипломной работы дипломник должен изложить теоретические аспекты темы и обосновать собственную позицию. Обращение в тексте дипломной работы к источникам информации обязательно должно сопровождаться ссылками. В первой главе внимание должно быть сосредоточено на теоретической изученности предмета исследования, его проблемного аспекта и на обосновании выбора темы.
Глава 2.
Вторая глава, как правило, – аналитическая. Она содержитрезультаты исследований современного состояния изучаемой социально-культурной деятельности. В аналитической части целесообразно исследовать внешнюю и внутреннюю среду анализируемого предприятия социально-культурного сервиса и туризма.
Анализ внешней среды должен содержать:
· количественные и качественные характеристики предприятий окружения и влияние органов управления, финансовых институтов, конкурентов, поставщиков, общественных организаций, географических соседей и т.д.;
· изучение рынка предложения аналогичных социально-культурных и туристских услуг (Санкт-Петербург или другой регион; зарубежный опыт, временная динамика).
Анализ внутренней среды должен содержать исследование основных организационно-экономических характеристик базового предприятия, на материалах которого выполняется дипломная работа:
· название и организационно-правовая форма, основные и дополнительные виды деятельности, технический уровень оснащенности и др.;
· организационная структура управления, функциональные связи и зависимости между подразделениями; структура затрат на производство предоставляемых услуг и др.
Аналитическая часть заканчивается выявлением основных проблем деятельности организации и определением мероприятий по совершенствованию тех аспектов деятельности, которые этого требуют, постановкой задач по созданию социально-культурной программы (проекта) или дополнительной услуги, расширяющей сервисную деятельность исследуемой организации.
Глава 3.
Последняя глава является буквально итоговой частью дипломной работы. В ней выпускник представляет авторский проект, который он теоретически обосновал в первой главе и аналитически – во второй.
Создание проекта в сфере социально-культурного сервиса и туризма предполагает разработку конкретных мероприятий по следующим направлениям:
· совершенствование социально-культурной сферы: социально-культурный проект творческого действа – праздничного, концертного, театрального, игрового; социально-культурный проект создания досугового центра, гостиничного предприятия, ресторана, фитнес–клуба и др.;
· расширение сервисной деятельности существующей организации: создание и внедрение нового туристского продукта; выявление и реализация социокультурного или туристского потенциала определенной территории; определение актуальных направлений туроператорской деятельности; развитие новых видов туризма; инновации в продвижении услуг или рекламного продукта; создание дополнительного структурного подразделения, новой или дополнительной услуги в гостинице и др.;
· совершенствование основных направлений деятельности организации: совершенствование процессов труда, работы с персоналом, управления предприятием социально-культурного сервиса и туризма и др.
Социокультурное проектирование представляет собой технологическую систему, включающую
· определение проблем, требующих решения;
· постановку целей проектирования;
· прогноз возможных результатов;
· ревизию ресурсов;
· разработку конкретных акций в рамках проекта;
· проработку их организационного, финансового, методического обеспечения.
Создание проекта предполагает соблюдение определенных принципов:
Принцип инновационностиозначает, что проект должен обязательно привнести что-то новое в деятельность организации.
Принцип целенаправленности требует от составителя проекта результативной конкретности и наличия критериев, с помощью которых можно установить соответствие цели проекта и его ожидаемого результата.
Принцип системности требует наличия ясной структуры проекта, взаимосвязи всех его компонентов.
Принцип преемственностифундирует проект знанием прошлого опыта и позволяет избежать вторичности.
Принцип научности предполагает опору предполагаемых новшеств на теоретические положения и научные концепции.
Принцип технологичности предусматривает решение вопросов: как, каким образом, за счет каких субъектов, каких действий, в какой последовательности, в какое время и где будет выполнено все то, что изложено в концепции проекта.
Принцип конкретности требует четкой постановки целей проекта и называния ожидаемых результатов: цель, задачи и ожидаемые результаты должны быть измерены количественно и определены качественно.
Принцип ресурсной обеспеченности позволяет оценить реалистичность проекта развития.
Принцип оптимальности требует найти оптимальный вариант проекта: когда его реализация может дать наивысшие возможные результаты при минимально необходимых затратах.
Примерная структура проекта:
1. Обоснование концепции (идеи, миссии) и актуальности проекта.
2. Краткая характеристика проблем проекта, его стратегической цели.
3. Формулирование проектной гипотезы (основного содержания проекта).
4. Правовая база проекта.
5. Время и место осуществления проекта.
6. Финансовая обеспеченность проекта.
7. Организационно-управленческая система реализации проекта.
8. Кадровые ресурсы проекта (субъект-объектная база).
Таким образом, авторский проект должен представлять собой завершенный, концептуально, экономически, юридически и структурно обоснованный сервисный продукт, готовый к реализации.
Особую ценностьпредставляют теавторские проекты, которые уже внедрены в практику работыили планируются к внедрению. Желательно, чтобы факт внедрения или намерения об этом былиподтверждены документально (справка о внедрении).
Наиболее значимым для характеристики работы является факт заключения финансового договора какой-либо фирмы с дипломником (как представителем СПбГУСЭ) на выполнении дипломного проекта на хоздоговорных условиях.
Заключение.
Заключение дипломной работы органично связано с Введением. В заключении формулируется то, что удалось сделать, доказать, установить, выявить из того, что было заявлено во введении.
Дипломная работа завершается Списком литературы и Приложениями (при необходимости).