Торгово-экономическое сотрудничество в Америке
С 1 января 1994 г. вступило в силуСевероамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное в 1992 г.
Соглашение между США, Канадой .и Мексикой о Североамериканской зоне свободной торговли, заключенное в 1992 г., стало продолжением и развитием подписанного в 1988 г. двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой.
В. настоящее время вполне вероятно, что к соглашению присоединится Чили.
В соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами — участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины — отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривался.
В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. В канадско-американской торговле они уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарообмена этих стран с Мексикой.
С начала 1994 г. на 65% снижаются пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами, в последующие 5 лет — еще на 15%, а оставшиеся пошлины должны быть устранены к 2003 г. В отношении некоторых рынков (энергоресурсов, сельхозтоваров, автомобилей и текстиля) предусмотрена более плавная либерализация. Все эти меры откроют доступ высокотехнологической продукции США и Канады на мексиканский рынок. Это касается прежде всего электроники и автомобильной промышленности. В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что позволит американским экспортерам расширить их сбыт. Открытие мексиканского рынка будет иметь положительные последствия для канадской провинции Онтарио, экономика которой зависит от автомобильной промышленности.
В сфере энергетики Мексика отстояла условие, что ни одна иностранная компания не имеет право вкладывать инвестиции в разработку, добычу и производство мексиканской нефти. Канада обязалась не принимать в случае энергетических кризисов особых мер против американских потребителей нефти и проводить одинаковую политику в отношении американских и отечественных нефтяных компаний. За Мексикой сохранено право введения экспортно-импортных квот.
Что касается свободного перемещения капитала, то в отношениях между США и Канадой его поток уже достаточно либерализован. Мексика должна смягчить ограничение доли американских и канадских инвесторов в акционерном капитале своих компаний, но иностранцам запрещается инвестировать в разведку, добычу энергоносителей и радиоактивных руд, транспортную и коммуникационную инфраструктуру. Кроме того, Мексика обязана отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях.
Соглашением предусмотрены некоторые меры, направленные на охрану окружающей среды. Раньше в пограничных районах на территории Мексики можно было производить продукцию, не соответствующую экологическим стандартам США. Для предотвращения этого предусматривается ужесточение экологических стандартов. Однако повышенные требования к охране окружающей среды не должны использоваться как скрытый торговый барьер, поэтому стороны договорились создавать двусторонние или трехсторонние арбитражные комиссии. В случае нарушения предполагается введение санкций против страны-нарушителя.
Приняты также решения в области миграции рабочей силы. Создается трехсторонняя комиссия, которая должна установить общие стандарты, чтобы создать барьер, препятствующий притоку дешевой рабочей силы из Мексики. В отличие от ЕС, где менее развитым регионам и целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется значительная финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, Мексике такая помощь не предоставляется.
Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), Поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Относительные величины ВВП и ВВП на одного жителя США, Канады и Мексики (в % к уровню США)
Страна | 1980 г. | 1990 г. | 1993 г. |
ВВП | |||
США | |||
Канада | 10,4 | 9,4 | 9,4 |
Мексика | 4,4 | 5,5 | 5,5 |
ВВП на душу населения | |||
США | |||
Канада | 97,3 | 87,7 | |
Мексика | 22,8 | 12,9 | 15,8 |
*Ю. Шишков. НАФТА: истоки, надежды, перспективы//МЭиМО. 1994. № 11. С.125.
Ведущая роль США в этой группировке определяется их экономическим потенциалом и политическим влиянием. США являются основным торгово-экономическим партнером как Канады, так и Мексики (Канада — первый торговый партнер США, Мексика — третий). Очень велики масштабы взаимных инвестиций США и Канады.
В то же время торгово-экономические связи между Канадой и Мексикой, а также присутствие канадского капитала в Мексике крайне незначительны.
Асимметричный характер североамериканской интеграции определяет различные цели и роль в НАФТА каждой из стран-участниц.
