Готовимся к семинарским занятиям
Обычно семинарские занятия чередуются с лекциями. Предполагается, что добросовестные студенты к каждому семинару делают доклады и активно участвуют в дискуссиях. Так это или нет, вам предстоит выяснить самим, а мы постараемся подсказать, как лучше подготовиться к семинару.
Пропускать практические, семинарские и лабораторные занятия нельзя! Независимо от того, есть в группе доклады или нет, нужно готовиться к семинару так, словно вы и есть единственный и бессменный докладчик. Польза от этого мероприятия будет в первую очередь вам.
Преподаватели либо назначают докладчиков, либо предоставляют студентам самим выбрать доклады к следующему семинару. Запаситесь планами семинарских занятий заранее и наметьте для себя наиболее привлекательные темы. Когда преподаватель задает традиционный вопрос " Кто хочет взять доклад на следующий семинар", не тормозите - это ваш шанс!
Итак, тема выбрана (или назначена преподавателем). Не дожидаясь последнего момента, приступайте к поискам материалов. Иногда тема доклада звучит маловразумительно для вас, поэтому не стесняйтесь и спросите у преподавателя о чём нужно рассказать в докладе и попросите его порекомендовать книгу или учебник, наиболее приемлемый для выбранной темы.
Где искать материал? В библиотеке, читальном зале, в Интернете. В библиотеках в первую очередь смотрите нужный материал в тематических каталогах, а затем в алфавитных (как пользоваться каталогом, вам объяснит лаборант в библиотеке).
Не нужно лихорадочно ксерокопировать или сканировать заветные страницы из учебника - запутаетесь сами и утомите своих одногруппников монотонным зачитыванием чужих мыслей. Наметьте структуру доклада, самые важные имена, термины и даты, затем объедините в тезисы и сделайте вывод. Для удобства можете напечатать текст вашего доклада и периодически заглядывать в него уже в процессе выступления. Представьте себе, что вы готовите билет к экзаменам и от того, насколько вы уясните себе сам предмет (тему доклада в нашем случае), зависит ваш успех.
Предположим, вы подготовили доклад и готовы выступить. Сразу оговорим, чего не следует делать. Пытаться быстренько "отстреляться" со своим докладом, зачитав его с места. Помните, что вы - студенты Института журналистики, и вам в будущем придётся выступать перед разными аудиториями. Поэтому ломайте свои комплексы и страхи и учитесь сейчас, тем более, что ваши одногруппники всё поймут и оценят. Не читайте по бумажке!!! Это утомительно и скучно для всех. Живой рассказ вперемежку с малоизвестными фактами всегда интереснее и намного лучше запоминается. Не избегайте вопросов однокурсников! Будет лучше, если вы, закончив свое выступление, сами предложите аудитории задать вам вопросы по теме доклада. Семинар - это, прежде всего, коллективная работа, и преподаватель всегда готов вам помочь разобраться в сложных вопросах.
Теперь несколько полезных советов для начинающих докладчиков. Мы уже сказали, что зачитывать доклад - не обязательно, но можно пользоваться записями для того, чтобы не потерять основной мысли. Если попадаются труднопроизносимые имена и названия, напишите их на доске. Этим вы поможете своим коллегам лучше запомнить материал. Не пытайтесь преодолеть свою скованность размахиванием рук и чересчур эмоциональной речью. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.
Как писать реферат?
Реферат. От латинского refero - сообщаю. Краткое изложение содержания научных трудов и\или литературы по выбранной теме. Объем от 15 до 20 страниц. Сроки сдачи работы назначает преподаватель, но, как показывает опыт, менее 35% студентов сдают свои труды в указанные даты. А зря, тот же самый опыт говорит о том, что написанная и сданная вовремя работа даёт дополнительные баллы на экзаменах, а те, кто не успел, могут быть не допущены до самого экзамена.
Студент может выбрать тему сам или получить её у преподавателя, но в любом случае она должна быть заранее согласована и утверждена научным руководителем. Работы, носящие исследовательский характер, должны быть связаны с прочитанным курсом.
После того, как темы выбрана и утверждена, можно приступать к сбору информации. Нельзя ограничиваться только парой-тройкой учебников, нужно обязательно использовать справочники, энциклопедии, периодику и монографии по данной теме. Это позволит продемонстрировать более широкий кругозор и показать актуальность вопроса. Все материалы можно найти в библиотеке.
Структура работы. Конечно, любая письменная работа - это творчество, но творчество, носящее научный характер, поэтому форма изложения должна быть четко структурирована, работы в виде эссе будут забракованы преподавателями.
1. Введение: о чём будет идти речь в вашей работе, на основании каких материалов или событий и актуальность выбранной темы. Введение не должно быть громоздким, 1-2 страницы.
2. Основная часть. Как правило, состоит из нескольких глав или разделов, например, для аналитической справки 2-3, реже четыре. Разделы расчленяют тему на составляющие её блоки и следуют в хронологическом или логическом порядке. Обязательно в конце каждого раздела делайте логический переход, чтобы в следующем разделе не терялась нить рассуждений.
3. Заключение. Это вывод, итог всей работы. Содержит краткие выводы, оценку и прогноз. По объему не должен превышать 2-3 страниц.