Подготовка статистического наблюдения
Любое статистическое наблюдение начинается с постановки цели исследования и определения объекта наблюдения.
Основной практической целью статистического наблюдения является получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.
Объект статистического наблюдения — некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).
Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения — первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек или семья; при бюджетных обследованиях - семья или домашнее хозяйство.
Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы, т.е. субъекта, от которого поступают данные о единице наблюдения. Так, при организации переписи населения информация поступает от счетчиков (людей, которые проводят перепись). В некоторых случаях единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если проводится исследование предприятий промышленности по стоимости основных фондов, то само предприятие будет одновременно являться и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией.
Исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения разрабатывается программа наблюдения - перечень показателей (вопросов), подлежащих регистрации.
От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации, поэтому, как правило, она содержит только существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Например, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, наличии детей и т.д., а при бюджетных обследованиях программа содержит вопросы об источниках доходов и расходах.
Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы программа оформляется в виде документа единого образца, называемого статистическим формуляром.
Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.
Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный - о нескольких единицах.
Кроме формуляра также разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на оборотной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.
Помимо этого, при организации наблюдения составляется его организационный план, который включает:
1. Определение субъекта наблюдения, т.е. органа, который будет осуществлять наблюдение.
2. Выбор места проведения обследования – решение этого вопроса зависит главным образом от цели наблюдения: если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны; при сборе сведений о стоимости потребительской корзины в г. Москве местом проведения обследования будет территория только этого города.
3. Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:
а) установление критического момента или интервала времени
Под критическим моментом понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.
б) определение срока (периода) наблюдения.
Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных.
Важнейшее место в организационной работе также занимает подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, предоставляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов; массовая работа, разъясняющая населению значение, цели и задачи предстоящего обследования.
Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, составляется календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно дня каждой организации, занятой в проведении обследования.