Соединенные Штаты Америки заинтересованы в развитии НАФТА по следующим причинам:
· в связи с возрастанием роли экономических союзов США в одиночку сложно противостоять конкуренции со стороны ЕС и зарождающихся экономических союзов в Азии;
· вследствие усиления конкуренции между товаропроизводителями, выпускающими продукцию сходного качества, но с низкими издержками на рабочую силу, охрану окружающей среды или природные ресурсы, США заинтересованы реализовать свой научно-технический потенциал при низких издержках производства, имеющихся у Мексики;
· создавая новые рабочие места в Мексике, США стремятся сократить поток иммигрантов с Юга;
· США хотят вовлечь Мексику в совместные поиски баланса эколого-экономических проблем, рационально распределить бремя расходов по сохранению окружающей среды;
· в долгосрочном плане НАФТА рассматривается в США как инструмент для широкого экономического проникновения в Латинскую Америку с целью расширения рынков сбыта и создания новых рабочих мест, а также повышения конкурентоспособности продукции.
Канада первоначально расценивала создание НАФТА как угрозу своему статусу привилегированного торгово-экономического партнера США, но в конечном счете возобладала точка зрения, согласно которой трехсторонняя зона свободной торговли является наименьшим злом по сравнению с перспективой появления двусторонней американо-мексиканской зоны свободной торговли. Подписав НАФТА, Канада институализировала свои экономические отношения с США, не имеющие аналогов среди других промышленно развитых государств, закрепила статус привилегированного торгово-экономического партнера самой могущественной страны мира и обеспечила доступ к самому емкому в мире рынку. Кроме того, Канада рассчитывает получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку и расширить экономические связи с Латинской Америкой.
Считается, что Канада может успешно конкурировать на мексиканском рынке в таких областях, как телекоммуникация и связь, оборудование для добывающей промышленности, производство продовольствия. Мексика зависит от импорта зерна и мясо-молочной продукции. До последнего времени значительную долю мексиканского импорта продовольствия обеспечивали производители из США. Заключение НАФТА уравнивает шансы канадских и американских фермеров на мексиканском рынке. Динамичная индустриализация Мексики позволяет Канаде рассчитывать на растущий мексиканский спрос на канадское сырье (древесина, металлы, асбест и др.).
В то же время в Канаде сохраняются опасения, что может иметь место сокращение рабочих мест в связи с расширением трудоемких производств в Мексике, в которой уровень оплаты труда в 10—12 раз ниже.
Добиваясь режима свободной торговли с США, Мексика рассчитывала реализовать такие преимущества, как наличие дешевой рабочей силы, изобилие природных ресурсов, в том числе нефти и газа; ускорить темпы своего экономического развития, прежде всего за счет экономии на масштабах производства и в результате либерализации движения капитала; сократить период реформирования своей экономики и приобщения к числу промышленно развитых стран до 10-15 лет.
26 марта 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая подписали в Асунсьоне договор, предусматривающий создание общего рынка между этими странами —МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur — MERCOSUR). В момент подписания договора был установлен график снижения действовавших до подписания соглашения ставок пошлин до полной их ликвидации к 31 декабря 1994 г. В этот же день должен был быть введен Единый таможенный тариф. Однако в действительности возникший с 1 января 1995 г. таможенный союз не является полным, так как в настоящее время Единый таможенный тариф охватывает около 85% тарифных позиций, а по остальным 15% для каждой страны определены списки исключений и переходный период, в течение которого они должны свести к нулю таможенные пошлины на эти товары в обороте внутри группировки и установить единые внешние ставки. Оставшиеся пошлины во внутреннем обороте группировки должны быть в основном ликвидированы к концу 1999 г., а по наиболее чувствительным позициям — в 2006 г. Наиболее закрытыми отраслями остаются пока автомобилестроение и сахарная промышленность, в которых Бразилия имеет значительно более конкурентоспособную продукцию.
В июне 1996 г. были подписаны соглашения о присоединении к группировке Чили и об ассоциации Боливии, которые, однако, не предусматривают применение этими странами Единого таможенного тарифа.
Образование МЕРКОСУР способствовало динамичному росту торговли между странами-участницами (в 1992—1997 гг. ее объем возрос в среднем на 27% в год). К концу 90-х гг. это была наиболее продвинутая интеграционная инициатива в Латинской Америке.
В отличие от Европейского Союза МЕРКОСУР не предусматривает никакой помощи отдельным регионам или отраслям и признает только рыночные регуляторы экономического развития.
Основными органами МЕРКОСУР являются:
Совет Общего рынка;
Группа Общего рынка;
Совместная парламентская комиссия;
Комиссия по вопросам торговли;
Консультативно-общественный форум;
секретариат.
