Методические указания к выполнению практической работы

Практическая работа № 3.

«Построение системно-динамической модели в Anylogic»

Цели: изучить интерфейс и возможности пакета AnyLogic для построения моделей системной динамики, выработать навыки моделирования процесса распространения среди населения инноваций и новых продуктов; добиться автоматического выполнения операций обработки данных; научить анализировать, выделять главное, существенное при решении задачи, самостоятельно работать; оценить степень работоспособности модели; содействовать развитию профессиональных качеств; развивать умения и навыки применять: теорию при решении задач, навыки самостоятельной работы с методическими указаниями к практическому занятию, осуществлять самоконтроль, овладеть языком терминов.

Время: 2 часа.

План:

1. Модель жизненного цикла продукта. (20 мин.)

2. Создание потоковой диаграммы в AnyLogic. (50 мин.)

3. Индивидуальное задание. (20 мин.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Модель жизненного цикла продукта

Порядок выполнения работы: в ходе практической работы необходимо создать и изучить типичную системно-динамическую модель, представляющую интерес в экономике. Это модель распространения среди населения инноваций и новых продуктов, разработанная Франком Бассом (Frank Bass, 1969). Среди бизнес-аналитиков она является одной из самых популярных моделей исследования рынка новых продуктов.

Модель представляет собой динамику процесса превращения потенциальных покупателей нового продукта (PotentialAdopters) во владельцев продукта (Adopters). Изначально продукт никому не известен, и для того, чтобы люди начали его приобретать, он рекламируется. В итоге люди покупают продукт либо под воздействием рекламы, либо узнав о нем от знакомых, по «сарафанному радио». Эффективность рекламы пропорциональна числу людей, на которых она действует, т.е. числу потенциальных покупателей.В свою очередь, эффективность «сарафанного радио» зависит от числа людей, уже купивших продукт. Иными словами, в данной модели должна быть отражена структура взаимных зависимостей характеристик и параметров системы.

Для описания модели в терминах системной динамики необходимо опре­делить ключевые переменные модели и их влияние друг на друга, а затем соз­дать потоковую диаграмму модели. При создании потоковой диаграммы нужно учесть, какие переменные должны быть представлены накопителями, какие потоками, а какие - вспомогательными переменными.

Накопители (также называемые уровнями или фондами) представляют собой такие объекты реального мира, в которых сосредотачиваются некоторые ресурсы; их значения изменяются непрерывно.

Потоки - это активные компоненты системы, они изменяют значения накопителей. В свою очередь, накопители системы определяют значения потоков.

Вспомогательные переменные помогают преобразовывать одни числовые значения в другие; они могут произвольно изменять свои значения или быть константами.

При создании потоковой диаграммы выявляются переменные, которые накапливают значения с течением времени. В данной модели численности потребителей и потенциальных потребителей продукта являются накопителями, а процесс приобретения продукта - потоком.

Системно-динамическое представление данной модели показано на рис. 1. Накопители обозначаются прямоугольниками, поток - вентилем, а вспомогательные переменные - кружками. Стрелки обозначают причинно­-следственные зависимости в модели.

методические указания к выполнению практической работы - student2.ru

Рис. 1. Системно-динамическое представление модели

Наши рекомендации