Законодательство и программно- целевой подход в формировании стратегии ресурсосберегающей деятельности
Тема3.1 Нормативно- правовое регулирование ресурсосбережения
Законодательство и программно- целевой подход в формировании стратегии ресурсосберегающей деятельности
К основным нормативно- правовым актам в области ресурсосберегающей деятельности относят:
1. Закон Республики Беларусь от 15.07.1998г. N190-З «Об энергосбережении» (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З).
2. Директива Президента Республики Беларусь от 14.06.2007г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»
3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №21,2008г.),
4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020г., одобренная Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол №25 от 22 июня 2004г.),
5. Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Беларуси от 24.12.2010 №1882.
6. Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» от 20.07.2007 N 271-З с изменениями и дополнениями от 08.07.2008г. №367-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1464) и от 28.12.2009г. № 93-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1645);
7. Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27.12.2010г. № 204-3
8. Национальная программа развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 мая 2011 года № 586
Программа определяет основные направления образовательной деятельности средней школы №37 г.Минска по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения.
Цель Программы— увеличение использования имеющихся внутренних резервов школы, способствующих экономии, энергосбережению (рациональному использованию воды, света, газа и сокращению их потерь).
Основные направления реализации Программы:
- анализ существующей ситуации;
- создание нормативно-правовой базы энергосбережения;
- развитие энергосберегающей среды в школе;
- совершенствование материально-технической базы учреждения;
- организация комплексной системы учета ТЭР;
- внедрение современных энергоэффективных технологий, процессов, оборудования и материалов;
- внедрение приборов учета и автоматического регулирования в системах тепло-, газо- и водоснабжения;
- внедрение энергосберегающих осветительных приборов, систем автоматического регулирования освещения;
- просвещение в области энергосбережения;
- совершенствование воспитательной системы по формированию у учащихся культуры энерго- и ресурсосбережения, практических навыков рационального использования энергоресурсов, бережного отношения к имуществу;
Механизм регулирования ресурсосбережения рассматривается как совокупность элементов ресурсосбережения в их взаимодействии, методов управления, позволяющих целенаправленно влиять на конечные результаты хозяйственной деятельности производственных структур. Выделены и исследованы критерии и факторы, обусловливающие применение программно-целевого управления в сфере ресурсосбережения. Проведена классификация целевых (комплексных) программ. Обоснованы выводы о совершенствовании организационных форм реализации целевых (комплексных) программ в сфере энерго-и ресурсосбережения.
Обосновывается система экономических и финансовых мер по обеспечению ресурсосбережения. В частности, вносятся предложения по повышению мер стимулирования за экономию ресурсов, их рациональному использованию. Отмечается, что в совокупности мер по обеспечению эффективного использования ресурсов важная роль принадлежит информационному обеспечению.
Проанализированы виды ответственности за нерациональное и неэффективное использование ресурсов. Выделены объекты административной ответственности в сфере ресурсосбережения. Вносятся предложения по установлению мер административной и уголовной ответственности за нарушение норм, требований по рациональному использованию топливно-энергетических, лесных ресурсов, в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции.
Рациональное использование ресурсов (материальных, сырьевых, энергетических) определяется уровнем осуществления контроля и надзора в этой сфере деятельности. Проведена классификация видов контроля и надзора в зависимости от содержания деятельности государственного органа (организации). В сфере контрольно-надзорной деятельности функционирует множество надзорных органов, деятельность которых регулируется различными нормативными правовыми актами. Обосновывается предложение о необходимости разработки и принятия единого нормативного правового акта о порядке проведения надзора за рациональным использованием ресурсов.
Законодательство в сфере ресурсосбережения должно представлять целостную систему, все элементы которой находились бы во внутренней, иерархической взаимосвязи и взаимозависимости. В этой связи актуальное значение имеет совершенствование правового регулирования в сфере ресурсосбережения.
Обосновываются выводы о целесообразности принятия Закона о ресурсосбережении, в котором необходимо закрепить концептуальные положения в этой сфере: а) объект правового регулирования и управления, выражающейся в рациональном использовании материальных, сырьевых и энергетических ресурсов в процессе получения ресурсов, их хранения, производства и реализации производственных товаров (продукции); б) субъекты регулирования и управления в сфере ресурсосбережения и их компетенцию. Основное содержание Закона составляли бы организационные, финансовые, правовые вопросы ресурсосбережения.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в нормотворческой деятельности при разработке нормативных правовых актов в сфере ресурсосбережения, научно-исследовательской работе и учебном процессе при разработке и чтении спецкурса «Основы ресурсосбережения в Республике Беларусь», при подготовке учебников и учебных пособий по административному праву.
Результаты исследования создадут организационно-правовую базу для оптимизации общественных отношений, связанных с ресурсосбережением в Республике Беларусь, приведут к повышению эффективности государственного регулирования в сфере ресурсосбережения, разграничению компетенции между различными субъектами управления в этой сфере, повышению мер стимулирования, а также ответственности за нерациональное использование материальных