Торгово-экономическое сотрудничество в Америке

С 1 января 1994 г. вступило в силуСевероамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное в 1992 г.

Соглашение между США, Канадой .и Мексикой о Североамери­канской зоне свободной торговли, заключенное в 1992 г., стало продолжением и развитием подписанного в 1988 г. двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой.

В. настоящее время вполне вероятно, что к соглашению присо­единится Чили.

В соответствии с подписанным Соглашением о североамерикан­ской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все тор­говые и инвестиционные барьеры между странами — участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины — отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривался.

В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. В канадско-американской торговле они уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарооб­мена этих стран с Мексикой.

С начала 1994 г. на 65% снижаются пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами, в последующие 5 лет — еще на 15%, а оставшиеся пошлины должны быть устранены к 2003 г. В отношении некоторых рынков (энергоресурсов, сельхозтоваров, автомобилей и текстиля) предусмотрена более плавная либерализация. Все эти меры откроют доступ высокотехнологичес­кой продукции США и Канады на мексиканский рынок. Это каса­ется прежде всего электроники и автомобильной промышленности. В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что позволит американским экспортерам расширить их сбыт. Открытие мексиканского рынка будет иметь положительные последствия для канадской провинции Онтарио, экономика которой зависит от автомобильной промышленности.

В сфере энергетики Мексика отстояла условие, что ни одна иност­ранная компания не имеет право вкладывать инвестиции в разра­ботку, добычу и производство мексиканской нефти. Канада обязалась не принимать в случае энергетических кризисов особых мер против американских потребителей нефти и проводить одинаковую поли­тику в отношении американских и отечественных нефтяных компа­ний. За Мексикой сохранено право введения экспортно-импортных квот.

Что касается свободного перемещения капитала, то в отношениях между США и Канадой его поток уже достаточно либерализован. Мексика должна смягчить ограничение доли американских и ка­надских инвесторов в акционерном капитале своих компаний, но иностранцам запрещается инвестировать в разведку, добычу энерго­носителей и радиоактивных руд, транспортную и коммуникационную инфраструктуру. Кроме того, Мексика обязана отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях.

Соглашением предусмотрены некоторые меры, направленные на охрану окружающей среды. Раньше в пограничных районах на тер­ритории Мексики можно было производить продукцию, не соответствующую экологическим стандартам США. Для предотвращения этого предусматривается ужесточение экологических стандартов. Однако повышенные требования к охране окружающей среды не должны использоваться как скрытый торговый барьер, поэтому стороны договорились создавать двусторонние или трехсторонние арбитраж­ные комиссии. В случае нарушения предполагается введение санкций против страны-нарушителя.

Приняты также решения в области миграции рабочей силы. Со­здается трехсторонняя комиссия, которая должна установить общие стандарты, чтобы создать барьер, препятствующий притоку дешевой рабочей силы из Мексики. В отличие от ЕС, где менее развитым регионам и целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предо­ставляется значительная финансовая помощь из совместных бюд­жетных фондов, Мексике такая помощь не предоставляется.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно рас­пространяется на огромную территорию с населением 370 млн. че­ловек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметрич­ный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), Поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к разви­вающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Относительные величины ВВП и ВВП на одного жителя США, Канады и Мексики (в % к уровню США)

Страна 1980 г. 1990 г. 1993 г.
ВВП
США
Канада 10,4 9,4 9,4
Мексика 4,4 5,5 5,5
ВВП на душу населения
США
Канада 97,3 87,7
Мексика 22,8 12,9 15,8

*Ю. Шишков. НАФТА: истоки, на­дежды, перспективы//МЭиМО. 1994. № 11. С.125.

Ведущая роль США в этой группировке определяется их экономическим потенциалом и политическим влиянием. США являются основным торгово-экономическим партнером как Канады, так и Мексики (Кана­да — первый торговый партнер США, Мексика — третий). Очень велики масштабы взаим­ных инвестиций США и Ка­нады.

В то же время торгово-экономические связи между Ка­надой и Мексикой, а также при­сутствие канадского капитала в Мексике крайне незначительны.

Асимметричный характер североамериканской интегра­ции определяет различные цели и роль в НАФТА каждой из стран-участниц.

