Причины возникновения естественной монополий.
Существует ряд вероятных факторов происхождения монополии, в связи с которыми монополии разделяют условно на естественные и искусственные.
Естественная монополия поначалу принималась в качестве природной монополии, то есть как уникальный природный ресурс [7, c.134].
Естественная монополия – сектор экономики, в котором долгосрочные средние издержки малы только лишь в том случае, если лишь одна компания обслуживает целый рынок. В таком случае название естественной монополии получило положение, когда одна крупная компания в какой-либо области будет осуществлять производство блага деятельность с наиболее невысокими издержками, нежели ряд небольших компаний.
Естественная монополия возникает в организациях, удовлетворяющих весь рынок определенными товарами или услугами, обладающими исключительными и уникальными компонентами изготовления, природными ресурсами (например шахтой с единственными известными залежами определенного полезного ископаемого и др). Кроме того, это организации, которым принадлежат отрасли, обладающие наиболее существенной и важной ролью для населения (ж/д автотранспорт, военно-промышленная отрасль и т. п.).
Основанием возникновения естественных монополий представляется экономность от масштаба производства (чем значительнее производство продукта, тем ниже обычные затраты в его изготовлении). Экономия от масштаба объясняется спецификами научно-технических критериев производства.
Одним из примеров естественной монополии мы видим городской автотранспорт. Для некоторых видов транспорта необходимо наличие совокупности рельсов, проводов, туннелей. К примеру, метрополитен, трамваи, троллейбусы. И наличие 2-ух создающих конкуренцию компаний малоэффективно.
То же следует отметить и насчет муниципальных общественных служб (водоснабжение, канализация, электричество). Сбережение от масштаба производства делает выгодным наличие всех данных организаций в едином экземпляре. [1,с.136]
Естественная монополия обусловлена не только лишь промышленными критериями, но и незначительным объёмом рыночного спроса.
Рассмотрим сейчас соотношение плюсов и минусов в отношении существования отраслей, где численность эффективных компаний равна единице (сфера естественной монополии).
Плюсы:
• возможность по максимуму пользоваться эффектом от масштаба производства, что приведёт к уменьшению издержек на изготовление единицы продукта;
• возможность мобилизации существенных экономических ресурсов с целью укрепления средств производства в надлежащей степени;
• возможность применения достижений научно–технического прогресса;
• возможность следования общим стандартам на изготавливаемую продукцию и предоставляемое обслуживание;
• возможность смены рыночно-экономической системы внутрифирменной иерархией и концепцией контрактных взаимоотношений, что даст возможность снизить издержки, сопряженные с риском и неопределенностью.
Минусы:
• возможность определять уровень продажной стоимости, формировать соблазн возложить затраты в существенной мере на покупателя, который никак не сможет повлиять на изготовителя;
• возможность заблокировать технический прогресс;
• возможность “экономить” из-за понижения качества изготавливаемой продукции и предоставляемых услуг;
• возможность принимать форму административного диктата, заменяющего экономический механизм.
Очевидно, что у естественной монополии плюсы делаются минусами и наоборот. Данная модель экономической организации сильно противоречива. И мы не можем определенно установить, что же перевешивает – плюсы либо минусы.
Наличие естественных монополий хорошо тем, что они приносят большой финансовый прирост от крупных масштабов производства. Здесь производят продукты с меньшими расходами согласно сопоставлению с расходами ресурсов, которые бы находились на большом количестве подобных компаний.
2.2Методы государственного регулирования естественной монополии.
Контроль над работой естественных монополий выполняется с использованием 3 главных методов:
Прямое государственное регулирование
Чаще всего система подобного регулирования обусловливается государственными законодательными актами. В частности, в Республике Беларусь действует Закон Республики Беларусь с 16.12.2002 N 162-З «О естественных монополиях», что обусловливает и сектора экономики, имеющие отношение к естественной монополии, и методы непосредственного ее государственного регулирования.
Считается, что непосредственное государственное регулирование путем установления тарифов либо главного воздействия на естественных монополистов довольно легкий и понятный метод, позволяющий уменьшить значение неблагоприятных факторов, имеющихся в их работе.
При осуществлении данного метода появляются несколько трудностей:
1) Потребность формирования органа правительственного контроля за работой природного монополиста либо придания таких функций ранее функционирующей антимонополистической структуре,
2) Трудность четкого установления действительных издержек производителя услуг — естественной монополии.
Торги за франшизу, ценовая дискриминация.
Иной метод регулировки естественной монополии связан с применением механизма финансовой системы. Это торги за франшизу (право на ведение такого рода деятельности). Торги за франшизу дали возможность в США урегулировать проблемы с отдельными естественными монополиями, к тому же наилучшим методом, чем иные методы их регулирования. Например, дерегулирование грузовых перевозок, организация работы местных авиалиний, почтовой отрасли, организация службы проводных телевизионных сетей, иногда — работа коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных путей.[9, с. 24]
Ценовая дискриминация.
Возможность применения ценовых дискриминаций есть как у естественной монополии с целью роста чистого дохода, так и у регулирующих субъектов с целью понижения совокупного отрицательного результата от деятельности этого компании естественного монополиста. Что такое ценовые дискриминации? Экономическая теория дает на этот вопрос следующий ответ — практическая деятельность определения различных цен на один и тот же продукт при условии, что отличия в стоимостях не связаны с расходами.
Предпосылки возникновения ценовых дискриминаций необходимо искать в противоречиях рыночного механизма. С одной стороны, рынок — великий усреднитель. За спиной производителей, после процесса производства, он устанавливает продажную стоимость продукта. С другой стороны, любой экономический субъект (в нашем случае — покупатель) уникален (разнообразны потребности, оценки полезностей, доходы и другое). Таким образом, при единой рыночной цене всегда есть потребители, которые готовы заплатить за этот продукт больше, нежели установившаяся рыночная стоимость. Помимо этого, нельзя сбрасывать со счетов и изолированность некоторых рынков (институциональную, географическую и др.). Это, помимо прочего, делает возможность применения разных цен на данных рынках при продаже одного и того же продукта.[12,с.71]
Естественные монополии зачастую прибегают к практике ценовых дискриминаций с целью максимизации личного чистого заработка. Для этого они сегментируют рынок. Примером подобного подхода может являться практическая деятельность установления более высоких тарифов на электрическую энергию, газ, сервисы связи, коммунальные обслуживание для компаний и учреждений и, соответственно, уменьшенных тарифов — для народа. Тем не менее, этот же инструмент способен быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое пытается облегчить бремя, связанное с монополией. Оно способно устанавливать понижающиеся цены для социально беззащитных групп народонаселения (людей пенсионного возраста, инвалидов и др.). К примеру, свободно используемая практическая деятельность льготных тарифов на всевозможные разновидности услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь немаловажным предстает источник покрытия данных льгот. Зачастую он либо не определяется, либо без определенных расчетов беспричинно перекладывается на изготовителя. Наиболее известный пример — льготы за общественные обслуживание. Число льготников уже сравнимо с численностью людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации общественной ситуации, ни хорошему воспроизводству денежных средств компании естественного монополиста.
Практика применения ценовой дискриминации может быть использована обществом не только в случае непосредственного национального регулирования естественной монополии, однако и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация делается «орудием», которое с успехом может быть применено и естественной монополией, и обществом для достижения собственных целей. В следствии появляется некоторый «баланс интересов» и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается [12, с. 96]
3 Роль естественных монополий в экономике Республики Беларусь