Коммуникативные универсальные учебные действия 4 страница

Темы, входящие в разделы примерной программы Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся
РАЗДЕЛ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» (12 ч)
Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле Мир глазами астрономаПонятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда Экскурсияв планетарий Моделироватьстроение Солнечной системы — Знакомитьсяс учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбиратьпроекты для выполнения; — пониматьучебные задачи урока и стремитьсяих выполнить; — рассказыватьо мире с точки зрения астронома; — работать в паре: изучатьпо схеме строение Солнечной системы, перечислятьпланеты в правильной последовательности, моделироватьстроение Солнечной системы; — искатьцифровые данные о Солнце из текста учебника, выписыватьих в рабочую тетрадь; — работать со взрослыми: находитьв дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовитьсообщения; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Звёзды и планеты. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года Планеты Солнечной системыХарактеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года Практическая работа: моделироватьдвижение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Наблюдениевосхода и захода Солнца — Пониматьучебные задачи урока и стремитьсяих выполнить; — на основе схемы строения Солнечной системы характеризоватьпланеты, перечислятьих в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлятьсамопроверку; — различатьпланеты и их спутники; — работать в паре: анализироватьсхемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца; — практическая работа: моделироватьдвижение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; — устанавливатьпричинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; — работать со взрослыми: наблюдатьЛуну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа); — искать нужную информациюв дополнительной литературе, Интернете;
    — готовитьсообщения; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Звёзды и планеты Звёздное небо — Великая книга Природы Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца Моделироватьизучаемые созвездия Наблюдениесозвездий (по выбору) — Пониматьучебные задачи урока и стремитьсяих выполнить; — работать в паре: изучатьпо учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотноситьих с собственным практическим опытом, находитьна карте звёздного неба знакомые созвездия; — моделироватьизучаемые созвездия; — определятьнаправление на север по Полярной звезде; — выполнятьзадания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план Мир глазами географа Понятия о географии как науке и о географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в родном крае, история создания глобуса Практическая работас глобусом и картой — Пониматьучебные задачи урока и стремитьсяих выполнить; — сравниватьглобус и карту полушарий; — находитьусловные знаки на карте полушарий; — составлятьрассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; — искатьинформацию о географических объектах в дополнительных источниках и Интернете и готовить сообщения о них; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
История Отечества. Охрана памятников истории и культуры Мир глазами историка Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории Экскурсияв краеведческий музей — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — составлять рассказыо мире с точки зрения историка; — характеризоватьроль исторических источников для понимания событий прошлого; — посещатькраеведческий музей; — готовитьсообщения о прошлом своего региона, города (села); — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Счёт лет в истории Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта Практическая работа: анализироватьисторическую карту, рассказыватьпо ней об исторических событиях — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьпо «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; — познакомиться сосроками начала года в разных летоисчислениях; — работать в паре: анализироватьисторическую карту, рассказыватьпо ней об исторических событиях; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Человек – часть природы. Охрана природных богатств Мир глазами экологаПредставления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь Практическая работа: находитьв Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях, готовитьсообщения — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо мире с точки зрения эколога; — работать в группе: анализироватьсовременные экологические проблемы, предлагатьмеры по их решению; — знакомитьсяс международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; — находитьв Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях, готовитьсообщения; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Охрана природных богатств. Охрана памятников истории и культуры Сокровища Земли под охраной человечества Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в родном крае и за рубежом. Международная Красная книга Практические работы: в паре: знакомитьсяпо карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определятьих по фотографиям; искатьв дополнительной литературе, Интернете информацию об объектах Всемирного наследия и животных из международной Красной книги и готовитьсообщения о них; — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо причинах появления Списка Всемирного наследия; — различатьобъекты Всемирного природного и культурного наследия; — работать в паре: знакомитьсяпо карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определятьих по фотографиям; знакомитьсяпо рисунку учебника с животным из международной Красной книги; — читатьв учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из международной Красной книги и использоватьих как образец для подготовки собственных сообщений; — искатьнужную информацию в различных дополнительных источниках,в Интернете; — систематизировать и обобщать информацию об объектах Всемирного наследия, о животных из международной Красной книги; — готовитьсообщения о них; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