Соединенные Штаты Америки заинтересованы в развитии НАФТА по следующим причинам:

· в связи с возрастанием роли экономических союзов США в одиночку сложно противостоять конкуренции со стороны ЕС и зарождающихся экономических союзов в Азии;

· вследствие усиления конкуренции между товаропроизводите­лями, выпускающими продукцию сходного качества, но с низки­ми издержками на рабочую силу, охрану окружающей среды или природные ресурсы, США заинтересованы реализовать свой научно-технический потенциал при низких издержках производ­ства, имеющихся у Мексики;

· создавая новые рабочие места в Мексике, США стремятся со­кратить поток иммигрантов с Юга;

· США хотят вовлечь Мексику в совместные поиски баланса эколого-экономических проблем, рационально распределить бремя расходов по сохранению окружающей среды;

· в долгосрочном плане НАФТА рассматривается в США как ин­струмент для широкого экономического проникновения в Латин­скую Америку с целью расширения рынков сбыта и создания новых рабочих мест, а также повышения конкурентоспособности продукции.

Канада первоначально расценивала создание НАФТА как угрозу своему статусу привилегированного торгово-экономического парт­нера США, но в конечном счете возобладала точка зрения, согласно которой трехсторонняя зона свободной торговли является наименьшим злом по сравнению с перспективой появления двусторонней амери­кано-мексиканской зоны свободной торговли. Подписав НАФТА, Канада институализировала свои экономические отношения с США, не имеющие аналогов среди других промышленно развитых госу­дарств, закрепила статус привилегированного торгово-экономичес­кого партнера самой могущественной страны мира и обеспечила доступ к самому емкому в мире рынку. Кроме того, Канада рассчи­тывает получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку и расширить экономические связи с Латинской Америкой.

Считается, что Канада может успешно конкурировать на мекси­канском рынке в таких областях, как телекоммуникация и связь, оборудование для добывающей промышленности, производство продовольствия. Мексика зависит от импорта зерна и мясо-молочной продукции. До последнего времени значительную долю мексикан­ского импорта продовольствия обеспечивали производители из США. Заключение НАФТА уравнивает шансы канадских и американских фермеров на мексиканском рынке. Динамичная индустриализация Мексики позволяет Канаде рассчитывать на растущий мексиканский спрос на канадское сырье (древесина, металлы, асбест и др.).

В то же время в Канаде сохраняются опасения, что может иметь место сокращение рабочих мест в связи с расширением трудоемких производств в Мексике, в которой уровень оплаты труда в 10—12 раз ниже.

Добиваясь режима свободной торговли с США, Мексика рассчи­тывала реализовать такие преимущества, как наличие дешевой рабо­чей силы, изобилие природных ресурсов, в том числе нефти и газа; ускорить темпы своего экономического развития, прежде всего за счет экономии на масштабах производства и в результате либерали­зации движения капитала; сократить период реформирования своей экономики и приобщения к числу промышленно развитых стран до 10-15 лет.

26 марта 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая подписали в Асунсьоне договор, предусматривающий созда­ние общего рынка между этими странами —МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur — MERCOSUR). В момент подписания договора был установлен график снижения действовавших до подписания согла­шения ставок пошлин до полной их ликвидации к 31 декабря 1994 г. В этот же день должен был быть введен Единый таможенный тариф. Однако в действительности возникший с 1 января 1995 г. таможен­ный союз не является полным, так как в настоящее время Единый таможенный тариф охватывает около 85% тарифных позиций, а по остальным 15% для каждой страны определены списки исключений и переходный период, в течение которого они должны свести к нулю таможенные пошлины на эти товары в обороте внутри группировки и установить единые внешние ставки. Оставшиеся пошлины во внут­реннем обороте группировки должны быть в основном ликвидиро­ваны к концу 1999 г., а по наиболее чувствительным позициям — в 2006 г. Наиболее закрытыми отраслями остаются пока автомобиле­строение и сахарная промышленность, в которых Бразилия имеет значительно более конкурентоспособную продукцию.

В июне 1996 г. были подписаны соглашения о присоединении к группировке Чили и об ассоциации Боливии, которые, однако, не предусматривают применение этими странами Единого таможенного тарифа.

Образование МЕРКОСУР способствовало динамичному росту торговли между странами-участницами (в 1992—1997 гг. ее объем возрос в среднем на 27% в год). К концу 90-х гг. это была наиболее продвинутая интеграционная инициатива в Латинской Америке.

В отличие от Европейского Союза МЕРКОСУР не предусматри­вает никакой помощи отдельным регионам или отраслям и признает только рыночные регуляторы экономического развития.

Основными органами МЕРКОСУР являются:

Совет Общего рынка;

Группа Общего рынка;

Совместная парламентская комиссия;

Комиссия по вопросам торговли;

Консультативно-общественный форум;

секретариат.

