Классификация затрат на качество
Экономические проблемы качества
Экономические проблемы качества
Международный стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь» версии 1994 года — подчеркивает, что все упоминаемые понятия о качестве имеют экономическое значение. Это значит, что управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта (прибыли), при административном управлении качеством акцент также должен делаться на экономические факторы.
Влияние качества на прибыль
Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
- отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
- удовлетворяет требованиям потребителей;
- соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
- отвечает требованиям общества;
- учитывает требования охраны окружающей среды;
- предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
- является экономически выгодной (т. е.приносит прибыль).
Эти требования к продукции могут быть обеспечены черезпроектирование эффективной системы качества в организации.
Как для организации, так и для потребителя имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции. Рекомендуется:
а) в вопросах, связанных с достижением экономического эффекта (прибыли):
• в отношении потребителя — уделять внимание сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;
• в отношении организации — уделять внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка;
б) в вопросах, связанных с затратами:
§ в отношении потребителя — уделять внимание затратам на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, его затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
§ в отношении организации уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
в) в вопросах, связанных с рисками:
§ в отношении потребителя — уделять внимание таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия;
§ в отношении организации — уделять внимание рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.
Классификация затрат на качество
Затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.
При этомк затратам, связанным с качеством, относят затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы).
Международные стандарты дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации рекомендации только по некоторым методамкалькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя)в рамках системы качества:
1. Метод калькуляции затрат на качество.
К составляющим затрат относятся следующие:
а) Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.)
б) Оценивание: испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;
в) Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак).
г) Внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки; связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).
2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.
Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:
а) Стоимость соответствия: затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
б) Стоимость несоответствия: затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
3. Метод определения потерь вследствие низкого качества.
При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т. п. Материальные потери представляют собою внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.