Несоблюдение графика и отсутствие связи с руководителем ведет к снижению итоговой оценки.

III. Подготовительный этап выполнения дипломной работы

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития теории и практики социально-культурного сервиса и туризма.

При разработке тематики дипломных работ, прежде всего, учи­тывается «социальный заказ», т.е. запросы учреждений социально-культурной сферы, туризма, гостиничного хозяйства. Преимущество отдается темам, предложенным государственными органами управления туризмом, администрациями городов, районов, муниципальных образований. Очень важно, чтобы темы ди­пломных работ представляли интерес для практики и, по возможности, отражали круг проблем, решаемых федеральными, региональными или муниципальными программами развития туристского комплекса, организациями и учреждениями социокультурного сервиса.

Тему дипломной работы студенты выбирают самостоятельно на основе примерной тематики, предложенной научными руководителями. Тема должна соответствовать специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и (желательно) специализации студента – «Социокультурный сервис», «Гостиничный сервис», «Туризм».

При выборе темы дипломной работы студентам необходимо:

· учитывать сте­пень своей профессиональной подготовки;

· основываться на собственном практическом опыте;

· осознавать реальность вы­полнения намеченной работы, её объем, сроки, доступность источников, наличие экспериментальной базы.

В конце последнего семестра теоретического обучения студенты должны подать на имя заведующего кафедрой письменное заявление с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя.

IV. Основной этап выполнения дипломной работы

Один из важнейших показателей профессиональной компетентности выпускника – его умение работать с научной литературой по специальности.

Составление библиографии (списка литературы) и изучение литературы целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

· нормативные документы;

· монографические издания;

· научные и специальные журналы;

· Интернет-ресурсы;

· учебники и учебные пособия.

Студент должен не только продемонстрировать знание основного содержания специальной литературы по теме дипломной работы, но и понимать значимость и специфику научных исследований, имена авторов научных работ, учебников, их конкретный вклад в разработку специальных вопросов.

Список литературы к дипломной работе должен состоять не менее, чем из 50 наименований и быть оформленным в соответствии с современными требованиями (см. Приложение 6).

Структура дипломной работы зависит от творческого замысла автора, но, как показала практика, целесообразно разделить ее на введение, две (или три) главы, заключение, список использованной литературы и (при необходимости)приложения.

Общий объем дипломной работы вместе со списком использованной литературы (без приложений) должен составлять не менее 70 страниц компьютерного текста (требования к техническому оформлению дипломной работы см. Приложение 1).

План.

Работа над темой начинается с определения плана. План основывается на общей концепции исследования, предполагаемой гипотезе и целях. В дальнейшем план может уточняться в зависимости от полученного в ходе исследования теоретического и фактического материала. В плане должна отразиться система и логика исследования, целостность и продуманность общего замысла.

В плане должны быть отражены основные (главы) и промежуточные (параграфы) части исследования. Необходимо, чтобы все разделы были соразмерны, а их названия адекватны содержанию.

Введение.

Его объем обычно составляет 5-7 страниц. В нем обосновываются актуальность, новизна и практическая значимость избранной темы; определяются цель и задачи, объект, предмет, гипотеза дипломной работы; рассматривается степень научной разработанности проблемы и используемые в работе методы; указывается база, на которой проводилось исследование; представляется структура дипломного сочинения.

Актуальность темыобъясняется ее социальной и практической значимостью, недостаточной разработанностью и, кроме того, личным профессиональным интересом исследователя, без которого невозможна научная работа. Необходимо подчеркнуть конфликтную «интригу» темы, ее проблемную ситуацию, то противоречие, которое и побуждает искать пути выхода из него.

Актуальность темы во многом объясняется степенью ее научной разработанности. Эта часть дипломной работы демонстрирует научный круго­зор выпускника, его профессиональную компетентность и уровень образования.

Цель исследования – это конечный результат, который предполагает­ся получить в итоге дипломной работы, а задачи – поэтапные, относительно самостоятельные результаты, отражающие конкретные уровни исследования. Целесообразно предусмотреть три группы задач:

· теоре­тические, например: исследовать, изучить, определить, выявить, классифицировать, систематизировать, раскрыть, определить и т.п.;

· аналитические, позволяющие выявить «измеряемые» показатели исследуемого материала: степень ресурсного обеспечения, полноту использование возможностей, характер запросов потребителей, эффективность деятельности и т.д.;

· практические, обязывающие выработать конкретные пути решения проблемы, адресные рекомендации, направленные на совершенствование деятельности, расширение спектра услуг, способы продвижения сервисного продукта и др.

Со­вокупность задач должна обеспечивать достижение поставленной цели.

Объект исследования – это то, что стало материалом исследования (различные структуры социально-культурного сервиса, туризма, гостиничной индустрии и их деятельность).

В границах объекта находится предмет исследовании.

Предмет исследования – это тот аспект (объекта ?), который является проблемным для исследователя. Предмет исследования выявляет проблему исследования, определяет тему дипломной работы, ее цели и задачи.

Гипотеза исследования – этопредположение о том, что произойдет с объектом (предметом) при изменении существующих условий, предположение, которое небесспорно и которое автор в ходе исследования намеревается доказать.

Цели, задачи и гипотеза определяют методы исследования.

Методы исследования – это способы, которыми достигается определенная цель.

Методы теоретического исследования: теоретический анализ и син­тез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, типология и т.д.

Методы эмпирического (опытного) исследования: контент-анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, экспертная оценка, эксперимент, тестирование и т.д.

База исследования – конкретная организация, в которой осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проходила практика.

Научная новизнадипломной работы может заключаться в обогащении теоретических и исторических знаний о сервисной сфере новыми фактами, статистическими данными, инновационными сервисными продуктами (экскурсия, маршрут, технология, сценарий и пр.).