Совет Общего рынка, состоящий из министров иностранных дел и экономики, определяет политику группировки и принимает соот­ветствующие решения. В соответствии с договором решения принимаются путем консенсуса, но фактически Бразилия и Аргентина или даже сама Бразилия часто принимают решения без согласования со своими более слабыми партнерами.

Группа Общего рынка является исполнительным органом (аналог Европейской комиссии в ЕС).

В декабре 1995 г. в Мадриде было подписано рамочное соглаше­ние ЕС — МЕРКОСУР, предусматривающее подготовку к постепен­ной либерализации взаимной торговли вплоть до образования зоны. свободной торговли в 2005 г.

МЕРКОСУР также поддерживает идею образования зоны свобод­ной торговли Южной и Северной Америки.

КАРИКОМ, Карибское сообщество и Карибский общий рынок (CARICOM, Caribbean Community And Common Market), создано согласно договору Чагуарамас, заключенному в 1973 г. (вступил в действие в 1974 г.), и заменило существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.

В состав Сообщества входят Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-­Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, а также находящийся в колони­альной зависимости от Великобритании Монтсеррат и федерация Сент-Кристофер-Невис-Ангилья. Багамские острова являются членом Сообщества, но не Общего рынка.

Ассоциированными членами являются Британские Виргинские острова, острова Терке и Кайкос.

Местонахождение — Джорджтаун (Гайана).

Основная часть договора Чагуарамас трактует Карибское сооб­щество как широкомасштабную концепцию интеграции. Приложение в качестве составной части договора (статья 32) регулирует нормы Карибского общего рынка.

КАРИКОМ с 1973 г. неоднократно принимало программные до­кументы, касающиеся его целей и задач:

1984 г. — Нассауское соглашение (структурное сближение и стрем­ление к тесной интеграции);

1985 г.— Барбадосский консенсуальный договор (развитие мест­ного регионального предпринимательства в государствах-членах);

1989 г. — Порт-оф-Спейнское соглашение о сохранении окру­жающей среды Карибского бассейна и Гранд-Андская декларация (рабочая программа дальнейшего развития интеграции);

1991 г. — Порт-оф-Спейнский консенсуальный договор (обеспе­чение развития Карибского региона до 2000 г. и далее) и др.

Основными целями КАРИКОМ являются:

содействие экономическому сотрудничеству посредством Кариб­ского общего рынка;

координация внешней политики государств-членов;

создание совместных институтов и сотрудничество в таких облас­тях, как здравоохранение, образование, культура, коммуникации и промышленность.

Договор Чагуарамас предусматривает политическое 'и экономи­ческое сотрудничество стран КАРИКОМ, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам. В области экономики намечено обеспечить экономичес­кое сближение стран КАРИКОМ путем ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений, установления общего таможенного режима, проведения единой торговой политики и общей политики в области сельского хозяйства, координации денежной и финансовой политики, ликвидации ограничений на свободное передвижение лиц, капитала, сотрудничества в области туризма, транс­порта и связи.

КАРИКОМ имеет следующую структуру:

Конференция глав правительств, бюро Конференции, комитет председателей центральных банков;

Совет Карибского сообщества, комитеты;

секретариат Карибского сообщества;

парламентская ассамблея Карибского сообщества.

Конференция глав правительств, обычно собирающаяся раз в год, является высшим органом КАРИКОМ. Она отвечает за выработку основных политических и стратегических принципов, урегулирование конфликтов, деятельность Верховного суда, заключение между­народных договоров и международное сотрудничество и может давать указания Совету Общего рынка. Свои полномочия по финан­совым вопросам она делегировала Совету. Решения Конферен­ции принимаются обычно единогласно; государства-члены имеют право вето. Бюро Конференции следит за выполнением ее решений, выдвигает свои предложения, руководит организацией между сес­сиями Конференции и контролирует образованные в 1992 г. силы быстрого реагирования.

Совет Карибского сообщества, состоящий из министров по делам КАРИКОМ, руководит Сообществом как его второй по значению орган. Он отвечает за бесперебойное функционирование Сообщества с учетом решений Конференции и бюро Конференции, а также других органов КАРИКОМ. Он опирается на целый ряд комитетов (правовой комитет, постоянный бюджетный комитет, комитет по торговле и экономическому развитию, комитет по иностранным делам и вопросам Сообщества, комитет по социальным вопросам). Решения совета обычно принимаются консенсусом.

Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый генераль­ным секретарем, разделен на пять департаментов (торговля и сель­ское хозяйство, экономика и промышленность, функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация). Наряду с организационной работой по проведению Конференций и других встреч органов и институтов Сообщества секретариат зани­мается реализацией принятых решений, инициирует, организует и проводит исследования по вопросам экономического и функциональ­ного сотрудничества, оказывает помощь государствам-членам и вы­полняет все задачи, поставленные перед ним Конференцией и дру­гими органами.

Для финансового обеспечения деятельности КАРИКОМ в 1969 г. был создан Карибский банк развития.

В 1973 г. была создана, а в 1975 г. приступила к деятельности Кариб­ская инвестиционная корпорация с уставным капиталом в 15 млн. дол. Она учреждена на паритетных началах более развитыми странами КАРИКОМ (Барбадосом, Гайаной, Тринидадом и Тобаго, Ямайкой) для финансирования проектов в менее развитых.

В структуре КАРИКОМ различаются институты (например, кон­ференция министров здравоохранения, постоянные комитеты по различным областям регионального развития), самостоятельно дейст­вующие в своей сфере, и ассоциированные институты, к которым согласно договору Чагуарамас относятся Карибский банк развития, Карибская метеорологическая организация, Совет правового обра­зования, Университет Гайаны, Вест-Индский университет и Вест-Индская судоходная компания.

Наибольшие усилия в рамках КАРИКОМ были сделаны для раз­вития взаимной торговли. Договор Чагуарамас предусматривал отме­ну таможенного обложения почти всех товаров, кроме ограниченной группы, включенной в список исключений. Для менее развитых стран был установлен 10-летний срок для либерализации торговли. В 1977 г. была введена система многосторонних расчетов с размером взаим­ного кредита в 40 млн. дол. Принятые меры способствовали росту зональной торговли, однако половина объема региональной торговли приходилась на Тринидад и Тобаго. Процесс либерализации не носит необратимого характера: в конце 70-х гг. действовали ограничения на импорт товаров из других стран КАРИКОМ, введенные Гайаной и Ямайкой в связи с ухудшением торгового баланса.

Создание КАРИКОМ стимулировало развитие регионального сотрудничества в сельском хозяйстве. С 1976 г. стала выполняться программа развития продовольственной базы, ставящая целью до­стичь самообеспечения молочными, мясными и рыбопродуктами. Началось сотрудничество в области транспорта.

В 1977 г. секретариатом КАРИКОМ и ЕЭС заключено соглаше­ние о сотрудничестве, включающее программы технической и фи­нансовой помощи.

Интеграционная политика КАРИКОМ нацелена также на глубо­кую экономическую интеграцию и функциональную кооперацию в сфере транспорта, коммуникаций и образования, а также на внешне­политическое сотрудничество, которое осуществляется в результате усиления международных контактов (создание смешанных комите­тов), особенно с латиноамериканскими государствами, и налажива­ния связей с международными организациями и группировками, в том числе с НАФТА.

В 1982 г. конференция глав правительств предложила государст­вам Карибского региона, государствам Центральной Америки и Суринаму создать Ассоциацию карибских государств для расшире­ния функционального сотрудничества в Карибском регионе.

В 1993 г. было принято решение об образовании комитета для разработки плана по применению норм договора Чагуарамас в соот­ветствии с политическими и экономическими условиями региона.

В 1994 г. конференция глав правительств поручила секретариату подготовить доклад об отношениях между НАФТА и КАРИКОМ, особенно о перспективах членства КАРИКОМ в НАФТА и возмож­ных политических и экономических последствиях такого членства для региона. .

Комитет председателей центральных банков разрабатывает планы создания регионального валютного союза и согласования региональ­ного финансового законодательства.

Государства — члены КАРИКОМ обсуждают возможность при­нятия «Хартии гражданского общества».

Система Андской интеграции (Andean Integration System) состоит из:

структуры и институтов Андской группы, образованной согласно Картахенскому соглашению в 1969 г.;

политических институтов, созданных государствами-членами.

«Андская стратегия», принятая во время встречи на островах Галапагос в 1990 г., сформулировала три основные цели:

развитие Андского экономического пространства;

углубление международных связей стран Андской группы;

вклад в единство стран Латинской Америки.

«Акт мира» (1990 г.) подтверждает стремление к углублению про­цесса интеграции андских стран и выдвигает идею скорейшей реа­лизации его отдельных этапов (зона свободной торговли, таможен­ный союз), а также других инициатив, необходимых для создания Андского общего рынка.

В состав Андской группы (Andean Group) входят Боливия, Вене­суэла, Колумбия, Перу, Эквадор.

Местонахождение — Лима, Перу.