РАЗДЕЛ «ПРИРОДА» (13 ч)
Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы Равнины и горы Формы земной поверхности родного края. Наиболее крупные равнины, возвышенности, горы мира. Вулканы Камчатки — объект Всемирного наследия. Ильменский Заповедники. Практическая работа: находитьи показыватьна физической карте изучаемые географические объекты, рассказыватьо них по карте. — Пониматьучебные задачи урока и стремитьсяих выполнить; — работать в паре: находитьи показыватьна физической карте изучаемые географические объекты, рассказыватьо них по карте; — различатьхолмистые и плоские равнины; — характеризоватьформы земной поверхности, рассказыватьо них по личным впечатлениям; — искатьсведения об изучаемых географических объектах в различных дополнительных источниках, в Интернете; готовитьсообщения; — работать со взрослыми: готовитьматериалы к выставке «Где мы были»; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы Моря, озёра и реки мира Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник. Моря, реки, озёра Практическая работа: находитьи показыватьна физической карте изучаемые географические объекты, рассказыватьо них по карте — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: находитьи показыватьна физической карте родного края изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте; — знать, называть и показыватьна картеморя Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; — характеризоватьособенности изучаемых водных объектов; — находитьв Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; — работать со взрослыми: готовитьи оформлятьв классе выставку «Где мы были»; — писатьсочинения на заданную тему; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Природные зоны. Общее представление, основные природные зоны Природные зоны Карта природных зон. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность Практическая работа: находитьи показыватьна карте природных зон изучаемые географические объекты, рассказыватьо них по карте — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: знакомитьсяс картой природных зон родного края, сравниватьеё с физической картой родного края; определятьпо карте природные зоны высказыватьпредположения о причинах их смены, осуществлятьсамопроверку; — устанавливатьпричинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работатьсо схемой освещённости Земли солнечными лучами; — находитьна карте природных зон области высотной поясности; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) Зона арктических пустыньМестоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь Моделироватьхарактерные цепи питания Практическая работа:с картой природных зон — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьи показыватьна карте зону арктических пустынь, осуществлятьвзаимопроверку; — узнатьо взаимосвязи природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами; — работать в паре: определятьпо рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, выяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказыватьпо рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделироватьхарактерные цепи питания; — рассказыватьоб освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; — характеризоватьзону арктических пустынь по плану; — искатьв дополнительной литературе, Интернете сведения о животном мире изучаемой зоны, готовитьсообщения; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
Природные зоны : основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) Леса Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах Практическая работа:с картой природных зон Экскурсияв лес (по местным условиям) — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьи показыватьна карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказыватьо них по карте; — устанавливать зависимостьособенностей лесных зон распределения тепла и влаги; — работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника с природой лесных зон; определятьс помощью атласа-определителя растения лесов; моделироватьхарактерные цепи питания; — сравниватьприроду тундры и лесных зон; — находитьв Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовитьсообщения; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
Охрана природных богатств. Отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы Лес и человек Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу родного края. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре:с помощью схемы и текста учебника определитьроль леса в природе и жизни людей; — обсуждатьэкологические проблемы леса, предлагатьмеры по его охране; — обсуждатьправила поведения в лесу; — искатьв дополнительной литературе и Интернете сообщения о растениях и животных из Красной книги родного края, готовитьсообщения; — совершатьвиртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк; — обсуждатьэкологические проекты этого парка; — характеризоватьлесные зоны по плану; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
Природные зоны: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) Зона степей Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных Практическая работа:с картой природных зон Творческая работа. Презентация природной зоны — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьобщий вид леса и степи, описыватьстепь по фотографиям; — находитьи показыватьна карте природных зон зону степей, рассказыватьо ней по карте; устанавливатьзависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; — работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказыватьпо рисунку об экологических связях в степи, моделироватьхарактерные цепи питания; — сравниватьприроду зоны степей с природой лесов и тундры; — обсуждатьэкологические проблемы зоны степей и пути их решения; — искатьв дополнительной литературе и Интернете информацию о растениях и животных степей, — готовитьсообщения; — совершатьвиртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, — обсуждатьэкологические проекты учёных в этих заповедниках; — характеризоватьзону степей по плану; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
