Обусловленность и сущность инновационного маркетинга

Обусловленность и сущность инновационного маркетинга

Виды маркетинговых исследований

Виды инновационного маркетинга

Методы выбора продукта и маркетинговой стратегии

Маркетинговое исследование по новому продукту,

Его позиционирование и реклама

Организация системы сбыта нового продукта

Условия поставки продукта и закрепление его на рынке

Планирование цены и объема выпуска нового продукта

Маркетинг новых технологий

Обусловленность и сущность инновационного маркетинга

Переход к рыночной экономике обусловил включение предприятий постсоветского пространства в конкурентную борьбу за рынки сбыта продукции и сферы влияния, в борьбу за выживание. В силу радикальной ломки условий функционирования, вызванной разрушением плановой системы и резким, в одночасье, переходом к рыночным условиям, предприятия оказались неподготовленными к новой внешней и внутренней ситуации. Качество продукции отстает от аналогов развитых стран, во многом устаревшая материально-техническая база, неподготовленность кадров к работе в новых условиях, годами сложившийся менталитет самоуспокоенности и отсутствия постоянного поиска путей совершенствования производства и улучшения качества выпускаемой продукции стали характерными чертами переходного периода.

В еще более сложных условиях могут оказаться предприятия Беларуси при вступлении страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). А это уже реалии данного периода. В процессе встречи глав государств в формате АТЭС Президент Российской Федерации Д. Медведев заявил, что Россия в 2011 году вступит в ВТО. Российское телевидение 14 ноября 2010 года, сообщая об этом решении, отметило, что свою поддержку этому решению выразил Президент США Барак Обама. Вернувшись в Москву, 15 ноября Д. Медведев дал конкретные поручения правительству по ускорению процесса подготовки к вступлению страны в ВТО.

Мы не изолированы в мире, не сможем стоять в стороне от общемировых тенденций глобализирующей экономики. Наша страна уже более десяти лет ведет переговорный процесс по вступлению в ВТО. Переговорщики согласовывают позицию за позицией, концентрируя внимание на условиях вступления и оговаривая исключения для переходного периода. Поэтому вступление в ВТО – вопрос уже недалекого времени. По последней информации членами этой организации является более 190 государств мира и Беларусь исключением не будет.

Конечно, для наших предприятий откроются широкие перспективы выхода на мировые рынки, без изъятий, ограничений и т.п. факторов сдерживания товарных потоков. Это хорошо. Но встает вполне закономерный вопрос, готовы ли мы к этому выходу на мировые рынки, ждут ли нас там с нашим, еще далеко не конкурентоспособным товаром?

Надо понимать, что впереди не соревнование, а самая настоящая борьба за рынки сбыта. Да по другому и быть не может. В этой борьбе находит свое выражение поступательное шествие научно-технического прогресса, движение к более полному удовлетворению постоянно возрастающих запросов населения Земли, социально-экономическое развитие стран и регионов. Идет отрицание отрицания. Новое, современное, качественное отрицает устаревшее, не соответствующее запросам времени и покупателей.

Но мы должны осознавать, что борьба на внешних рынках это одна часть наших сложностей при интеграции в мировую экономику.

Вторая, и не менее сложная впереди проблема – это борьба за внутренний рынок. К сожалению, об этом еще пока и не задумываются кадры наших предприятий и их руководители. Мы гоним пресловутый вал, предпринимаем ограничительные меры по доступу импорта на наш белорусский рынок и этим как бы продлеваем жизнь своего массового товаропроизводителя.

Пресса наша тоже не обостряет этой впереди стоящей проблемы и не готовит кадры реального сектора экономики к новым реалиям, которые уже не за горой и стучаться в нашу дверь. Россия ведь планировала вступать в ВТО еще в начальный период президентства В. Путина. Но под напором прессы, в силу высказываемого мнения руководителей предприятий, в силу предвидения обострения ситуации и неподготовленности товаропроизводителей к работе в условиях членства в ВТО вынуждена была отступить и отложить вступление в ВТО на добрый десяток лет. Но, надо полагать, что сообщение Главы российского государства о вступлении в ВТО взвешенное и изученное на требуемых уровнях. И рассматривать его надо как реалии настоящего времени, которые коснуться и позиции Беларуси, вызвав определенную ее корректировку в направлении ускорения.