Совет Общего рынка, состоящий из министров иностранных дел и экономики, определяет политику группировки и принимает соответствующие решения. В соответствии с договором решения принимаются путем консенсуса, но фактически Бразилия и Аргентина или даже сама Бразилия часто принимают решения без согласования со своими более слабыми партнерами.
Группа Общего рынка является исполнительным органом (аналог Европейской комиссии в ЕС).
В декабре 1995 г. в Мадриде было подписано рамочное соглашение ЕС — МЕРКОСУР, предусматривающее подготовку к постепенной либерализации взаимной торговли вплоть до образования зоны. свободной торговли в 2005 г.
МЕРКОСУР также поддерживает идею образования зоны свободной торговли Южной и Северной Америки.
КАРИКОМ, Карибское сообщество и Карибский общий рынок (CARICOM, Caribbean Community And Common Market), создано согласно договору Чагуарамас, заключенному в 1973 г. (вступил в действие в 1974 г.), и заменило существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.
В состав Сообщества входят Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, а также находящийся в колониальной зависимости от Великобритании Монтсеррат и федерация Сент-Кристофер-Невис-Ангилья. Багамские острова являются членом Сообщества, но не Общего рынка.
Ассоциированными членами являются Британские Виргинские острова, острова Терке и Кайкос.
Местонахождение — Джорджтаун (Гайана).
Основная часть договора Чагуарамас трактует Карибское сообщество как широкомасштабную концепцию интеграции. Приложение в качестве составной части договора (статья 32) регулирует нормы Карибского общего рынка.
КАРИКОМ с 1973 г. неоднократно принимало программные документы, касающиеся его целей и задач:
1984 г. — Нассауское соглашение (структурное сближение и стремление к тесной интеграции);
1985 г.— Барбадосский консенсуальный договор (развитие местного регионального предпринимательства в государствах-членах);
1989 г. — Порт-оф-Спейнское соглашение о сохранении окружающей среды Карибского бассейна и Гранд-Андская декларация (рабочая программа дальнейшего развития интеграции);
1991 г. — Порт-оф-Спейнский консенсуальный договор (обеспечение развития Карибского региона до 2000 г. и далее) и др.
Основными целями КАРИКОМ являются:
содействие экономическому сотрудничеству посредством Карибского общего рынка;
координация внешней политики государств-членов;
создание совместных институтов и сотрудничество в таких областях, как здравоохранение, образование, культура, коммуникации и промышленность.
Договор Чагуарамас предусматривает политическое 'и экономическое сотрудничество стран КАРИКОМ, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам. В области экономики намечено обеспечить экономическое сближение стран КАРИКОМ путем ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений, установления общего таможенного режима, проведения единой торговой политики и общей политики в области сельского хозяйства, координации денежной и финансовой политики, ликвидации ограничений на свободное передвижение лиц, капитала, сотрудничества в области туризма, транспорта и связи.
КАРИКОМ имеет следующую структуру:
Конференция глав правительств, бюро Конференции, комитет председателей центральных банков;
Совет Карибского сообщества, комитеты;
секретариат Карибского сообщества;
парламентская ассамблея Карибского сообщества.
Конференция глав правительств, обычно собирающаяся раз в год, является высшим органом КАРИКОМ. Она отвечает за выработку основных политических и стратегических принципов, урегулирование конфликтов, деятельность Верховного суда, заключение международных договоров и международное сотрудничество и может давать указания Совету Общего рынка. Свои полномочия по финансовым вопросам она делегировала Совету. Решения Конференции принимаются обычно единогласно; государства-члены имеют право вето. Бюро Конференции следит за выполнением ее решений, выдвигает свои предложения, руководит организацией между сессиями Конференции и контролирует образованные в 1992 г. силы быстрого реагирования.
Совет Карибского сообщества, состоящий из министров по делам КАРИКОМ, руководит Сообществом как его второй по значению орган. Он отвечает за бесперебойное функционирование Сообщества с учетом решений Конференции и бюро Конференции, а также других органов КАРИКОМ. Он опирается на целый ряд комитетов (правовой комитет, постоянный бюджетный комитет, комитет по торговле и экономическому развитию, комитет по иностранным делам и вопросам Сообщества, комитет по социальным вопросам). Решения совета обычно принимаются консенсусом.
Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый генеральным секретарем, разделен на пять департаментов (торговля и сельское хозяйство, экономика и промышленность, функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация). Наряду с организационной работой по проведению Конференций и других встреч органов и институтов Сообщества секретариат занимается реализацией принятых решений, инициирует, организует и проводит исследования по вопросам экономического и функционального сотрудничества, оказывает помощь государствам-членам и выполняет все задачи, поставленные перед ним Конференцией и другими органами.
Для финансового обеспечения деятельности КАРИКОМ в 1969 г. был создан Карибский банк развития.
В 1973 г. была создана, а в 1975 г. приступила к деятельности Карибская инвестиционная корпорация с уставным капиталом в 15 млн. дол. Она учреждена на паритетных началах более развитыми странами КАРИКОМ (Барбадосом, Гайаной, Тринидадом и Тобаго, Ямайкой) для финансирования проектов в менее развитых.
В структуре КАРИКОМ различаются институты (например, конференция министров здравоохранения, постоянные комитеты по различным областям регионального развития), самостоятельно действующие в своей сфере, и ассоциированные институты, к которым согласно договору Чагуарамас относятся Карибский банк развития, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Университет Гайаны, Вест-Индский университет и Вест-Индская судоходная компания.
Наибольшие усилия в рамках КАРИКОМ были сделаны для развития взаимной торговли. Договор Чагуарамас предусматривал отмену таможенного обложения почти всех товаров, кроме ограниченной группы, включенной в список исключений. Для менее развитых стран был установлен 10-летний срок для либерализации торговли. В 1977 г. была введена система многосторонних расчетов с размером взаимного кредита в 40 млн. дол. Принятые меры способствовали росту зональной торговли, однако половина объема региональной торговли приходилась на Тринидад и Тобаго. Процесс либерализации не носит необратимого характера: в конце 70-х гг. действовали ограничения на импорт товаров из других стран КАРИКОМ, введенные Гайаной и Ямайкой в связи с ухудшением торгового баланса.
Создание КАРИКОМ стимулировало развитие регионального сотрудничества в сельском хозяйстве. С 1976 г. стала выполняться программа развития продовольственной базы, ставящая целью достичь самообеспечения молочными, мясными и рыбопродуктами. Началось сотрудничество в области транспорта.
В 1977 г. секретариатом КАРИКОМ и ЕЭС заключено соглашение о сотрудничестве, включающее программы технической и финансовой помощи.
Интеграционная политика КАРИКОМ нацелена также на глубокую экономическую интеграцию и функциональную кооперацию в сфере транспорта, коммуникаций и образования, а также на внешнеполитическое сотрудничество, которое осуществляется в результате усиления международных контактов (создание смешанных комитетов), особенно с латиноамериканскими государствами, и налаживания связей с международными организациями и группировками, в том числе с НАФТА.
В 1982 г. конференция глав правительств предложила государствам Карибского региона, государствам Центральной Америки и Суринаму создать Ассоциацию карибских государств для расширения функционального сотрудничества в Карибском регионе.
В 1993 г. было принято решение об образовании комитета для разработки плана по применению норм договора Чагуарамас в соответствии с политическими и экономическими условиями региона.
В 1994 г. конференция глав правительств поручила секретариату подготовить доклад об отношениях между НАФТА и КАРИКОМ, особенно о перспективах членства КАРИКОМ в НАФТА и возможных политических и экономических последствиях такого членства для региона. .
Комитет председателей центральных банков разрабатывает планы создания регионального валютного союза и согласования регионального финансового законодательства.
Государства — члены КАРИКОМ обсуждают возможность принятия «Хартии гражданского общества».
Система Андской интеграции (Andean Integration System) состоит из:
структуры и институтов Андской группы, образованной согласно Картахенскому соглашению в 1969 г.;
политических институтов, созданных государствами-членами.
«Андская стратегия», принятая во время встречи на островах Галапагос в 1990 г., сформулировала три основные цели:
развитие Андского экономического пространства;
углубление международных связей стран Андской группы;
вклад в единство стран Латинской Америки.
«Акт мира» (1990 г.) подтверждает стремление к углублению процесса интеграции андских стран и выдвигает идею скорейшей реализации его отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других инициатив, необходимых для создания Андского общего рынка.
В состав Андской группы (Andean Group) входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор.
Местонахождение — Лима, Перу.