  Природные зоны: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) Пустыни Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедники Практическая работа:с картой природных зон — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьобщий вид степи и пустыни, описыватьпустыню по фотографиям; — находитьи показыватьна карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказыватьо них по карте; — устанавливатьзависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; — работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказыватьпо рисунку об экологических связях в пустыне, моделироватьхарактерные цепи питания; — сравниватьприроду зоны пустынь с природой степей; — обсуждатьэкологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; — изображать участок пустыни; — характеризоватьзону пустынь по плану; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
  Природные зоны: основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) У Чёрного моря Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу. Курорты Черноморского побережья. Дендрарий города Сочи. Национальный парк «Сочинский». Никитский ботанический сад в Ялте Практическая работа:с картой природных зон — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьи показыватьна карте зону субтропиков, рассказыватьо ней по карте; — устанавливатьпричины своеобразия природы субтропической зоны; — работать в паре: знакомитьсяпо материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, рассказыватьпо рисунку об экологических связях, моделироватьхарактерные цепи питания; — обсуждатьправила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья; — совершатьс помощью Интернета виртуальные экскурсии в Дендрарий города Сочи, национальный парк «Сочинский», Никитский ботанический сад; — обсуждатьрассказ «В пещере» ; — работатьс терминологическим словариком; — характеризоватьзону субтропиков по плану; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
  РАЗДЕЛ «РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» (12 ч)
  Родной край — частица страны Наш край Политико-административная карта. Наш край на карте. Карта родного края. Общая характеристика родного края — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: знакомитьсяс политико-административной картой; находитьна политико-административной карте свой регион; знакомитьсяс картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; — характеризоватьродной край по предложенному в учебнике плану; — оцениватьсвои достижения на уроке
  Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) Поверхность нашего края Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — описыватьпо своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находитьна карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; искатьв краеведческой литературе необходимую информацию о форме земной поверхности края.
      — обсуждатьмеры по охране поверхности своего края; — изготавливатьмакет знакомого участка поверхности родного края; — работать со взрослыми: интервьюироватьвзрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
  Водоёмы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений) Водные богатства нашего краяВодные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде Экскурсияк водоёму, определение источников загрязнения водоёма — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе: составлятьсписок водных объектов своего региона; описыватьодну из рек по приведённому в учебнике плану; составлятьплан описания другого водного объекта (например, озера, пруда); — моделироватьзначение водных богатств в жизни людей; — выявлятьисточники загрязнения близлежащих водоёмов; — обсуждатьрассказ «Бутылочная почта»; — участвоватьв водоохранных мероприятиях в городе (селе); — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
  Полезные ископаемые родного края Наши подземные богатстваВажнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств Наблюдения Наблюдения изучаемых объектов природы, залежей полезных ископаемых, способов их добычи и использования (согласно местным условиям) Практическая работаНанесение условных знаков полезных ископаемых на контурную карту — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьна физической карте условные обозначения полезных ископаемых; — практическая работа в группе: определятьполезное ископаемое, изучатьего свойства, находитьинформацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описыватьизученное полезное ископаемое по плану; — готовитьсообщение и представлятьего классу; — сравниватьизученные полезные ископаемые; — работать со взрослыми: выяснятькакие полезные ископаемые имеются в регионе; — искатьв краеведческой литературе сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; — обсуждатьрассказ «И камень достоин уважения»; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
  Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека Земля-кормилица Разнообразие почв, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьтипы почв на иллюстрациях учебника и образцах; — работать в паре: искатьв краеведческой литературе информацию о типах почв своего региона, об охране почв в регионе; — изготавливатьмакет разреза почвы; — доказыватьогромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — обсуждатьрассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами»; — — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
  Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества Жизнь леса Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: распознаватьрастения смешанного леса в гербарии; по иллюстрациям в учебнике; — устанавливатьэкологические связи в лесу; — рассказыватьпо своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; — моделироватьцепи питания, характерные для лесного сообщества региона; — обсуждатьнарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, — предлагатьпути решения экологических проблем; — характеризоватьлесное сообщество региона по данному в учебнике плану; — обсуждатьматериалы рассказов о лесах; — работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью леса, распознаватьобитателей леса; — делать выводы, отвечатьна итоговые вопросы; оцениватьдостижения на уроке.
  Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества Жизнь луга Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов Моделироватьцепи питания на лугу — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: описыватьлуг по фотографии, — распознаватьрастения луга в гербарии; — знакомитьсяс животными луга по иллюстрации учебника; выявлятьэкологические связи на лугу; — рассказыватьпо своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона; — моделироватьцепи питания на лугу, — осуществлятьвзаимопроверку и коррекцию знаний; — характеризоватьлуговое сообщество по данному в учебнике плану; — сравниватьприродные особенности леса и луга; — приводитьпримеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлятьнарушения экологических связей по вине человека, — предлагатьпути решения экологических проблем; — обсуждатьрассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; — составлятьпамятку «Как вести себя на лугу»; — работать со взрослыми: наблюдатьза жизнью луга, распознаватьобитателей луга; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
  Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества Жизнь в пресных водах Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана Моделироватьцепи питания на лугу — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; работать в паре: описыватьводоём по фотографии; определятьрастения пресного водоёма; — узнаватьпо иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; — выявлятьэкологические связи в пресном водоёме; — рассказыватьпо своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края; — моделироватьцепи питания в пресноводном сообществе своего региона; — характеризоватьпресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; — узнать оспособах приспособления растений и животных к жизни в воде; — искатьв учебнике и дополнительных источниках информацию о пресноводных обитателях, обсуждатьеё; — наблюдатьза жизнью пресного водоёма, распознаватьего обитателей; — делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке.
  Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений) Экскурсии в природные сообщества родного края Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся — Наблюдатьобъекты и явления природы; — распознаватьприродные объекты; — фиксироватьрезультаты наблюдений; — сравнивать, анализировать и обобщатьрезультаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.
  Дикорастущие и культурные растения. Значение труда в жизни человека и общества Растениеводство в нашем краеРастениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — выявлятьзависимость растениеводства в регионе от природных условий; — работать в группе: знакомитьсяпо мате- риалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовитьсообщения, представлятьих классу; — практическая работа: определятьс помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различатьзёрна зерновых культур; — различатьсорта культурных растений (на примерах, характерных для региона); — работать со взрослыми: наблюдатьза весенними работами в поле, огороде, саду, участвоватьв посильной работе по выращиванию растений; — — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
  Дикие и домашние животные. Значение труда в жизни человека и общества Животноводство в нашем краеЖивотноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — выявлятьзависимость животноводства в регионе от природных условий; — работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовитьсообщения, представлятьих классу; — различатьпороды домашних животных (на примерах, характерных для региона); — работать со взрослыми: наблюдатьза трудом животноводов, участвоватьв посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
  Человек и природа Презентация проектов (по выбору)Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: — искатьинформацию в дополнительных источниках и в Интернете; — посещатьмузеи, обрабатыватьматериалы экскурсий; — интервьюироватьстарших членов семьи, других взрослых; — готовить иллюстрациидля презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); — готовить текстысообщений; — выступать с сообщениемв классе; — оцениватьсвои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.
  РАЗДЕЛ «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» (5 ч)
  Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена Начало истории человечества История первобытного мира. Первобытное искусство Экскурсияв краеведческий музей. Составление рассказа о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона — Знакомитьсяс разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбиратьпроекты для выполнения; — пониматьучебные задачи урока и стремитьсяих выполнить; — определятьпо «ленте времени» длительность периода первобытной истории; — узнать ороли огня в приручении животных; — анализироватьиллюстрации учебника; — рассказыватьна основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; — пониматьроль археологии в изучении первобытного мира; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке
  Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов Мир древности: далёкий и близкийИстория Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки Творческая работа. Презентация сообщения о роли появления и развития письменности в древности для развития человечества, — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьпо «ленте времени» длительность истории Древнего мира; — находитьна карте местоположение древних государств; — искать нужнуюинформацию в учебнике, дополнительной литературе, анализироватьтекст учебника и сопоставлять его с иллюстрациями; — готовитьсообщения и презентоватьих в классе; — обобщатьсведения о древних государствах, их культуре, религиях, — выявлятьсходство и различия; — пониматьроль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлятьалфавиты древности; — пониматьроль археологических находок для изучения истории древних государств; — работатьс терминологическим словариком; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке  
  Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов Средние века: время рыцарей и замков Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания Практическая работа. Подготовка сообщения об изобретении книгопечатания — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сопоставлятьдлительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определятьпо «ленте времени» длительность Средневековья; — находитьна карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; — описыватьпо фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставлятьисторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; — развиватьвоображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; — сопоставлятьмировые религии, выявлятьих сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; — пониматьважность изобретения книгопечатания для человечества; — выполнятьзадания из электронного приложения к учебнику; — работатьс терминологическим словариком; — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке  
                       

Наши рекомендации