Андская группа (или Андский пакт) была создана в 1969 г. согласно Картахенскому соглашению.

Основными задачами Андской группы являются:

содействие равномерному, гармоничному и справедливому раз­витию стран-участниц посредством их интеграции и социально-эко­номического сотрудничества;

ускорение экономического роста и создание рабочих мест;

участие государств группы в региональном интеграционном про­цессе с целью создания латиноамериканского общего рынка;

снижение зависимости государств-членов от внешнего влияния и улучшение положения Андской группы в международной экономике;

укрепление региональной солидарности и устранение различий в развитии государств-членов.

Система Андской интеграции имеет следующую структуру:

1. Политический сектор:

совет президентов;

совет министров иностранных дел;

координационные механизмы.

2. Картахенское соглашение:

комиссия;

хунта;

совет;

парламент;

вспомогательные органы.

3. Финансовый сектор:

Андская корпорация развития;

Андский резервный фонд.

4. Соглашения в социальной сфере.

5. Предпринимательские объединения и совместные компании.

Андский совет президентов, состоящий из президентов Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора, был создан в 1990 г. для ускорения интеграционного процесса. Совет руководит интеграцией и согласованием сферы совместных интересов. Директивы совета, касающиеся определенных институтов Андской интеграции, согласно, договоренности государств-членов становятся частью соответствующих уставов. Совет заседает каждые шесть месяцев.

Совет министров иностранных дел руководит и согласовывает внешнеполитические акции институтов Андской группы, а также способствует углублению интеграции и разработке совместной внеш­ней политики.

Совет президентов поручает совету министров иностранных дел подготовку встреч на высшем уровне и проведение внешнеполити­ческих акций для поддержки целостности институтов Андской интеграции. Институты Андской интеграционной системы пери­одически представляют доклады о ходе 'интеграционного процесса.

Комиссия, состоящая из представителей государств-членов, явля­ется высшим органом. Она вырабатывает общую политическую линию, координирует различные проекты с участием государств-членов, согласовывает их экономическую политику и следит за со­блюдением Картахенского соглашения.

Хунта — «технический орган». Который состоит из трех человек, назначаемых комиссией сроком на три года для реализации Карта­хенского соглашения, а также для выполнения решений и поруче­ний комиссии. Все три члена хунты имеют одинаковые полномочия, каждый из них в течение одного года выполняет обязанности коор­динатора, являющегося законным представителем хунты.

Суд (каждое государство-член избирает сроком на шесть лет од­ного судью), образованный в 1985 г., наблюдает за правильностью применения принятых правовых норм и за их единой интерпретацией.

Андский парламент (1979 г.), состоящий из депутатов националь­ных парламентов (не более пяти депутатов от каждого государства-члена), работает в тесном сотрудничестве с государствами-членами и выдвигает предложения по гармонизации законодательства. Он со­бирается поочередно в одной из столиц государств Андской группы.

Вспомогательные органы (консультативные комитеты, Союз част­ных предпринимателей, Андский институт труда и др.) работают над установлением тесных отношений между странами в регионе и орга­нами Андской группы.

Андская корпорация развития (Каракас—Венесуэла), основанная в 1986 г., выполняет ряд функций. Она работает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия. Корпорация располагает филиалами в госу­дарствах-членах.

Андский резервный фонд (Богота—Колумбия) управляет частью ва­лютных резервов государств-членов для поддержания платежного баланса и согласования финансовой и валютной политики.

Соглашения в социальной сфере касаются сохранения самобытной культуры Андского региона («Andres Bello Convention»), улучшения здравоохранения («Hipollito Unanue Convention») и условий труда и жизни («Simon Rodrigues Convention»).

К совместным компаниям относится, например, Ассоциация теле­коммуникационных компаний Андской группы (Association of the Andean Subregional Agreement's State Telecommunication Enterprises, ASETA), которая объединяет телекоммуникационные компании государств-членов с целью расширения сотрудничества, содействия развитию и лучшего использования телекоммуникационных служб в регионе.

В 1993 г. Европейская комиссия (Европейский Союз) подписала рамочное соглашение с государствами-членами о сотрудничестве с целью углубления региональной интеграции андских стран.

В 1991 г. пять глав государств Андской группы подписали Картахенскую декларацию, в которой заявили об отказе от оружия массо­вого уничтожения. Они подтвердили отказ своих правительств от владения, производства, разработки, использования, испытания, поставок всех видов оружия массового уничтожения (ядерного, би­ологического, химического), а также от его приобретения и хране­ния. Декларация призывает присоединяться все государства Андского региона.

Наши рекомендации