Андская группа (или Андский пакт) была создана в 1969 г. согласно Картахенскому соглашению.
Основными задачами Андской группы являются:
содействие равномерному, гармоничному и справедливому развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества;
ускорение экономического роста и создание рабочих мест;
участие государств группы в региональном интеграционном процессе с целью создания латиноамериканского общего рынка;
снижение зависимости государств-членов от внешнего влияния и улучшение положения Андской группы в международной экономике;
укрепление региональной солидарности и устранение различий в развитии государств-членов.
Система Андской интеграции имеет следующую структуру:
1. Политический сектор:
совет президентов;
совет министров иностранных дел;
координационные механизмы.
2. Картахенское соглашение:
комиссия;
хунта;
совет;
парламент;
вспомогательные органы.
3. Финансовый сектор:
Андская корпорация развития;
Андский резервный фонд.
4. Соглашения в социальной сфере.
5. Предпринимательские объединения и совместные компании.
Андский совет президентов, состоящий из президентов Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора, был создан в 1990 г. для ускорения интеграционного процесса. Совет руководит интеграцией и согласованием сферы совместных интересов. Директивы совета, касающиеся определенных институтов Андской интеграции, согласно, договоренности государств-членов становятся частью соответствующих уставов. Совет заседает каждые шесть месяцев.
Совет министров иностранных дел руководит и согласовывает внешнеполитические акции институтов Андской группы, а также способствует углублению интеграции и разработке совместной внешней политики.
Совет президентов поручает совету министров иностранных дел подготовку встреч на высшем уровне и проведение внешнеполитических акций для поддержки целостности институтов Андской интеграции. Институты Андской интеграционной системы периодически представляют доклады о ходе 'интеграционного процесса.
Комиссия, состоящая из представителей государств-членов, является высшим органом. Она вырабатывает общую политическую линию, координирует различные проекты с участием государств-членов, согласовывает их экономическую политику и следит за соблюдением Картахенского соглашения.
Хунта — «технический орган». Который состоит из трех человек, назначаемых комиссией сроком на три года для реализации Картахенского соглашения, а также для выполнения решений и поручений комиссии. Все три члена хунты имеют одинаковые полномочия, каждый из них в течение одного года выполняет обязанности координатора, являющегося законным представителем хунты.
Суд (каждое государство-член избирает сроком на шесть лет одного судью), образованный в 1985 г., наблюдает за правильностью применения принятых правовых норм и за их единой интерпретацией.
Андский парламент (1979 г.), состоящий из депутатов национальных парламентов (не более пяти депутатов от каждого государства-члена), работает в тесном сотрудничестве с государствами-членами и выдвигает предложения по гармонизации законодательства. Он собирается поочередно в одной из столиц государств Андской группы.
Вспомогательные органы (консультативные комитеты, Союз частных предпринимателей, Андский институт труда и др.) работают над установлением тесных отношений между странами в регионе и органами Андской группы.
Андская корпорация развития (Каракас—Венесуэла), основанная в 1986 г., выполняет ряд функций. Она работает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия. Корпорация располагает филиалами в государствах-членах.
Андский резервный фонд (Богота—Колумбия) управляет частью валютных резервов государств-членов для поддержания платежного баланса и согласования финансовой и валютной политики.
Соглашения в социальной сфере касаются сохранения самобытной культуры Андского региона («Andres Bello Convention»), улучшения здравоохранения («Hipollito Unanue Convention») и условий труда и жизни («Simon Rodrigues Convention»).
К совместным компаниям относится, например, Ассоциация телекоммуникационных компаний Андской группы (Association of the Andean Subregional Agreement's State Telecommunication Enterprises, ASETA), которая объединяет телекоммуникационные компании государств-членов с целью расширения сотрудничества, содействия развитию и лучшего использования телекоммуникационных служб в регионе.
В 1993 г. Европейская комиссия (Европейский Союз) подписала рамочное соглашение с государствами-членами о сотрудничестве с целью углубления региональной интеграции андских стран.
В 1991 г. пять глав государств Андской группы подписали Картахенскую декларацию, в которой заявили об отказе от оружия массового уничтожения. Они подтвердили отказ своих правительств от владения, производства, разработки, использования, испытания, поставок всех видов оружия массового уничтожения (ядерного, биологического, химического), а также от его приобретения и хранения. Декларация призывает присоединяться все государства Андского региона.