Пример выполнения задания 3
Известно, что ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении в Японии 79 лет, а на Украине - 69. Уровень грамотности соответственно 99 и 87,5%. Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в Японии 70%, а на Украине -17,9%. Реальный ВВП на душу населения 37 850 долл. в Японии, а на Украине эта величина на 97,5% меньше.
Найдите индексы развития человеческого потенциала для Японии и Украины и сделайте вывод, в каком соотношении находится уровень жизни этих стран.
Известно, что индекс развития человеческого потенциала - это средняя арифметическая из индексов показателей:
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении:
2. Уровень образования, который складывается из индекса грамотности старшего поколения:
и из индекса совокупной доли учащихся моложе 25 лет в численности населения:
Тогда индекс уровня образования:
т.е. J(2)1+ J(2)2;
3. Реальный доход объема ВВП на душу населения:
В итоге индекс развития человеческого потенциала:
Произведем расчеты всех этих показателей в таблице.
Таблица 7. Расчеты показателей к заданию 3 (пример)
Показатели | Обозначения показателей | Япония | Украина |
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни | J(1) | ||
2. Индекс уровня образования: а) индекс уровня грамотности старшего населения | J2(1) | 2/3*0,99=0,66 | 2/3*0,85=0,58 |
б) индекс совокупной доли учащихся моложе 25 лет в численности населения | J2(2) | 1/3*0,70=0,23 | 1/3*0,179=0,06 |
Итого индекс уровня образования | J(2) | 0,66+0,23=0,89 | 0,58+0,06=0,64 |
3. Индекс ВВП на душу населения | J(3) | ||
Индекс развития человеческого потенциала | Jрчп |
Сделаем вывод. Индекс развития человеческого потенциала в Японии значительно превышает этот показатель на Украине. Следовательно, уровень жизни на Украине в 5,8 раза ниже, чем в Японии (2,9 / 0,5 = 5,8).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.
2. Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики. – М.: Инфра-М, 2000. – 413 с.
3. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е. Экономическая статистика. – М.: Инфра-М, 2003. – 480 с.
4. Курс социально-экономической статистики /Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – 741 с.
5. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика. – М.: Юристъ, 2004. – 461 с.
6. Социальная статистика /Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 415 с.
7. Статистика /Под ред. В.Г. Ионина. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2002. – 311 с.
8. Харченко Л.П. Статистика. – М.: Инфра–М, 2000. – 310 с.
9. Сайт Федеральной службы Госкомстата РФ - http://www.gks.ru.
10. Сайт территориального органа Федеральной службы Госкомстата РФ по Приморскому краю - http://www.primstat.ru.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения…………………………………………………………………………3
Задание к контрольной работе …………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть ……………………………………………………………………4
Основные направления изучения в социальной статистике…………………………...4
2 Практическая часть контрольной работы……………………………………………..4
Статистические показатели и анализ статистической информации…………………..4
Задание 1. Расчет относительных величин и графическое представление статистических данных……………………………………………………….……….…4
Задание 2. Расчет показателей статистики населения………………………………….8
Задание 3. Единый агрегатный показатель уровня жизни……………………….…...10
Библиографический список……………………………………………………………..14
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения…………………………………………………………..…………...3
Задание к контрольной работе …………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть. Основные направления изучения в социальной статистике…………..……………………………………………..………...………...4
2 Практическая часть. Статистические показатели и анализ статистической информации...………………………………………………………………..……….4
Задание 1. Расчет относительных величин и графическое представление статистических данных…………..……………………………….……….…4
Задание 2. Расчет показателей статистики населения………………………………….8
Задание 3. Единый агрегатный показатель уровня жизни……………………….…...10
Библиографический список……………………………………….………………….14