Практическая значимостьисследования определяется степенью готовности предлагаемого проекта к реализации.

Глава 1.

В первой главедипломной работы дипломник должен изложить теоретические аспекты темы и обосновать собственную позицию. Обращение в тексте дипломной работы к источникам информации обязательно должно сопровождаться ссылками. В первой главе внимание должно быть сосредоточено на теоретической изученности предмета исследования, его проблемного аспекта и на обосновании выбора темы.

Глава 2.

Вторая глава, как правило, – аналитическая. Она содержитрезультаты исследований современного состояния изучаемой социально-культурной деятельности. В аналитической части целесообразно исследовать внешнюю и внутреннюю среду анализируемого предприятия социально-культурного сервиса и туризма.

Анализ внешней среды должен содержать:

· количественные и качественные характеристики предприятий окружения и влияние органов управления, финансовых институтов, конкурентов, поставщиков, общественных организаций, географических соседей и т.д.;

· изучение рынка предложения аналогичных социально-культурных и туристских услуг (Санкт-Петербург или другой регион; зарубежный опыт, временная динамика).

Анализ внутренней среды должен содержать исследование основных организационно-экономических характеристик базового предприятия, на материалах которого выполняется дипломная работа:

· название и организационно-правовая форма, основные и дополнительные виды деятельности, технический уровень оснащенности и др.;

· организационная структура управления, функциональные связи и зависимости между подразделениями; структура затрат на производство предоставляемых услуг и др.

Аналитическая часть заканчивается выявлением основных проблем деятельности организации и определением мероприятий по совершенствованию тех аспектов деятельности, которые этого требуют, постановкой задач по созданию социально-культурной программы (проекта) или дополнительной услуги, расширяющей сервисную деятельность исследуемой организации.

Глава 3.

Последняя глава является буквально итоговой частью дипломной работы. В ней выпускник представляет авторский проект, который он теоретически обосновал в первой главе и аналитически – во второй.

Создание проекта в сфере социально-культурного сервиса и туризма предполагает разработку конкретных мероприятий по следующим направлениям:

· совершенствование социально-культурной сферы: социально-культурный проект творческого действа – праздничного, концертного, театрального, игрового; социально-культурный проект создания досугового центра, гостиничного предприятия, ресторана, фитнес–клуба и др.;

· расширение сервисной деятельности существующей организации: создание и внедрение нового туристского продукта; выявление и реализация социокультурного или туристского потенциала определенной территории; определение актуальных направлений туроператорской деятельности; развитие новых видов туризма; инновации в продвижении услуг или рекламного продукта; создание дополнительного структурного подразделения, новой или дополнительной услуги в гостинице и др.;

· совершенствование основных направлений деятельности организации: совершенствование процессов труда, работы с персоналом, управления предприятием социально-культурного сервиса и туризма и др.

Социокультурное проектирование представляет собой технологическую систему, включающую

· определение проблем, требующих решения;

· постановку целей проектирования;

· прогноз возможных результатов;

· ревизию ресурсов;

· разработку конкретных акций в рамках проекта;

· проработку их организационного, финансового, методического обеспечения.

Создание проекта предполагает соблюдение определенных принципов:

Принцип инновационностиозначает, что проект должен обязательно привнести что-то новое в деятельность организации.

Принцип целенаправленности требует от составителя проекта результативной конкретности и наличия критериев, с помощью которых можно установить соответствие цели проекта и его ожидаемого результата.

Принцип системности требует наличия ясной структуры проекта, взаимосвязи всех его компонентов.

Принцип преемственностифундирует проект знанием прошлого опыта и позволяет избежать вторичности.

Принцип научности предполагает опору предполагаемых новшеств на теоретические положения и научные концепции.

Принцип технологичности предусматривает решение вопросов: как, каким образом, за счет каких субъектов, каких действий, в какой последовательности, в какое время и где будет выполнено все то, что изложено в концепции проекта.

Принцип конкретности требует четкой постановки целей проекта и называния ожидаемых результатов: цель, задачи и ожидаемые результаты должны быть измерены количественно и определены качественно.

Принцип ресурсной обеспеченности позволяет оценить реалистичность проекта развития.

Принцип оптимальности требует найти оптимальный вариант проекта: когда его реализация может дать наивысшие возможные результаты при минимально необходимых затратах.

Примерная структура проекта:

1. Обоснование концепции (идеи, миссии) и актуальности проекта.

2. Краткая характеристика проблем проекта, его стратегической цели.

3. Формулирование проектной гипотезы (основного содержания проекта).

4. Правовая база проекта.

5. Время и место осуществления проекта.

6. Финансовая обеспеченность проекта.

7. Организационно-управленческая система реализации проекта.

8. Кадровые ресурсы проекта (субъект-объектная база).

Таким образом, авторский проект должен представлять собой завершенный, концептуально, экономически, юридически и структурно обоснованный сервисный продукт, готовый к реализации.

Особую ценностьпредставляют теавторские проекты, которые уже внедрены в практику работыили планируются к внедрению. Желательно, чтобы факт внедрения или намерения об этом былиподтверждены документально (справка о внедрении).

Наиболее значимым для характеристики работы является факт заключения финансового договора какой-либо фирмы с дипломником (как представителем СПбГУСЭ) на выполнении дипломного проекта на хоздоговорных условиях.

Заключение.

Заключение дипломной работы органично связано с Введением. В заключении формулируется то, что удалось сделать, доказать, ус­тановить, выявить из того, что было заявлено во введении.

Дипломная работа завершается Списком литературы и Приложениями (при необходимости).

Наши рекомендации