А это означает, что, получив доступ на внешний рынок, страна откроет и свой внутренний для иностранного товаропроизводителя. Импорт, хотя и не всегда качественный, но хорошо оформленный, красиво завернутый хлынет на наши прилавки (наглядное тому подтверждение китайская продукция) и серьезно потеснит отечественного товаропроизводителя со всеми вытекающими из этого последствиями. Дать прогноз возможных последствий.

В этой ситуации предстоит по другому отнестись к организации маркетинговой деятельности, к маркетингу как науке и одному из способов обеспечения конкурентоспособности страны, ее отраслей и предприятий. В индустриально развитых странах мар­кетинговая концепция развития фирм занимает почетное место уже в течение десятилетий. За исторически короткий срок маркетинг занял достойное место в товарно-денежных отношениях, в развитии мировой экономики в целом. И это вполне обосновано и востребовано самим ходом экономического развития

В то же время надо заметить, что становле­ние инновационного маркетинга как научной дисциплины при­шлось только на последние десятилетия. А для стран с переходной экономикой инновационный маркетинг яв­ляется, по сути, новшеством.

Организуя инновационный, да и просто производственный процесс, товаропроизводитель сталкивается с проблемой сбыта продукции. При отсутствии маркетинговых исследований, ИII вынуждено выходить на рынок в условиях неопределенности, на свой страх и риск и ждать, пока потребитель оценит и примет инновации. При этом риск непри­ятия потребителем нового продукта очень велик, тем более что время работает против предпринимателя и его товара.

Если же предприятие-инноватор включает маркетинг инноваций в качестве основной составляющей менеджмента на ИП, прогнози­руя соответствующие сегменты рынка, планируя производство и потребительские свойства инноваций, цену па них, каналы распределения, расходы на рекламу, то ему удается существенно снизить рыночную неопреде­ленность и риск потребительского неприятия инноваций.

Исходя из практических задач включения в рыночную экономику и из вышеизложенного мы будем рассматривать маркетинг в целом и инновационный, в частности, как вид практической деятельности по изучению рынка, организации, управлению и регулированию производства, сбыта това­ров и услуг на основе информации о конъюнктуре рынка.

Придавая более широкое звучание понятию инновационный марке­тинг можно обобщить, что в современном понимании инновационный марке­тинг представляет собой единство стра­тегий, философии бизнеса, комплекса методов, мето­дик, приемов, функций и процедур, направленных на осуществление рыноч­ной стратегии ИII.

Инновационный маркетинг как понятие шире, чем маркетинг ин­новаций. Он включает:

- миссию организации, философию мышле­ния, область научных исследований;

- изучение конъюнктуры рынка;

- организацию инновационного процесса и инновационной деятельности;

- стиль управления и поведе­ния при производстве и сбыте продукции;

- завоевание новых покупателей;

- оптимальное использование конкурентных преимуществ фирмы;

- пре­умножение сфер влияния за счет диверсификации и расширения сфер деятельности предприятия и экспансии в новые отрасли и на новые рынки.

Важнейшими и неотъемлемыми составляющими инновационного маркетинга и введения его на ИП выступают:

- внедрение достижений научно-технического прогресса;

- научные исследования и разработки;

- обновление производства, увязанное с инвестиционной активностью, с дина­микой накопления и перелива капитала;

- исследование рынка, закрепление на нем, завоевание новых ниш и сегментов, формирование своего потребителя.

Все мероприятия маркетин­га, номенклатура выпускаемых товаров и услуг должны быть взаи­модополняющими и взаимосвязанными

При этом не следует забывать, что реализация функций инновационного маркетинга, наращивания экспортного потенциала возможна только на основе обновления техноло­гической базы производства, улучшения ассортимента, качества выпускаемой продукции и оптимизации цены на инновации.

Наши рекомендации